Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет «Путешествие к звёздам»

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096, г.Москва

Описание материала: Не секрет, что в последнее время в обществе особо остро встаёт вопрос о толерантности людей по отношению друг к другу. Речь в данном случае идёт не только о национальной толерантности. Ещё со школьной скамьи необходимо учиться понимать и принимать людей, отличающихся от нас по самым разным жизненным аспектам (темперамент, интеллект, здоровье, образование, материальный достаток и т.д.). Данный материал будет интересен школьным психологам, социальным педагогам, классным руководителям.

Цель: сплочение детского коллектива, профилактика внутригрупповых конфликтов.

Задачи:

Образовательные:

- научить детей понимать естественность различий между людьми;

- научить детей толерантности в отношениях с другими людьми;

Воспитательные:

- сформировать уважение к чувствам другого человека;

- повысить уверенность в себе;

- развить умение выражать свою точку зрения;

- развить умение работать в команде;

Развивающие:

- развить коммуникативные навыки;

- развить творчество и воображение.

Материал: плакаты с изображением различных планет и их жителей, карта звёздного неба, доска, разноцветный мел, магнитофон, ширма.

Перед началом занятия необходимо подготовить кабинет: убрать парты и поставить стулья в круг; закрыть жалюзи (чтобы создать иллюзию путешествия в Космосе); развесить на доске плакаты, изображающие созвездия и планеты (отличным вариантом будет использование плакатов, которые светятся в темноте – это сформирует эмоциональный настрой). 

В работе необходимо задействовать трёх учеников (не из класса, с которым будет проводиться занятие). Желательно, чтобы это были учащиеся старших классов. Им необходимо будет изображать представителей других планет, которые «посетят» дети:

1) Зувк (житель планеты Малосвет): одет в тёмную одежду, на лбу у него нарисован «третий» глаз.

2) Бад (житель планеты Цветорама): одет в яркую свободную одежду.

3) Сеп (житель планеты Синеда): одет в синюю одежду.

До наступления нужного момента эти участники находятся за ширмой.

Ход занятия

Приветствие (необходимо для мотивации, снятия психологического напряжения).

Дети заходят в кабинет и садятся в круг.

Педагог-психолог. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Сейчас мы с вами сядем в космический корабль и устремимся к самым глубинам Вселенной: наш путь будет пролегать меж звёзд, таинственные далёких планет, опасных астероидов и метеоритов. Но мы обязательно преодолеем все препятствия, ведь перед нами стоит важная задача – исследовать далёкие миры и познакомится с их обитателями (под руководством педагога дети ставят стулья по три в ряд и рассаживаются лицом к доске, на которой изображено космическое пространство).

Педагог-психолог. Итак, ребята, все готовы? Тогда в путь! Давайте закроем глаза и отправимся в наше путешествие (дети закрывают глаза; педагог включает тихую спокойную музыку). Мы с вами всё дальше от Земли, мы пролетаем мимо планет Солнечной системы: мы видим огромный и величественный Юпитер, таинственный Марс, тихую и загадочную Венеру…Мы вырываемся за пределы нашей Галактики и устремляемся в глубины Вселенной…И вот, наконец, перед нами предстаёт наша первая неизведанная планета (педагог вешает на доске изображение первой планеты и выключает музыку). Теперь давайте откроем глаза. Эта планета называется Малосвет; как вы думаете, ребята, почему она так называется? (дети отвечают) Правильно! Называется она так потому, что на ней очень мало света; светло на ней бывает всего час-два в день. Давайте познакомимся с обитателем этой планеты! (дети кивают) (к детям выходит ученик, «представляющий» обитателей этой планеты).

Житель планеты Малосвет. Приветствую вас, земляне! Меня зовут Зувк. У нас, у жителей этой планеты, у всех по три глаза, мы прекрасно видим в темноте, мы все очень умные и талантливые. Мы одинаково одеваемся, едим одну и ту же еду, у нас одинаковые интересы. Мы одинаковые! А вы, земляне, тоже во всём похожи друг на друга? (дети качают головой). Не может быть! Неужели у вас даже есть своё любимое животное? (дети отвечают по очереди о своём любимом животном).

Вы, земляне, отличаетесь друг от друга и в то же время вы вместе – это же так здорово! Как бы я хотел тоже иметь возможность быть немного другим, немного отличаться…

Педагог-психолог. Ребята! Может быть, мы предложим Зувку путешествовать вместе с нами? (дети кивают). Тогда мы вновь возвращаемся в наш космический корабль и отправляемся дальше (Зувк садится на один из стульев рядом с детьми; педагог вновь просит участников закрыть глаза и включает музыку). Мы с вами отправляемся дальше. Итак, вот уже позади планета Малосвет. Рядом с нами проносятся всё новые и новые планеты. Посмотрите, какая одна из них яркая и нарядная! А называется эта планета – Цветорама. Давайте приземлимся на ней и познакомимся с её обитателями (педагог вешает на доске изображение второй планеты; дети открываю глаза; к детям выходит второй ученик, изображающий жителя новой планеты).

Житель планеты Цветорама.  Приветствую вас, земляне! Моё имя – Бад! Мы, обитатели этой планеты, очень весёлые и подвижные! Мы такие же очень жизнерадостные! Мы одинаково шутим и одинаково смеёмся! Нам нравятся одинаковые цвета! Мы одинаковые! А вы, земляне, тоже во всём похожи друг на друга? (дети качают головой) Не может быть! Неужели, вам даже нравятся разные цвета? (дети рассказывают по очереди о своём любимом цвете). Вы, земляне, отличаетесь друг от друга и в то же время вы вместе – это же так здорово! Как бы я хотел тоже иметь возможность быть немного другим, немного отличаться…

Педагог-психолог. Ребята! Может быть, мы предложим Баду присоединиться к нам в нашем путешествии? (дети кивают). Тогда в путь! (Бад садится рядом с детьми; вновь звучит тихая музыка и дети закрывают глаза). Итак, мы простились с планетой Цветорама и отправились дальше. Перед нами появляется третья планета – Синеда. Давайте совершим на ней посадку и познакомимся с её обитателями! (появляется ученик, изображающий жителя планеты).

Житель планеты Синеда. Приветствую вас, земляне! Имя моё – Сеп. Мы, обитатели планеты, очень осторожны и внимательны. Мы не любим перемен. Даже наши увлечения и интересы одинаковы. Мы одинаковые! А вы, земляне, такие же похожие друг на друга, как мы? (дети отвечают). Не может этого быть! Неужели, у вас даже разные увлечения? (дети рассказывают о своих хобби). Какие вы удивительные, земляне! Я и не думал, что во Вселенной существует такая планета, где все жители так непохожи друг на друга!

Педагог-психолог. Да, на нашей планете живут люди с очень разными интересами и увлечениями, имеющие самый разный характер! Конечно, между нами иногда бывают ссоры, и это нормально, ведь мы все такие неодинаковые! Но, всё же, мы живём дружно и нуждаемся друг в друге.   

Сеп. Как бы я хотел жить на вашей планете!

Зувк и Бад. И я тоже! И я! Да здравствует Земля – самая дружная планета во Вселенной!

Педагог-психолог. Ну что, ребята? Вы согласны? (дети кивают). Тогда немедленно в путь! Мы возвращаемся домой! (педагог включает песню группы «Земляне»: «Трава у дома»; на доске помещается изображение планеты Земля; жалюзи следует открыть, чтобы в классе было естественное освещение).

Под руководством педагога дети вновь расставляют стулья в круг.

Рефлексия.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы узнали для себя сегодня? (педагог делает подсказку: все люди разные и это замечательно; человек имеет право каким-либо образом отличаться от остальных; нужно с уважением относиться к различиям во мнениях и взглядах других людей). Мы совершили удивительное путешествие, узнали много о наших интересах и увлечениях, о любимых животных и цветах. Мы убедились, что мы разные, но ведь нам было так интересно вместе! Давайте поблагодарим друг друга, за то, что мы так непохожи! (дети по часовой стрелке говорят друг другу «спасибо за то, что мы разные»). 

Рекомендуем посмотреть:

Урок толерантности в 6 классе

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Олеся Вайцель # 5 ноября 2013 в 19:54 +2
Радует, что в школьном возрасте не забывают о сюжетно-ролевой игре. Занятие в форме игры наиболее доступное средство для достижения целей и задач. Мы в дошкольном учреждении уделяет огромное внимание игре, в том числе и сюжетно-ролевой. Спасибо Вам за конспект!!!
Людмила Валерьевна Фаузетдинова # 22 декабря 2013 в 16:47 0
мы в свое время играли в игры и на переменах нас пионер вожатая организовывала было очень здорово!!
Надежда Васильевна Кущий # 29 декабря 2013 в 21:49 +1
Всё-таки игра в там возрасте - наиболе простой и логичный способ достучаться до умов и сердец школьников. И автор выбрал очень правильный путь для воспитания в детях толерантности. Надеюсь, работа в этом направлении не остановится и вскоре мы увидим новые Ваши разработки в схожем стиле.
Эльмира Зуфаровна Абдунагимова # 17 января 2014 в 13:47 0
Такое ёмкое, увлекательное и интересное мероприятие. Моим ученикам обязательно понравиться. Спасибо!
Асель Сагидолловна Калтумбасова # 29 января 2014 в 15:03 0
Интересная игра, очень увлекательная.
Людмила Евгеньевна Гонтарёва # 10 февраля 2014 в 19:53 0
Увлекательная игра! Обязательно воспользуюсь!
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 21:48 0
Человек, как известно, существо биосоциальное и проявление социальных качеств заключается не только в умении общаться с окружающими. Духовная часть нашей жизни важна не менее. И сюда наряду с осознанием собственных эмоций и чувств входит также отношение к чувствам других. Человек, не способный к осознанию и уважению чужих мыслей и чувств, в моральном плане человеком-то и не является.Спасибо за материал.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:27 0
Человек, как известно, существо биосоциальное и проявление социальных качеств заключается не только в умении общаться с окружающими. Духовная часть нашей жизни важна не менее. И сюда наряду с осознанием собственных эмоций и чувств входит также отношение к чувствам других. Человек, не способный к осознанию и уважению чужих мыслей и чувств, в моральном плане человеком-то и не является.Спасибо за материал.
Вера Викторовна Виноградова # 30 сентября 2014 в 23:30 0
Спасибо за материал. Интересная игра. Хочу провести в осенние каникулы на неделе толерантности.
Варвара Сергеевна Рожкова # 10 ноября 2014 в 05:26 0
В последнее время игра становится чуть ли не единственным способом привлечения к деятельности...Чем младше поколение, тем изобретательней приходится быть нам. Спасибо автору за игру,которая пополнит мой "сундучок знаний")
Юлия Дмитриевна Вагина # 27 февраля 2015 в 16:06 0
Интересная разработка, спасибо за ваш труд!
Ирина Сергеевна Кобзарь # 16 апреля 2015 в 10:13 0
Потрясающая разработка! Толерантность в нашем мире - очень важное качество в человеке. Как учитель английского языка, не раз сталкивалась с фразой: "Я не буду читать реплики этого героя, он же негр!" Приходится вновь и вновь повторять, что все люди равны. Думаю, нужно обязательно проводить подобное внеклассное мероприятие с малышами, пусть даже и на русском.
Виктория Викторовна Титова # 15 марта 2016 в 23:43 0
Спасибо за разработку! Данная тема является актуальной для учащихся, буду использовать ее при проведении недели толерантности.
Юрий Викторович Силин # 3 августа 2016 в 01:02 0
И сюда наряду с осознанием собственных эмоций и чувств входит также отношение к чувствам других. Человек, не способный к осознанию и уважению чужих мыслей и чувств, в моральном плане человеком-то и не является.Спасибо за материал.