Автор: Бякова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Коляновская СОШ Ивановского муниципального района Ивановской области.
Цель: Формирование краеведческих знаний на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.
Задачи:
1) Образовательная: знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;
2) Развивающая: развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;
3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.
Оборудование: экспозиция школьного музея «Русская изба» (при отсутствии подобной постоянной экспозиции в школьном музее возможно составление временной экспозиции на основе отдельных предметов крестьянского быта из частных (домашних) коллекций обучающихся, особенно сельских школ).
Подготовительная работа:
1) Подбор загадок,
2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена,
3) Подготовка чтецов,
4) Покупка призов,
5) Музыкальное сопровождение.
1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.
2. Поэтическая страница.
3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.
4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.
5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.
1. Особенностью этого занятия является форма его проведения – конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогают старшие экскурсоводы – они указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.
Группа ребят должна быть не более 12 человек, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Школьник может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.
Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.
2. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:
Автор: Поперечный А.Г.
1 ученик
Здравствуй,
В отсвете заката,
Деревянная изба!
У больших домов —
За кадром —
Ты средь них одна
Из ста.
Спит изба.
Лишь пляшут тени
По углам,
До потолка.
2 ученик
Над избой Телеантенна
Словно крест
Под облака.
Дух укропный
От порога
Прямо душу окропит.
На печи
Спят ахи-охи,
Кот мурлычет,
Дед храпит…
3 ученик
Тихо скрипнут половицы.
В горнице зажжется свет.,.
Мне бы низко поклониться,
Тихо вымолвить:
«Привет».
И сказать в пространство глухо
Не хозяйке, так себе:
«Очень пахнет русским духом
В вашей солнечной избе»
Разделы конкурсной программы:
1. Своя-то избушка как милая подружка
2. Красна река берегами, а обед – пирогами.
3. Мастерские руки – от доброй науки
4. Умей дело делать, умей и позабавиться.
Много здесь экспонатов отличных,
Изучив их, мы станем умней,
И историю знать помогает
Краеведческий школьный…………..(МУЗЕЙ)
Своя-то избушка как милая подружка
1. И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет.
Всё, как есть, оно покажет (зеркало)
2. Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота (печь)
3. Деревянная дорога
Вверх ведёт она отлого,
Что ни шаг – то овраг (лестница)
4. У бабушки сейф,
Он давно уже не новый.
И к тому же совсем не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у неё в уголочке
В нём бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи
Пуховый платочек
И пенсию даже (сундук)
5. Много пуха, но не птица,
День и ночь в мешке таится.
Если к ней щекой прижаться,
То цветные сны приснятся (подушка)
6. Встану рано – подойду к Роману
Длинному носу – пустой голове (рукомойник)
7. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Всегда под рукою.
Что это такое? (полотенце)
8. Черненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает (замок)
9. Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём не спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся (керосиновая лампа)
Красна река берегами, а обед – пирогами.
1. Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен, коль сядет обедать семья (стол)
2. Он круглый, но не шар,
Медный, но не монета
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром,
Ведь зовут его в веках люди…… (самоваром)
3. Немного жил,
Многих кормил.
Упал, пропал,
Костей не собрал (глиняный горшок)
4. Длиннохвостая лошадка
Принесла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот (ложка)
5. Купили новенькое –
Такое кругленькое.
Качают в руках,
А оно всё в дырках (решето)
6. Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил……(ухват)
7. Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не купить уже на рынке
Нынче глиняную ….(кринку)
Мастерские руки – от доброй науки
1. На речку пошла за водою сестра
И вскоре приносит два полных ведра.
Ни капельки не было её тяжело.
Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)
2. Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне, унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Красивые и гладкие.
Значит, я надёжный друг –
Металлический…….(утюг)
3. Наша тётушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке (швейная машинка)
4. Врать не привык –
На спине язык.
Что скажет
Люди верят (весы)
5. Верчусь. Верчусь – не потею,
Только всё больше толстею (веретено)
6. Стоит свинка –
Вырезана спинка (челнок)
7. Хор – хорки,
И опять в портки (брусок для заточки косы)
Умей дело делать, умей и позабавиться
1. Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (книга)
2. Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент (балалайка)
3. То толстеет,
То худеет,
На весь дом голосит (гармонь)
4. С горы – коняшки,
В гору - деревяшки (санки)
5. Деревянные гонцы,
Словно братья-близнецы!
На лыжне вдвоём всегда
Друг без друга никуда.
Подведение итогов.
Когда закончится основная часть занятия или в качестве динамической паузы детям предлагается посмотреть видеоклипы, которые можно скачать с сайта viki.ru:
Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/
Ходики с кукушкой http://viki.rdf.ru/item/1111/download/
Чудо балалайка http://viki.rdf.ru/item/1948/download/
При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята сделали вывод о важности каждодневного труда в жизни крестьянина, Одетые в русские национальные костюмы дети инсценируют фрагмент народной песни:
Весело мы, весело
По селу идём,
Мы венки душистые
С песнями несём.
- А венки из золота,
Молодые жницы?
- Лучше, чем из золота:
С поля из пшеницы!
Ребята обсуждают, как они поняли смысл этой песни, задумываются о том, а как сейчас люди относятся к труду, своему дому, предметам быта. Хорошо, если ребята вспомнят пословицы и поговорке о труде, народной жизни, объяснят их смысл.
Дома предлагается нарисовать интерьер русской избы, сделав акцент на одном из запомнившихся экспонатов. В дальнейшем школьники могут прокомментировать свой рисунок, объяснить, чем запомнился тот или иной экспонат, какую роль выполняет он в крестьянском обиходе. Педагог оформляет выставку рисунков, например, к Международному дню музеев (18 мая).
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Игра счастливый случай для младших школьников
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Ирина # 13 февраля 2014 в 14:49 0 |
Очень понравилась разработка...спасибо за идеи... |