Конспект занятия с психологом 4 класс

Занятие с психологом в 4 классе «Психология уверенности»

Цель

— развить у детей чувство уверенности.

Задачи

Объяснить, почему важно быть уверенным, какие проблемы возникают у неуверенных людей, и разобрать возможные выходы из этих ситуаций.

Методические рекомендации

Записывать особенности поведения уверенного человека на доске, чтобы они были на виду у детей.

Ход мероприятия

Психолог. Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда постепенно начинаете открывать себя. В каждом из вас сокрыты возможности, о которых вы и не подозревали. Чтобы они стали явными, нужно пробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Когда вы определите, что именно вам важно, тогда вы сможете найти свое призвание и реализовывать себя в этом направлении.

ВСЕГДА ЕСТЬ К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ

Психолог. Знать свое будущее наверняка не дано никому, и определить его даже на ближайшие несколько лет не всегда возможно. Жизнь всегда непредсказуема, поэтому нельзя продумать все до мелочей. На дороге к успеху встречаются многие трудности, которые вам предстоит преодолеть, чтобы приблизиться к своей мечте. Главное — быть уверенным в том, что ваша мечта может стать реальностью, если вы сами этого захотите. При этом никогда не изображайте из себя просто самоуверенного человека, которому все упадет прямо в руки. На каждом этапе вы должны понимать, что вы можете сделать, а что пока нет. Только знайте, что всегда нужно стремиться к большему. Мы можем с вами просмотреть все на примерах. Например, сейчас вы не сделаете какое-то великое научное открытие, но вы вполне можете хорошо закончить школу, поступить в институт, а потом заняться наукой, и вот тогда уже научное открытие не за горами.

Цель — это то, к чему вы должны стремиться. Как только вы сможете ее достичь, то тут же должна появиться другая, немного превосходящая предыдущую. Только так: постепенно усложняя задачу, вы сможете добиться успеха.

Самая главная задача любого человека — это познание самого себя. В этом деле самым главным средством является желание. Если вы действительно хотите знать, чего стоите и что из себя представляете, то тогда вы будете стараться реализовать себя, выполняя какие-то дела и обязанности. Чем большего вы сможете добиться, тем более уверенными будете чувствовать себя.

ЭМОЦИИ НУЖНО УМЕТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ

Психолог. Наши эмоции — это реакция на те события, которые происходят вокруг. Если кто-то дарит нам подарок — мы радуемся, если падаем — плачем. На нас воздействуют окружающие люди, события и даже погода. А мы уже контролируем эмоции. Нужно уметь это делать, поскольку это качество говорит об уровне развития человека. В природе существуют 2 вида эмоций: положительные и отрицательные. Если первые приносят радость и ими принято делиться, то вторые — только недовольство. Как раз из-за отрицательных эмоций мы часто ругаемся со своими друзьями из-за мелочей, обижаемся на других, хотя сами во многом виноваты. Чтобы избежать ненужных ссор, нужно уметь контролировать свое поведение. Это удастся не за один день, это нужно вырабатывать месяцами. Но это того стоит. Если вы сможете сдерживать себя, когда вас окружают отрицательные эмоции, то вам будет намного проще общаться с другими людьми. Конечно, ваша жизнь не может быть наполнена только положительными или отрицательными эмоциями. Как вы считаете, что лучше: только положительные эмоции или чередование отрицательных и положительных?

Ребята отвечают.

НЕДОСТАТКОВ НЕТ!

Психолог. Чтобы люди стали вас уважать, вам нужно научиться самим себя уважать. Почему так происходит? Потому что люди чувствуют, как вы сами к себе относитесь, и поэтому относятся к вам так же. Нужно быть к себе внимательным, чтобы не стать слишком мнительными и не придумывать себе несуществующие недостатки, но в то же время и не преувеличивать свои достоинства. Многие в вашем возрасте склонны преувеличивать недостатки своей внешности, и очень часто это происходит необоснованно. Особенно это касается девочек, поскольку желание всем нравиться у них не пропадает никогда. Каждая найдет у себя что-то, что непременно нужно изменить. Почему так происходит? У каждого из вас есть пример для подражания. Это может быть актер, певец, спортсмен или просто известный человек. И вы считаете его идеалом. Но попробуйте взглянуть на него не как на своего кумира, за которым следит целая команда специалистов, а как на простого человека, у которого тоже бывают проблемы с внешним видом. Представьте, что вы разговариваете со своим знакомым, который только что вернулся из путешествия и рассказывает вам какую-то забавную истории. Вам приятно его слушать, а ведь у Него и «нос большой, и уши торчат». У него ведь не идеальная внешность, но он никак не комплектует из-за этого. Акцент-то делается не на внешнем виде, а на сути разговора. За это он вам и нравится, поскольку излучает уверенность, и рассказ становится более интересным. Поэтому и вы не должны думать, что внешность — это самое главное. Какие-то мелочи во внешнем виде вовсе не помешают добиться вам всего, чего вы захотите, и стать хорошим человеком. Нужно лишь самим забыть о своих недостатках, и другие люди тоже о них забудут.

УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СОБСТВЕННОЕ «Я» В ТОЛПЕ

Психолог. Мы уже говорили о том, что вы иногда сравниваете себя с известными людьми, но чаще всего вы сравниваете себя с окружающими: друзьями, одноклассниками, знакомыми. Примеряете на себя те качества, которыми обладают они, и совершенно забываете о собственной индивидуальности. А это недопустимо. Ведь вы должны жить собственной жизнью, ориентироваться на свои интересы, а не на чужие. Ваша задача — раскрыть все грани своих способностей, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор. Что для этого нужно? Во-первых, вы должны быть предельно честными с самими собой. Нужно уметь признавать свои ошибки, исправлять их и стараться больше их не допускать. Не нужно оправдывать свое неправильное поведение за счет чужих поступков. У вас своя голова на плечах, вот ей вы и должны думать: почему вы так поступили, как исправить положение — вы должны уметь самостоятельно находить выход из любой ситуации. Способность самому решать проблемы очень помогает укрепить собственную уверенность. Во-вторых, вы постоянно общаетесь со своими друзьями. Неудивительно, что их мнение очень много значит для вас, а мнение некоторых даже является авторитетным. Как поступить в такой ситуации, чтобы и человека не обидеть, и остаться самим собой? Нужно помнить, что окончательное решение все- таки остается за вами, а не за кем бы то ни было. Никто не сможет вас переубедить, если вы только этого не захотите.

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА ОБЩЕНИЯ

Психолог. Не каждому человеку удается легко и непринужденно завязать разговор с другими людьми, особенно в новой компании. Вы, конечно, видели застенчивых людей не раз. Обычно, если они приходят к кому-то на день рождения, то отсиживаются в уголке, не танцуют и за столом молчат, а на все вопросы отвечают монотонно и односложно. Может быть, кто-то узнал себя в этом описании. Если проблема с общением стоит резко, то с ней нужно бороться, и начинать как можно раньше. Ведь мы являемся частичкой общества и должны постоянно контактировать с другими людьми. Чтобы решить проблемы с общением, нужно просто общаться, т. е. посмотреть вашему страху — страху общения — в глаза. Почаще заводите новых знакомых, участвуйте в дискуссиях, спрашивайте совета — в общем, старайтесь делать так, чтобы вы постоянно с кем-то общались. Нужно жить с мыслью, что вам легко дается общение. Конечно, первое время будет сложно самому делать первые шаги. Но, если вы этого не сделаете, то это не сделает никто за вас. Искусство общения требует такого же внимания, как и другие виды искусств. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно быть достаточно образованным. Никому не хочется слушать старые анекдоты в 10 раз, а вот новый фильм все обсудят с удовольствием. Чтобы рассказ был интересным, нужно иметь хороший словарный запас, чтобы можно было выразить собственные мысли наиболее ясно и полно. Для его расширения читайте побольше книг — в них содержится очень много полезной информации.

НЕ БОЯТЬСЯ ЧУЖОГО МНЕНИЯ

Психолог. Кроме самого общения страх очень часто вызывает вопрос: «Что скажут люди?». Почему нас так он интересует? Ведь говорить и думать можно о чем угодно, но нас волнует только то, что люди думают о нас. Чаще всего этот вопрос появляется тогда, когда мы боимся тех слов, которые не хотим услышать. Страх возникает, если вы в чем-то не уверены. Вы боитесь контрольной, потому что не уверены, что всё выучили, боитесь общения с новыми людьми — не уверены, что понравитесь. Чувство страха и порождает этот вопрос. Вы просто не представляете, что он возникает не только в вашей голове. Вот представьте, что стоят две подружки, и у каждой в голове крутится мысль, что же она скажет. Было бы намного проще, если бы их голову занимали мысли о своей правильной речи, а терять время на гадание чужих мыслей просто бессмысленно. Если вы будете уверены в своем внешнем виде, в своем поведении, то и волноваться о том, что думают другие, просто нет необходимости. Уверенного в себе человека никто не заставит усомниться в собственной значимости.

ОСТАВАТЬСЯ ВСЕГДА СОБОЙ

Психолог. Очень часто родители оберегают своих детей очень-очень долго. Они пытаются защитить их от любой опасности, не дают им ошибиться и самим исправить ситуацию. Но ведь родители не будут всю жизнь рядом со своими детьми, и им нужно научиться самостоятельно решать проблемы. Недостаток внимания так же плох, как и его переизбыток. В обоих случаях человек остается непонятым и пытается компенсировать это самостоятельно. Чтобы привлечь к себе внимание родителей, многие дети ищут свои методы, а находят самые распространенные. Например, говорят, что больны. Возможно, кто-то сам поступал точно так же. А ведь это неправильный метод. Лучше всего поговорить с родителями и предложить вместе проводить свободное время. Такой поступок требует большой смелости, и на него способен только уверенный в себе человек. Непонятыми вы можете быть и в кругу своих друзей. Говорят, что о вкусах не спорят, поэтому каждый должен уважать мнение другого. Ведь вы дружите потому, что вам интересно вместе, а не потому что у вас «одно мнение на двоих». Уверенность заключается не в том, чтобы вы кричали о своей исключительности, а в том, чтобы вы оставались при своем мнении.

ЧТО ДАЮТ ЗНАНИЯ?

Психолог. Во многом чувство уверенности совпадает с количеством знаний, которыми обладает человек. Согласитесь, что, если в разговоре вы знаете, о чем речь, то сможете поддержать его, а если же нет, то вам будет неловко, если к вам обратятся. Человек начитанный во многом излучает уверенность, а хорошие знания помогают в жизни. Существует такое определение «интересный человек». Как вы считаете, о ком так можно сказать?

Ребята отвечают.

Психолог. С интересным человеком можно поговорить на любую тему — он образованный. Что бы он ни рассказывал, воспринимается другими людьми очень легко. Согласитесь, что такой человек просто излучает уверенность, и многие хотят быть на него похожими. А образование здесь играло определяющую роль. И не только то, чему учат вас в школе, но и то, чему вы учитесь самостоятельно, читая книги, посещая различные выставки и просто общаясь с другими людьми.

Подведение итогов

Психолог. Уверенными людьми не рождаются, а становятся. Для этого нужно пройти очень длинный путь, возможно, полный непонимания со стороны окружающих. Но, если вам удастся преодолеть все трудности, то считайте, что вы на пути к жизненному успеху. Вам легче будет найти свою стезю, когда вы будете уверены в том, чего хотите. В этом вам помогут и другие люди, которые станут вас уважать.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Психологический климат в классе», 2-3 класс

Классный час «Управляй собой», 1 класс

Классный час: Учимся говорить «нет!», 3 класс

Конспект занятия с психологом для 3 класса

Игра на изучение психологического климата в коллективе для 2-3 класса

Елена Витальевна Курицына # 5 января 2016 в 15:50 0
Очень интересно.Спасибо за материал.В наше время очень нужно прививать уверенность детям.
Елена Викторовна Сошникова # 12 января 2016 в 13:26 0
Спасибо, это очень полезная информация!!!Я считаю об этом надо говорить не только школьникам, но и периодически напоминать взрослым:)
Гульнара Амержановна Шайхисламова # 16 февраля 2016 в 20:55 0
Поднята очень интересная тема с удовольствием прочитала от начала до конца, почерпнула массу интересного и полезного, как для занятий, так и для себя лично. Спасибо!
Надежда Анатольевна Выголова # 6 марта 2016 в 17:14 0
Присоединяюсь ко всему вышесказанному, спасибо)
Наталья Николаевна Репникова # 12 марта 2016 в 16:53 0
Уверенность- это черта характера, я думаю... Но все таки развить в себе эту черту по силам многих. Спасибо за статью, в ней достаточно информации, нужной и полезной, можно многое взять на заметку, почитать и вникнуть.
Светлана Васильевна Третьякова # 3 апреля 2016 в 12:02 0
Спасибо за интересны материал. Он прекрасно вписывается во вторую часть занятия с подростками "Умение противостоять давлению", после вывода о том, что только уверенный в себе человек может противостоять давлению. Ну и конечно, согласна с коллегами по поводу того, что материал полезен не только для детей, но и для взрослых.
Татьяна Алексеевна Бондаренко # 10 апреля 2016 в 18:18 0
Тщательно подобранный материал вызывает уважение к автору. Он, несомненно, формирует определенный уровень знания, выводит ребенка на новый уровень осознания проблемы. Но наша задача - еще и сформировать определенный навык, который, в свою очередь, перейдет в привычку действовать в определенной ситуации согласно отработанного навыка.
Поэтому целесообразно в конце занятия закрепить знания упражнением "Твердый орешек".
Предложить детям разбиться по парам (по своему усмотрению, учитывая тот факт, что упражнением будет более эффективным, если оно выполнено между теми детьми, у которых друг с другом наибольшая психологическая совместимость и эмоциональная близость). Проиграть ситуации, когда необходимо уметь настаивать на своей точке зрения, не поддаваться на угрозы хулигана, не реагировать агрессией на агрессию и т.п. После проигрывания ситуации обсудить ее реальный результат.
Елена Леонидовна Крылова # 14 июня 2016 в 20:28 0
Спасибо за автору за четко продуманный и подобранный материал, достаточно хорошо структуирован материал.Дети данного возраста порой очень разобщены и находят свой круг общения порой только в виртуальном мире, общаться в живую далее становится все труднее и труднее. А порой за избеганием живого общения и лежит как раз неуверенность в себе. Поэтому данное направление, хотя и достаточно трудное, но крайне актуальное в работе психолога. Удачи в дальнейшем творчестве автору!!!
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 16:44 0
Спасибо за автору за четко продуманный и подобранный материал, достаточно хорошо структуирован материал.Дети данного возраста порой очень разобщены и находят свой круг общения порой только в виртуальном мире, общаться в живую далее становится все труднее и труднее. А порой за избеганием живого общения и лежит как раз неуверенность в себе. Поэтому данное направление, хотя и достаточно трудное, но крайне актуальное в работе психолога. Удачи в дальнейшем творчестве автору!!!
Елена Леонидовна Филина # 29 июля 2016 в 15:00 0
Спасибо за обширный материл.Он правильно структурирован, сформирован и несет много информации.Внимательно ознакомившись с данным занятием, я думаю что оно перегружено информацией.Деятельность ребенка заключается в том, что бы слушать. Возможно необходимо разбить этот материал на несколько занятий и добавить практической деятельности для детей. Проигрывание проблемных ситуаций, иргу, упражнения и т.д. Я соглашусь с мнением, что данный материал похож больше на статью, чем на занятие в 4 классе.
Елена Сергеевна Марченко # 3 апреля 2018 в 15:39 0
Мне очень понравился этот материал. Спасибо вам за такую подборку. Обязательно приму его на практике. Очень богатый ,интересный,полезный для школьников теоритический материал.
Гавриловчук Елена Алексеевна # 1 августа 2018 в 21:32 0
спасибо за информацию. Можно дополнить игровую методику. Дети в 4м классе, хорошо включаются в игру. Удачи. с ув.