Оборудование. Запись на аудиокассете песни Д.Д. Шостаковича «Хороший день», вальса «Времена года» П.И. Чайковского, пьесы «Вечер» С.С. Прокофьева, фрагмент концерта А. Вивальди «Лето».
Учитель: Когда начинается лето? Оно наступает незаметно. Приход весны и осени мы видим сразу: весною тает снег, падают длинные тени на землю, щебечут птицы. Осенью — слякоть, желтая листва, ветер, мелкий надоедливый дождь.
А лето незаметно приходит на смену весне. Воздух прогрет, дышится легко. Солнце, петухи и пастушьи рожки будят утром, а вечером засыпаешь под стрекот кузнечиков. Дети, а вы прислушивались к лету? Какие звуки у лета? (Птицы поют, листва шумит, чирикают суетливые воробьи, нежно журчат ручейки)
— А вы знаете, что такое зной? (Жара)
— Какое стихотворение о лете вы прочитаете?
1-й ученик:
Веселое лето,
Всем дорого ты.
В лучах ароматных
Пестреют цветы.
2-й ученик:
А в рощице пташек
Звенят голоса,
Их песни хвалою
Летят в небеса.
Отрывок из стихотворения А. Плещеева
Учитель: Вот как ярко, образно описал поэт лето. А теперь мы послушаем песню «Хороший день» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Учащиеся слушают песню в исполнении преподавателя музыки или прослушивают аудиокассету.
О чем поется в песне? (Ребята отвечают) Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный, звонкий). Есть ли вступление у песни? (Да). Какой темп? (Быстрый) А я бы добавила, что характер песни приподнятый, ведь после прослушивания у нас поднялось, улучшилось настроение.
Какие изменения в природе происходят летом? (Жаркие дни, растения набирают полную силу, начинают созревать плоды и семена. У животных появляются детеныши. Человек начинает убирать урожай зерновых культур с полей, фрукты, ягоды, некоторые овощи. Дожди теплые, часто с грозами...)
Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август) Это время года очень щедро на тепло и свет. Давайте же немного отдохнем.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем руками,
Громко топаем ногами!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
(Ребята садятся на места) Продолжим наш разговор о лете. Да, лето — это здорово! А какое чудо — летний теплый дождь! Кто расскажет стихотворение о дожде?
1-й ученик:
«Золото, золото падает с неба», —
Дети кричат и бегут за дождем...
2-й ученик:
Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Отрывок из стихотворения А. Майкова
Учитель: От дождя зависит, будет ли урожай обильным. Дождику радуются дети. Как прекрасен цветущий луг! Какие цветы вы знаете? (Ромашки, одуванчики, васильки). — А еще незабудки, иван-да-марья, клевер и многие другие. Давайте представим себе поляну с цветами. (Ребята исполняют «Таней цветов» (импровизация) под вальс на выбор учителя)
Учитель: Давайте представим себе, что мы на прекрасной летней полянке. Посмотрим внимательно вокруг и рассмотрим насекомых на нашей поляне. Кого вы видите? (Бабочку, стрекозу, муравьев)
Учитель: Давайте все вместе подойдем и посмотрим на муравейник. Смотрите, как трудятся муравьи. Они постоянно в движении, в работе.
Присядем на полянке и послушаем мелодию лета. Она называется «Июнь», а написал ее Петр Ильич Чайковский.
(Звучит фрагмент аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года»)
Учитель: Был прекрасный летний день, а теперь запоздалый летний вечер. Почему запоздалый? Когда темнеет летом? (Поздно) Правильно. Вот послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева, который очень ярко описывает это явление:
Бледно-розовой полоской
Зорька гаснет за горой.
Дремлет колос, наклоняясь
Над росистою межой,
День прощается с землею,
Тихо-тихо ночь идет,
В небе месяц за собою
Звезды ясные ведет.
Послушайте пьесу «Вечер» Сергея Сергеевича Прокофьева. (Звучит фрагмент музыки) Какой характер музыки? (Добрый, нежный, ласковый, легкий, серебристый)
Учитель: Да, ребята, музыка рисует, изображает чудный теплый летний вечер. А в конце нашей встречи с летом я хочу спросить вас: «Какие композиторы обращались в своем творчестве к временам года?» (Чайковский, Вивальди)
Да, правильно. И сейчас мы услышим фрагмент концерта А. Вивальди «Лето» (кассета «Природа в музыке» О. Радыновой). Мне хотелось бы услышать от вас, какая это музыка? (Яркая, солнечная, радостная) О чем она вам рассказала? Что вы услышали в ней? (Жаркий полдень. Жужжат мухи, пчелы. Вдруг поднимается ветер, гремит гром, начинается ливень) Правильно. А в чьем исполнении прозвучал концерт? (В исполнении оркестра) Какие музыкальные инструменты вы слышали? (Скрипки)
Учитель предлагает немного отдохнуть и приглашает на игру группу ребят (от пяти до десяти).
По кругу (около классной доски или на свободном месте в аудитории) лежат «съедобные» и «несъедобные» грибы (бутафорские или нарисованные картинки). «Съедобных» грибов на один меньше, чем участников.
Звучит музыка, участники двигаются по кругу, музыка обрывается, игроки должны взять только съедобный гриб. Несъедобные грибы в данной игре использованы для усложнения задачи. Кто остался без съедобного гриба — выходит, лишний гриб убирается.
Побеждает последний игрок.
Учитель: Быстро рассаживайтесь на свои места, потому что нам предстоит небольшое путешествие по Стране сказок.
В Стране сказок даже самые обыкновенные вещи становятся сказочными и с ними происходят разные чудеса. Вы собрались в школу, сложили вещи в портфель. А пока вы идете, они рассказывают друг другу удивительные истории.
Как вы думаете, о каких чудесах рассказал своим друзьям учебник (карандаш, ластик, ручка и т.д.)? (Краткие рассказы учеников)
Вот что однажды приключилось с книгой «По дорогам сказок». В ней перепутались страницы из разных сказок, а некоторые страницы потерялись. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван Царевич в путь за Василисой Премудрой в царство Кощея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, утки. Как теперь освободить ему Василису Премудрую?
Делать нечего: пошел Иван Царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как...
Расскажите о необыкновенных приключениях Ивана Царевича, о том, как ему помогли герои других сказок. Сочиняя новую волшебную сказку, постарайтесь использовать сказочные выражения, такие как...
(Прослушиваются краткие сочинения — сказки ребят)
— «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди...»; «Это что за служба! Это — службишка, служба будет впереди...»; «Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди!»; «Долго ли, коротко ли»; «Близко ли, далеко ли»; «Низко ли, высоко ли»; «Далеким-далеко, высоким- высоко», «Ни много ни мало»; «Думай не думай, коли не сделаешь дела, то мой меч — твоя голова с плеч!»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
(Прослушиваются краткие рассказы-сказки учеников)
По окончании утренника учитель делает вывод, что если серьезно и внимательно слушать музыку, то можно представить события, о которых идет речь в названии произведения или представить природу, явления природы в различные времена года.
Конкурсная программа для младших школьников
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября
Ирина Александровна Бараненко # 17 января 2016 в 19:20 0 | ||
|