Роль учителя в современном обществе

Роль учителя в современном обществе

Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе

Краткий анонс. Статья-размышление о престиже учительской профессии. Статья предназначена для учителей, родителей и учеников.

Автор: Курикова Лариса Алексеевна, учитель информатики и ИКТ, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Малая Вишера Новгородской области.

Учись у времени, в котором ты живешь

Не буду озвучивать, и комментировать проблемы современного российского образования. К сожалению, они еще есть. Хочу остановиться на одной, с моей точки зрения самой важной для человека, который выбрал себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда.

Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.

Дедушка и бабушка были сельскими учителями в период с 1924 по 1975 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью.

Мама и её сестра продолжили дело своих родителей. Работали в школе в период 1950-2005 годов. На их глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Мы с сестрой продолжили учительскую династию. Работаем в школе с 1991 года.

Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В последние годы престиж нашей профессии  снижался и только сейчас  намечается положительная динамика.

По данным социологических исследований, лишь пятая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другин сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать  единицы выпускников.

Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий».

Посмотрим словарь: «престиж (франц.) - обаяние, очарование — уважение, авторитет, привлекательность.

Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.

Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:

Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её  стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может предендовать на высокую заработную плату.

Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.

В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет,  но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться  успехам и победам.

По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно.

Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе.  Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте.  Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени в котором  живет.

Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все  усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!

Рекомендуем посмотреть:

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Галина Царенко # 5 мая 2013 в 18:34 +1
Уважаемая Лариса Алексеевна. С большим удовольствием прочитала Ваши размышления о престиже нашей профессии. Очень приятно , что в школе работают учителя третьего поколения. Конечно будем прилагать все усилия к возвращению престижности нашей профессии. Спасибо.
Ирина Рудакова # 16 августа 2013 в 17:11 +1
Галина, я с Вами согласна, возвращение былого престижа профессии, в первую очередь, зависит от самих учителей. Никто не сделает так, чтобы мы выглядели привлекательными в глазах детей, родителей, это по силам только нам самим.
Ирина Рудакова
Анастасия Игоревна Ведерникова # 26 января 2014 в 18:40 0
Вопрос престижа учительской профессии - вопрос спорный! Нет конкретного ответа! Если бы все зависело от самих учителей, то давно бы уже ситуация в образовании России изменилась! Это чисто мое мнение, никого не хочу обидеть!
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 00:08 +1
Лариса Алексеевна! Статья прекрасная, беру ее себе на заметку.
Хотелось тоже из личного опыта: сейчас в ДО, муж категорически против возвращения моего в школу. Основной аргумент - низкая з/п. Объясняю ему, что з/п повысилась, что есть возможность получать больше за счет стимулирующей части, внеурочки. Это реально так и есть!!!! Но он по-прежнему настаивает на своем: "Ты что всю жизнь и просидишь в школе, как неудачница?". Вот вам и престиж профессии в обществе - даже собственный муж не поддерживает, несмотря на рост з/п.
На вопрос "Дети, а кто хочет стать учителем?" в классе легкий смешок!!!!
СОС!!!! На вопрос студентам педагогического "А кто из вас собирается пойти работать в школу?" больше одной руки не поднималось в группе за 3 года моей практики работы со студентами. Чаще просто опускание глаз!!!!!!
Вот вам и престиж, зависящий от нас самих(((((
Печально все это....НО руки нельзя опускать!!!! Нельзя позволять себе работать спустя рукава!!! Нельзя свою неудовлетворенность на детей, тем более, выплескивать!!!! А это, к сожалению, случается. Вот и падает тогда еще ниже престиж нашей ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ профессии.
Коллеги, дай нам Бог сил выстоять под натиском общественного порицания! Да будет в России снова славен Учитель!
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 09:11 0
"Учись у времени, в котором ты живёшь!" - эти слова звучат как призыв педагогам, с целью поднятия престижа своей профессии.
Виктория Николаевна Бурмаченко # 26 октября 2014 в 21:45 0
С большим удовольствием прочитала Ваши размышления о престиже нашей профессии. Престижа профессии зависит от самих учителей. Для этого каждый педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые подходы к преподаванию, инновационные технологии. Педагог должен оставаться внимательным и человечным.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 21:57 0
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. да, в настоящее время учитель должен идти в ногу со временем, компьютер, новые технологии. Но самое главное учитель должен стать для ребенка тем , кто поймет, простит и всегда поддержит.
Ирина Константиновна Яшина # 17 февраля 2015 в 16:50 0
Очень интересные размышления!С удовольствием читала. Действительно, все что сказано в статье - правда. Очень часто я от ребят слышу : "я бы учителем не стал работать", и становится как-то не по себе...Очень хочется, чтоб профессия -учитель была привлекательной для молодежи, но увы и ах.((((
Анна Ивановна Варламова # 1 декабря 2015 в 20:50 0
Уважаемая Лариса Алексеевна! С интересом прочитала Вашу статью. По-хорошему позавидовала Вашему оптимизму.Мне его,к сожалению, недостаёт.26 лет работаю учителем в школе, и кажется, 20 с лишним лет назад работать было легче и интереснее, несмотря на молодость и неопытность. Сейчас же ничего не успеваю: "задушили " отчёты; бумажная работа на первом месте... А что касается престижа учительской профессии, действительно, его нельзя охарактеризовать однозначно. Наверное, престиж каждого учителя создаётся индивидуально. Ведь есть же учителя от Бога!
Мира Симеунович # 29 февраля 2016 в 00:23 0
Уважаемая Лариса Алексеевна, Ваши размышления доказывают, что учитель - человек душевный и трудолюбивый. У всех коллег, которые написали комментарии видно то же, что и В Ваших искренних словах: любовь к профессии, но, мне кажется, и обида. И Вы совсем правы! Я живу в Сербии и здесь ситуация такая же, как у Вас (кроме возможности повышения зарплаты, которой у нас нет). Престиж нашей профессии зависит от многих факторов: личных и общественных, я с Вашим анализом вполне согласна. То, что меня радует, это Ваш оптимизм в словах в заключении о том, что не надо просто ждать и надеяться, но и прилагать усилия к возвращению престижа профессии. Спасибо за оптимизм!