Януш Корчак. Биография для детей

Януш Корчак, или жизнь, отданная детям

Януш Корчак (1878-1942) — писатель и врач, педагог- реформатор, великий гуманист минувшего века. В нашей стране дети зачитывались его повестью «Король Матиуш Первый». Менее известен в России уникальный опыт Корчака в воспитании детей-сирот, его педагогические идеи, изложенные в книгах «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение». 

Польский еврей, Корчак стал гордостью и героем двух народов, двух культур. В оккупированной нацистами Варшаве он ценой невероятных усилий спасал жизни сирот, а в августе 1942 г., отвергнув предложение бежать из гетто, остался с двумястами своими воспитанниками и вместе с ними погиб в концлагере.

Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 г. в семье известного варшавского адвоката и получил воспитание, основанное на прогрессивных традициях польской культуры.

В гимназические годы Генрик много читает, пробует свои силы в литературе. После смерти отца он, вынужденный зарабатывать деньги, становится репетитором. Однако вскоре в этом занятии он начинает видеть больше, чем просто заработок. Работа с детьми пробуждает у него глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, заставляет размышлять об условиях жизни детей, о воспитании. По окончании гимназии Генрик решает стать детским врачом. Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, он продолжает заниматься преподавательской деятельностью.

В студенческие годы Генрик Гольдшмит не прекращает заниматься литературой: он пишет о детях. Его произведения публикуются в различных польских журналах. За драму «Каким путем» в 1899 г. он получает премию на литературном конкурсе, в котором участвует под псевдонимом Януш Корчак. С тех пор этот псевдоним остается за ним навсегда.

В 1904 г. Януш Корчак начинает работать врачом в детской больнице Варшавы и вскоре приобретает популярность как прекрасный, гуманный врач. Он слывет «доктором бедняков» — их он лечит бесплатно, а иногда отдает им на лекарства и пропитание свои гонорары.

В 1905 г. во время русско-японской войны Корчак как врач был мобилизован в армию. По возвращении в Польшу Корчак продолжает работать в детской больнице. Медицинская практика дает ему возможность изучать психологию детей разных социальных слоев. Постепенно Януш Корчак приходит к выводу о социальной неустроенности жизни и о том, что главными ее жертвами становятся дети. В 1906 г. он издает отдельной книгой печатавшееся ранее в журнале «Голос» произведение «Дитя гостиной», в котором обвиняет существующий строй в том, что он порождает разделение общества на противоположные классы.

Вскоре Януш Корчак становится членом правления общества «Помощь сиротам», принимает активное участие в разработке проекта специального здания для детского дома, участвует в воспитательной работе этого учреждения. В летнее время он бесплатно работает в детских колониях под Варшавой. Постоянное глубокое изучение воспитания детей приводит его к мысли о важнейшем значении педагогики в жизни. Он решает переменить профессию. В 1912 г. Корчак становится руководителем «Дома сирот» и остается им до конца своей жизни.

Первая мировая война прервала работу Януша Корчака с детьми. Его призвали в армию в качестве врача дивизионного госпиталя. На фронте он создает одну из самых замечательных своих книг — «Как любить ребенка». С рукописью этой книги Корчак возвращается на родину и с головой уходит в работу «Дома сирот».

В 1919 г. Януш Корчак начал работать в сиротском приюте на 50 человек под названием «Наш дом». Там воспитывались сироты и дети политических заключенных. Почти в то же время Корчак в другом месте Варшавы создает еще один приют — для младенцев-подкидышей. А чтобы его воспитанники летом могли выезжать на природу, с помощью одного богатого варшавянина открывает Виллу «Ружичка» — что-то вроде летнего пионерского лагеря.

В 1926г., когда Корчаку было уже под пятьдесят, он создал первую в мире газету, выпускаемую детьми для детей, — «Малое обозрение». Кроме того, Корчак читает лекции в студенческих аудиториях и заседает в разных филантропических обществах.

В 1935-1936 гг. Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом Старый Доктор. Но в 1936 г. власти запретили ему выступать по радио.

Когда началась вторая мировая война, Януш Корчак надел форму майора Войска Польского. В 1942 г. фашистские войска вошли в Польшу, и добрались до мирного «Дома сирот». Друзья Корчака, стремившиеся спасти его от гибели, приготовили для него необходимые документы, но Старый Доктор отказался от них, сказав Игорю Неверли: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» Януш Корчак не мог и не хотел спасть одного себя...

Оригинальная система самоуправления, разработанная Корчаком, во многом не утратила своей ценности и в настоящее время. Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе корчаковской системы, для развития активности, самодеятельности, самостоятельности у детей, для создания такого нравственного климата в детском коллективе, который обеспечивает высокую эффективность воспитательной работы.

Корчак — выдающийся педагог, он подарил нам новую педагогику, утвердив своими трудами бессмертие добра и человечности.

Изречения Януша Корчака, ставшие крылатыми фразами

• «Самая страшная ошибка — считать, что педагогика — наука о ребенке, а не о человеке. Познай и воспитай самого себя, прежде чем воспитывать детей».

• «Архитектор должен поместить руководителя учреждения так, чтобы он вынужден был стать воспитателем, чтобы он видел и слышал ребенка не только тогда, когда ребенок по вызову входит к нему в кабинет».

• «Интернат для сирот — это клиника, где встречаются самые разные недуги тела и души при слабом противодействии самого организма, когда наследственность болезни мешает выздоровлению. И если интернат не станет морально-нравственной лечебницей, то станет очагом заразы».

• «Мы должны научить ребенка понимать, что такое деньги и заработная плата, чтобы он мог знать, что такое независимость, которую дает заработок. Он должен знать, когда деньги творят добро, а когда приносят зло, когда дают независимость, а когда отнимают разум. Пусть он их проиграет, потеряет, пусть у него их украдут. Но пусть он их заработает, тогда узнает им цену».

• «Есть как бы две жизни: одна — важная и почтенная, а другая, снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьез это лишь в будущем».

• «Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека».

• «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?».

• «Ребенок не глуп. Дураков среди них не больше, чем среди взрослых».

Рекомендуем посмотреть:

Карл Максимович Бэр. Краткая биография

Везалий. Биография

Бехтерев Владимир Михайлович. Краткая биография

Пирогов Николай Ивановаич. Краткая биография

Гиппократ. Краткая биография для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!