Рабочая программа студии ручного художественного труда «Рукодельница» в ДОУ

Автор: Колташкина Ирина Васильевна воспитатель МДОУ д/с №52 «Чебурашка г. Новоалександровска Ставропольского края

Описание работы

Пояснительная записка

Программа кружка ориентирована на достижении психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала 4-7 лет детей, воображения, фантазии. На занятиях кружка присутствует личностно-ориентированный подход, при этом учитываются психологические особенности каждого ребенка.

Занятия по ручному художественному труду проводятся в виде практикумов и позволяют удовлетворить основные потребности ребенка,

а именно:

- желание практически действовать предметами, которое предполагает получение определенного результата;

-   желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и
что способно вызвать одобрение окружающих.

Занятия ручным трудом вносят вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок обладает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков создает определенные условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей. Занятия по ручному труду способствуют познанию окружающей действительности, развивают пространственно - конструктивное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, речь.

У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.

Цель: Способствовать формированию у дошкольников      трудовых навыков,

творческой активности, художественного вкуса. Формировать специальные навыки и умения, которые они могут использовать в дальнейшем в повседневной жизни. В ходе формирования трудовых знаний, умений и навыков способствовать появлению различных форм социального взаимодействия (сотрудничество, взаимопомощь, достижение единой цели в коллективной деятельности и т.д.) со взрослыми и сверстниками.

Задачи: Сформировать у детей практические навыки работ с материалами и инструментами.

Заложить основы созидательного отношения к окружающему миру, развивать познавательное отношение к действительности. Сформировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Заложить основы творческого проявления в детях.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека не мыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Ручной художественный труд в дошкольном детстве является прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.  Развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по художественному ручному труду.

2. Формирование практических умений ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т.д.

3. Овладение основами трудовой культуры, развития трудовых умений и навыков; развитие умения заранее планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет.

4. Вариативно, творчески, рационально использовать различные материалы для работы.

5. Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и уважительного отношения к результатам своего труда и других людей.

6. Развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно эстетически.

Дети на занятиях по ручному труду овладевают необходимыми в жизни приемами ручной работы с различными материалами /бумагой, картоном, природным материалом, фольга, ткань и т.д./. Заготавливают природный материал /сбор, сушка, окраска/, подготавливают бумагу /окрашивание, скатывание круглых и овальных заготовок/.

Практическая направленность детских работ: экспонаты для выставок, пособия по ознакомлению с окружающим, подарки для родителей, детей, атрибуты к играм.

Занятия по ручному труду проводятся в виде практикумов, но по подгруппам от 2 до 10 человек, продолжительностью 20-30 мин.

Занятие может проходить не только стационарно /в группе/, но и на площадке, в парке, поляне и т.д.

Оснащение занятия необходимо для организации учебно-творческой деятельности, для этого проводят заготовку природного материала /сбор листвы, семян, плодов, колосков, веточек и т.п./, окраску бумаги. Окраску бумаги делает ребенок. Воспитатель и дети изготавливают бумажные шарики различной формы (круглые, игольчатые), для оформления работ различной формы.

Занятия по ручному труду позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

желание практически действовать с предметами, которое предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

- # 10 марта 2014 в 17:57 +1
Спасибо за программу. В календарно-тематическом планировании отражена работа с различными материалами и техниками. Присутствует диагностика. Очень понравилась.
Татьяна Андреевна # 11 мая 2014 в 18:39 +1
Интересная программа проштудировала многое взяла на заметку. спасибо за помощь.
Светлана Борисовна Черемискина # 24 июля 2014 в 10:20 +1
Я с дошкольниками не работала, но идет разговор о том, что такая возможность у нас, педагогов доп. образования, будет. будем вести кружки в детских садах. Этот материал я возьму на заметку - хорошая подсказка по возрастному подбору поделок. Спасибо!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:06 +1
Хороший и доступный материал. А самое главное что детям очень будет интересно. Очень люблю тоже работать с различными материалами, даже нетрадиционными. У детей интерес повышается, когда им предлагают что-то новое и интересное. Возьму на заметку ваш материал.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 16:56 0
Огромное спасибо за полезный материал. В детских садах не всегда есть возможность реализовать такую программу, а в центрах можно использовать. В свою работу обязательно включу элементы Ваших идей. Дальнейших успехов! Всех благ!
Анастасия Владимировна Галушко # 30 ноября 2015 в 12:10 +1
Отличная программа!Возьму себе на заметку!
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:45 0
Спасибо за разработанную программу!