Формы внеклассной работы в начальной школе

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальная, кружковая, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка докладов или рефератов, номеров художественной самодеятельности, моделирование или конструирование. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчет о работе кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра или фестиваля детского творчества.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, научные или творческие общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы, положения о клубе. Чаще всего работа клубов строится по секциям. Например, интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучения истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети; профильные клубы — литературные, юного физика, химика, биолога, математика; судомоделирования или радиолюбителей, юных программистов или компьютерщиков.

К сожалению, в настоящее время менее распространенной формой становится работа школьных музеев. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные, комплексные и т.д. Основная работа в школьных музеях связана со сбором краеведческого материала. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, экскурсии в библиотеки или архивы, ведется широкая переписка с краеведами и специалистами в данной области знаний. Собранные материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди обучающихся и взрослого населения. Желательно, чтобы работа школьного музея проходила в сотрудничестве с государственным (региональным краеведческим музеем, который должен оказывать ребятам научную и методическую помощь.

Формы, массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе (лицее, гимназии). Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличие дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми — участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служат важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей науки, культуры и спорта. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4—5 праздников. Они расширяют кругозор де

тей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиады даже среди учеников 3—4-х классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, авторские проекты или компьютерные игры и программы. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся, начиная с начальных классов. Их цель — вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одаренных. Смотры — самая общая соревновательная форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Одной из эффективных форм массовой внеклассной работы являются фестивали и молодежные форумы, в ходе которых отсутствует момент соревнования. На таких мероприятиях ребятам предоставляется возможность поделиться своими достижениями и обменяться опытом со своими ровесниками из других учебных заведений города, области, края или республики. Популярными становятся фольклорные фестивали, например, юных казачат «Казачий курень»; фестивали отрядов ЮИД или юных пожарников, детских и подростковых общественных объединений и организаций.

Наиболее распространенной и доступной формой массовой работы с детьми остается классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.

Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально- гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучший портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально-значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Hani подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, однодневных и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-, мотопоходов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивным эстафетам (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», «круглые столы», дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещение музея, вечера- встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактивные формы.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические тренинги-общения, творческие игровые вечера, коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые игры, сюжетно-ролевые игры).

Рекомендуем посмотреть:

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная работа в начальной школе

Лидия Арсентьевна Журавлева # 2 января 2015 в 12:57 +1
Воспитательная работа в школе-одна из важных задач, стоящая перед коллективом.В вашей работе конкретно указаны формы и виды воспитательной работе, а также направления.Мне очень понравися ваш материал. Буду применять в своей деятельности.
Лымарь Татьяна Юрьевна # 7 февраля 2015 в 14:25 0
Спасибо большое за этот материал.Внекласная деятельность не только влияет на воспитательный процесс, но и позволяет повысить мотивацию к изучению какого либо предмета. Мне, как учителю иностранного языка понравилась ваша идея со школьными праздниками, особенно с теми, которые не принадлежат нашей культуре (Хеллоуин, День Валентина, католическое Рождество). Участие в таких мероприятиях будет способствовать овладению новой лексикой в нетрадиционной форме, развитию коммуникативных способностей, расширению фоновых знаний и воспитанию творческой личности.
Наталья Анатольевна Кряклина # 9 февраля 2015 в 17:12 0
Статья понравилась тем, что в ней формы внеклассной работы представлены достаточно кратко и при этом очень понятно, я бы сказала даже не обычно, я с такой классификацией не встречалась, я имею в виду популярные, как пишет автор. Буду использовать на лекциях. Спасибо.
Татьяна Евгеньевна Рыскалина # 19 марта 2015 в 21:33 0
Статья действительно хорошая. Мне понравился стиль изложения: четко,грамотно,профессионально.К специализированным деловым играм по проф.ориентации я бы добавила "Центр занятости" .Эта игра набирает популярность в последние годы. Имитация Центра занятости состоит из нескольких "Кабинетов", в котором посетителей принимают "специалисты". Посещая поочередно "Кабинеты", каждый из старшеклассников учится заполнять официальные бланки, делать своё резюме, писать заявления, пройдет тест на профессиональные интересы и многое другое.
Ирина Викторовна Карназина # 7 июня 2015 в 16:16 0
Всем добрый день. Случайно попала на этот сайт и была приятно удивлена такому многообразию полезного и необходимого для работы материала. Очень часто мы не успеваем что-то увидеть, о чем то узнать. Ваша статья помогла освежить в памяти все нужные формы работы, которые мы используем во внеурочной деятельности, помогла все привести в систему. Спасибо большое. Удачи в работе!
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 12:33 0
Хороший материал. грамотно оформлен. Однако есть проблема с внеурочной и внеклассной работой - это помещение, отсутствие возможностей и т.п.
Алия Уалиевна Байшагирова # 18 октября 2015 в 19:30 0
материал понравился, спасибо.
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:11 0
Хороший материал. грамотно оформлен.
Андрей Кузьмич Кучерявый # 24 ноября 2015 в 21:00 0
Важно,что формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях представлены достаточно кратко и при этом очень понятно. Спасибо.
Евгения Викторовна Бурденко # 25 ноября 2015 в 06:09 0
Спасибо большое за материал!
Ольга Николаевна Лакеева # 23 декабря 2015 в 18:51 0
Очень содержательная статья. Внеучебная деятельность с обучающимися сейчас очень важна. Это возможность развивать творческие способности детей.
Татьяна Александровна Костенко # 25 марта 2016 в 10:21 0
Полностью согласна! Необходимо не только обучать, но и воспитывать, а без внеучебной деятельности это сделать невозможно!
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 13:11 0
Очень интересный, хорошо продуманный материал. Сейчас очень часто из-за серьезности и сложности школьной программы, внеучебная деятельность уходит на второй план. А воспитывающую функцию школы нельзя на самом деле ничем заменить. И именно там, где происходит такая замена, успешность ученика как обучающегося возможна. а вот социальная адаптация порой может оказаться под вопросом? Успешность ребенка в социуме-вот одна из основных задач, стоящих перед современной школой.В статье можно почерпнуть обзорный материал и определиться в выборе видов работы во внеучебное время.
Юрий Викторович Силин # 23 июля 2016 в 01:51 0
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения.
Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию. В связи с этим остро встаёт вопрос о нехватке дидактических средств на уроках
Ольга Сергеевна Окунькова # 20 августа 2016 в 23:51 0
Спасибо за конкретику! Все изложено четко и понятно!
Наталья Геннадьевна Маленко # 14 ноября 2016 в 19:35 0
Как говорится: краткость - сестра таланта. Вот и в данном случае, применительно к данной статьи: содержание материала грамотное, чёткое, конкретное (без "воды". А главное - нужный материал для учителей, воспитателей, классных руководителей. Спасибо автору!