Игры на развитие восприятия и речи у детей 4-6 лет

Развивающие игры в буквы и слова для дошкольников средней – старшей группы

Весёлые затеи Дядюшки Книголюба

Вам потребуются: 1. Оберните книгу в обложку и наклейте на нее глазки, носик, усы и улыбку — у вас получится сказочный персонаж Дядюшка Книголюб.

2. С помощью шаблона вырежьте азбуку — цветной домик с буквами (в красных окошках домика — буквы с гласным звуком, в синих окошках — буквы с согласным звуком).

Шаблон

Прочитайте вслух!

Здравствуй, мой милый друг! Все мои знакомые и приятели называют меня Дядюшка Книголюб. Мой дом — это уютный книжный шкаф в большой библиотеке. Ты знаешь, что такое «библиотека»? Если нет, обязательно спроси родителей.

Я расположился на самой верхней полке книжного шкафа. У меня много соседей — это мудрые словари, умные учебники, интересные журналы. Мои внучата — детские книжки, они часто навещают меня, и мы знакомимся с новыми сказками. Когда ты, дружок, научишься сам читать и писать, то, может быть, ты напишешь свою собственную книгу, поставишь ее на полку рядом со мной, и мы с ней, наверняка, подружимся.

Приходи, малыш, ко мне в гости почаще. Мы сможем с тобой поиграть и почитать сказки. А сейчас я с удовольствием познакомлю тебя со своими дорогими друзьями — буквами. Знаешь ли ты, мой прекрасный друг, как называется страна, в которой они живут? Она называется АЛФАВИТ.

В русском алфавите — 33 буквы. Эти буквы звучат по-разному. Среди всех звуков есть особые звуки, они называются ГЛАСНЫЕ звуки. Их можно петь: [AAA], [ИИИ], [ООО], [УУУ], [ЫЫЫ], [ЭЭЭ]... Буквы, которые смотрят на тебя из красных окошек, как раз очень любят петь.

 

Песенка без слов

Послушай, как поет буква «А» свою любимую песенку: [AAA]. Громко протяни любимую песенку буквы «А». Попробуй пропеть песенку «В лесу родилась елочка» без слов, а только с помощью звука [А].

 

Прятки

Найди гласные звуки в словах: фИлИн, сОль, мАк, дУб, мЫшь.

 

Поймай слово

Я буду называть слова, а ты — ловить в них гласные звуки. Как только ты услышишь слово, в котором есть нужный звук, хлопни в ладоши:

[AAA]: мухА, пух, веник, зАбор, доскА.

[ИИИ]: Игла, редИс, усы, зИма, конь.

[УУУ]: гУсь, рысь, бУсы, весы, пастУх.

[ООО]: Осень, весна, кинО, трава, дОм.

[ЭЭЭ]: компот, чай, Эскимо, зима, ухо, Эхо.

 

Пропавший звук

Перед тобой, малыш, картинки со словами. Но первые буквы этих слов исчезли. Это буквы «О» и «У». Помоги буквам вернуться на место. Впиши их так, чтобы слово зазвучало правильно. (Прочитайте ребенку каждое слово, пропуская первую букву. Он должен догадаться, какую букву ему предстоит поставить: букву «О» или букву «У».)

Прочитайте вслух!

Наши слова состоят из букв, а наша речь — из слов и предложений. Слова могут быть короткими, а могут быть и длинными. Сравни, мой друг, слова ТОК и ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Слово ТОК — короткое. Слышишь в этом слове только один гласный звук [О]. А слово Э-ЛЕК-ТРИ- ЧЕС-ТВО — длинное, в нем много гласных звуков. Как поезд состоит из вагонов, так и слово состоит из слогов. Чем больше вагонов в составе поезда, тем длиннее этот состав. Чем больше слогов в слове, тем длиннее само слово.

Запомни главное правило: в одном слоге-«вагон- чике» может ехать только один ГЛАСНЫЙ звук.

 

Чей поезд длиннее?

Посмотри на два поезда, в которых едут два слова: ТОК и ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Чей поезд длиннее? Почему?

Бим и Муся

Собачка Бим и кошка Муся гуляют во дворе. Девочка вынесла им мисочки с едой. Ей надо позвать своих любимцев. Помоги ей громко позвать свою собачку: «Бим!». А теперь позови киску: «Му-ся!».

Когда мы звали кошечку, мы для удобства разделили ее имя на ДВА слога: МУ-СЯ. А слово БИМ невозможно разделить на несколько слогов, потому что в этом слове только один гласный звук. Скажи, какой? (Б[ИИИ]М) Это звук [И]. В слове один гласный звук, значит, и слог в этом слове только один.

 

Сколько слогов

Произнеси слово ДУБ. А теперь хлопни в ладоши столько раз, на сколько слогов ты сможешь разделить это слово. У тебя получится хлопнуть только один раз, потому что в этом слове только один гласный звук, а значит в этом слове только один слог. Закрась столько клеточек, сколько слогов в этом слове. Ты сможешь закрасить только ОДНУ клеточку.

Произнеси слово МАЛИНА. В нем три слога: МА-ЛИ- НА. Произнося каждый слог, хлопни в ладоши. МА (хлопок) - ЛИ (хлопок) - НА (хлопок). Рядом с этим словом закрась столько клеточек, сколько слогов в этом слове (три клеточки).

А теперь попробуй сам! Хлопни в ладоши и закрась столько клеточек, сколько слогов в слове: МАК, СВЕ-ЧА, О-ГУ-РЕЦ, ДОМ, КА-ЧЕ-ЛИ, РО-ЗА, БЕ-РЕ-ЗА, МЯЧ, ВЕНИК, КО-РО-НА.

Составь слово

В стране Букварии живут веселые человечки — буква- рята. Они очень любят играть в слова. Хочешь поиграть с ними? Один букваренок держит в руках карточку со слогом РО, а три других малыша держат карточки с другими слогами: ЗА, ЩА, ГА. Какие слова могут получиться, если первый букваренок положит свою карточку перед карточками друзей-букварят.

А сможешь ли ты сам составить новые слова? Какие слова могут получиться, если к слогу БА добавить другие слоги. Ответы ты найдешь на следующей странице в картинках. Соедини слоги, составь слово и найди картинку.

Маленький - БОЛЬШОЙ

Посмотри, дружок, на картинки. Про кого можно сказать, что он БОЛЬШОЙ, а про кого — маленький? Почему ты так думаешь?

Подумай и ответь, кто БОЛЬШЕ: комар или заяц? Жираф или бегемот? Кто меньше: еж или заяц? Слон или бегемот?

Пронумеруй всех животных от самого маленького до самого БОЛЬШОГО.

Проверь себя! Посмотри, так ли у тебя получилось: 1 — комар, 2 — еж, 3 —- заяц, 4 — бегемот, 5 — слон, 6 — жираф.

 

Домики для слов

Вам потребуются: два домика — один маленький и узкий, другой — большой и широкий. Вокруг домиков разложите карточки с подписанными картинками. (Вырежьте домики и картинки).

На полянке стоят два домика: один маленький и узкий, а другой — большой и широкий. Все короткие слова помести в маленький домик, а все длинные — в большой. В каком домике карточек больше? А в каком — меньше?

Проверь себя! Короткие слова для маленького и узкого домика — КОТ, ЕЖ, ЖУК, КРОТ. Длинные слова для большого и широкого домика — ЛЕОПАРД, ДИКОБРАЗ, СТРЕКОЗА.

 

Легкий - тяжелый

Посмотри, малыш, на пары картинок:

Выбери в каждой паре, что легче и что тяжелее. Обведи тяжелый предмет красным карандашом, а легкий — синим.

 

Что шире, что уже

Как ты думаешь, что шире: река или ручей? Дорога или тропинка? Шарф или лента? Диван или кресло?

 

Что выше, что ниже

Встретились однажды три друга: жираф, козленок и улитка. Стали думать и гадать, во что бы им поиграть. Решили они ростом помериться. Ты, малыш, уже догадался, кто выше, а кто ниже всех оказался? (Жираф — самый высокий, а улитка — самая низкая.)

Расстроилась улитка, что она ниже жирафа и ниже козленка. А жираф ее успокаивать стал: «Не расстраивайся, улитка. Забирайся на меня и выше всех окажешься!». Заползла улитка на жирафа, смотрит вниз и говорит: «Ой, как высоко! Ой, как страшно! Лучше уж я снова ниже всех буду. Мне очень мой рост нравится».

Спустилась улитка и говорит друзьям: «Ну и что, что мы ростом разные, зато у нас у всех рожки есть и этим мы похожи!». «А давайте-ка лучше в прятки играть, — предложил козленок. — Жираф будет прятаться за самые высокие предметы, я — за средние, а улитка — за низкие!». Обрадовались друзья и стали в прятки играть.

А ты сможешь их найти? Как ты думаешь, где искать жирафа, козлика и улитку, если они прячутся:

♦ за высокой башней, домиком, будкой;

♦ деревом, кустом, цветком;

♦ крепостью, забором, цветочной оградкой.

 

Север - юг

А теперь, мой юный друг, слушай внимательно. Я расскажу тебе про Северный полюс (север) и жаркую Африку

На севере далеком

Земля покрыта льдом,

ХОЛОДНЫЙ ветер воет,

Белым-бело кругом.

 

На южном побережье

Совсем наоборот:

Везде песок ГОРЯЧИЙ

И солнышко печет.

 

На юге очень жарко,

И льдов там не сыскать.

Куда бы вам хотелось

Поехать отдыхать?

Посмотри-ка, мой друг, на рисунок: на севере живет дедушка Морж. А на юге — Жираф. Они собирают картинки. Дедушка Морж любит картинки с «холодными» предметами, а Жираф — с «горячими».

Какие картинки ты подаришь Моржу, а какие Жирафу? Соедини синим карандашом все «холодные» картинки и подари их дедушке Моржу. А красным карандашом соедини все «горячие» картинки и подари их Жирафу.

Каких еще обитателей севера и юга ты знаешь? Давай проверим. Я назову тебе животное, а ты определишь, где оно живет. Если на севере, то произноси СЕВЕР, а если на юге, то произноси ЮГ: пингвин, страус, тюлень, бегемот, белый медведь, лев, северный олень, носорог, зебра.

 

Добрый - злой

В этой игре тебе, мой друг, надо найти добрых и злых персонажей. Добрых обведи в круг, а злых — зачеркни.

Кто из добрых персонажей тебе нравиться больше всего? Почему?

 

Раскрась радугу

Вам потребуются: 1. Цветные карточки с буквами: на красной карточке — буква «К», на оранжевой — «О», на желтой — «Ж», на зеленой — «3», на голубой — «Г», на синей — «С», на фиолетовой — «Ф». 2. Рисунок радуги, каждая дуга которой обозначена теми же буквами: верхняя дуга — «К», ниже — «О», «Ж», «3», «Г», «С» и самая нижняя дуга — «Ф». (Черно-белые заготовки для карточек с буквами и картинку с радугой вырежьте по шаблонам)

Последовательность действий:

1. Перемешайте карточки и предложите ребенку выбрать одну из них. Назовите букву, которая написана на карточке и попросите ребенка придумать разные слова на эту букву. Придумайте слова к каждой букве.

2. Попросите ребенка назвать цвет выбранной карточки и предложите ему догадаться, почему на этой карточке написана данная буква: «К» — красный цвет, «Ж» - желтый ит. д.

3. Дайте ребенку нераскрашенную радугу и попросите его раскрасить все дуги, обращая внимание на буквы-подсказки, которые обозначают цвет, необходимый для закрашивания.

Автор: Лунинa Н. А.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!