Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)

Автор: Булычёва Александра Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 им. А. Н. Барсукова г. Коврова Владимирской области

Описание материала: данный урок будет полезен для учителей начальных классов и предназначен для детей 2 класса. На уроке проведена работа с теллурием -  прибором для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Тема урока: «Смена дня и ночи»

Цель:  объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

Задачи:

✓ Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток;

✓ Формировать правильную учебную деятельность.

Оборудование: рисунок «Суточное вращение Земли», модель глобуса, теллурий, рисунки: Лены и Миши, одуванчика, филина, бабочки.

Литература:

Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2-й. класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.

С. П. Докшина Урок окружающего мира во 2-м классе. //Начальная школа + до и после - №4, 2010.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Актуализация знаний и постановка проблемы.

- О чем мы рассуждали на прошлых уроках?

- Что представляют собой Солнце и Земля?

- Вращается ли Солнце вокруг Земли?

- Какая причина заставляет Землю вращаться вокруг Солнца?

- Какое еще вращение совершает Земля?

- А сейчас выполните задание. Наша задача соединить стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы. (У каждого ребенка карточка с заданием)

Наблюдения                                               Объяснения

За лесом виднеются                                  Земля вращается

крошечные домики.                                  вокруг своей оси.

 

За горизонтом показалась                        При удалении предметы

сначала мачта, а потом уже                      кажется меньше.

появился полностью корабль.

На востоке появилось Солнце,                 Земля имеет форму шара.

и наступило утро.

(Дети затрудняются с последним наблюдением)

- Подумайте, почему вы не можете ответить на этот вопрос сразу. (Мы говорили о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, но не выяснили, что при этом происходит на Земле)

- Какие вопросы у вас возникли? (Какое движение Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле?)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Какова тема нашего урока? (День и ночь)

III.  Совместное «открытие» знаний.

- Что мы обычно делаем утром? Днем? Вечером? Ночью?

- Откройте учебник на странице 50. И найдите вопрос «Что бывает днем и ночью?»

- Рассмотрите внимательно рисунки и скажите, где изображен день, а где ночь и как определили.

- Можно ли определить время, если у тебя нет часов? Каким образом? (по солнцу, звездам, Луне)

 - А также для ориентировочной оценки времени в летние дни можно использовать цветы. Каким образом? (нужно знать время, когда раскрываются и закрываются цветы)

- А еще можно узнать примерное утреннее время с помощью пения птиц.

- А вот скажите, мы обсудили, что можно узнать время по цветам, птицам. А они как время определяют? У них часы есть?

- Оказывается, многие живые организмы умеют отличать день от ночи и пользоваться своими «живыми часами» или чувством времени. Кто может еще привести  примеры? (Одуванчик распускается, птицы петь начинают, бабочки летают – это днем, а на ночь одуванчики закрываются, птицы умолкают, но летают летучие мыши и ночные бабочки)

- А как вы думаете, у людей есть чувство времени? Посмотрите в учебнике на странице 51.

- Кто знает, а  как люди в древности определяли время без часов?

- Ну вот а теперь скажите, чем же отличается день от ночи? Посмотрите на рисунок на странице 51. (днем светло, потому что солнце на небе. Оно освещает Землю даже сквозь облака. Ночью темно, потому что на небе нет Солнца)

- А куда же оно пропадает?

- А сейчас, ребята, мы побудем исследователями. А так как исследователь – это очень серьезная работа с различными приборами, то и мы с вами будем работать с прибором. (Учитель показывает теллурий)

- Кто знает, что это такое?

- Это ребята, теллурий -  прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.

Разбираем устройство теллурия.

- А вам интересно как он работает?

- Смотрите внимательно.

- Что мы с вами только что наблюдали? (вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси)

- Теперь давайте настроимся на серьезную работу. Ведь мы исследователи. Что нам нужно сегодня узнать? (Что происходит с солнечным светом)

- Нас интересует вращение Земли вокруг своей оси и Солнца.

- Мы знаем, что днем Солнце освещает поверхность Земли, а ночью нет. Что вы должны отметить для себя во время наблюдения? (мы должны понять, при каком вращении поверхность Земли будет то освещаться Солнцем, то нет)

- При каком же вращении? (вокруг своей оси)

- Правильно, посмотрите, когда Земля вращается вокруг своей оси, она поворачивается к Солнцу разной стороной. А Солнце может осветить Землю сразу со всех сторон? (нет) И посмотрите, одну половинку Земли Солнце освещает, и там какое время суток? (день)

- А другую не освещает, и там какое время суток?

- А сейчас задание для самых внимательных. Послушайте ситуацию и попробуйте ее объяснить.

«По телевизору идёт трансляция футбольного матча. Семья вечером собралась у телевизора. Диктор говорит: «Сейчас 11 часов дня!». А Лена спрашивает: «Почему ведущий говорит, что сейчас день?» «Так ведь это в Америке» - отвечает Миша» Как это может быть?

- Давайте проведем еще одно небольшое исследование. (Работа с теллурием) Посмотрите и скажите, какое вращение Земля совершает быстрее? (вокруг своей оси) А за какое время она совершает полный оборот? (за 24 часа)

- Прочитайте ответ на стр. 52. (Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, или за сутки)

- А как вы думаете, за какое время Земля облетает Солнце?(Она это делает за 365 дней)

- Скажите, ребята, а продолжительность дня и ночи всегда одинакова? (нет)

- Когда день длиннее ночи? В какое время года? А когда короче? (Летом день длиннее ночи, а зимой день короче)

- А кто знает, почему так происходит?

- В период между мартовским и сентябрьским равноденствиями (от 20 (21) марта до 22 (23) сентября) из-за наклона земной оси Северное полушарие обращено к Солнцу большую часть суток, поэтому северные широты получают больше тепла и света, чем южные. Летом дни становятся длиннее, а положение солнца — выше, чем в Южном полушарии, где в это время зима. Спустя полгода Земля переходит на противоположную точку своей орбиты. Наклон оси остаётся таким же, однако теперь Южное полушарие оказывается обращённым к Солнцу большую часть суток, там дни дольше, больше и тепла и света. В Северном полушарии в это время зима.

- А кто-нибудь знает, что есть сутки, в которые день и ночь равны?

- Это день весеннего равноденствия – 21 марта, и день осеннего равноденствия – 23 сентября.

- Также на Земле можно наблюдать самый длинный день и самую длинную ночь. ( 22 декабря – день зимнего солнцестояния, в северном полушарии самый короткий день, а в южном самый длинный. 22 июня – день летнего солнцестояния, в северном полушарии самый длинный день, а в южном самый короткий)

IV. Первичное закрепление.

Работа в тетради  на стр. 16 задание №1 и №3.

- А что случилось бы на планете, если бы она не вращалась? (см. стр. 55)

V. Итог урока.

- Так с чем же связана смена дня и ночи?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Зоя Татарчинская # 13 ноября 2013 в 20:17 +1
Очень хороший и подробный конспект занятия. Данный конспект разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.Большое спасибо автору за такой хороший материал!
Алёна Павловна Василишина # 24 июня 2014 в 07:10 0
Видно,что методика и системность-"конёк" педагога.Отлично!
Светлана Алексеевна Антонова # 21 февраля 2015 в 22:55 0
Урок интересный, материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС, что актуально сегодня. Спасибо.
Валентина Сергеевна Чурилова # 13 мая 2015 в 15:28 0
Мне понравился вопрос на первичное закрепление : что бы случилось, если бы Земля не вращалась. Хотелось бы увидеть, как вы подводите детей к ответу на этот вопрос.
Особенно понравилось, что на занятии постоянно взаимодействие ученик-учитель присутствует, постоянные вопросы, на которые нужно давать ответы, не дадут заскучать.
Спасибо!
Вера Ивановна Овчинникова # 8 июня 2016 в 17:55 0
Урок интересный, применены приемы системно - деятельностного подхода, учитель использует творческие, нестандартные задания. Спасибо.