Навыки эффективной учебы
Автор: Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, Почетный работник общего образования, автор технологии ИСУД
Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. (серия «Методическая библиотека») М.: изд. «5 за знания», 2005. -96 с.
Кто из нас не мечтал поработать в группе или классе, где все студенты (ученики) внимательны, мотивированны, обладают адекватной самооценкой, умеют систематизировать информацию, применять теоретические знания на практике?
Увы, мы продолжаем мечтать, а студенты по-прежнему далеки от идеала ученика: ведь все перечисленные добродетели нужно терпеливо и умело взращивать. А мы все силы бросаем на освоение предметов по программе, оставляя собственно ученические умения на обочине.
Но можно представить другую программу, которая состоит из таких занятий, где студенты осваивают технологию учебной деятельности. То есть содержанием образования становится сам процесс получения знаний, а знания по учебным дисциплинам усваиваются попутно. Студент учится самостоятельно выстраивать индивидуальный процесс обучения. Он определяет и диагностирует собственные умения и навыки – организационные, информационные, коммуникативные, мыслительные. После этого соотносит их с факторами учебного успеха и «достраивает» то, что необходимо.
Учебная деятельность студента становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Студент действительно начинает учиться, то есть учить самого себя.
Практический курс «Сам себе учитель», кроме обучения учеников навыкам успешного учения, интегрирует необходимые и достаточные теоретические знания из разных наук для осознанной самооценки учеником своих учебных возможностей и – в случае высокой мотивации учащихся к обучению – для проектирования им самим программы собственного развития на уроках.
Введение в курс «Сам себе учитель»
На первом занятии студенту надо реализовать две цели:
• понять, зачем он пришел на этот урок;
• оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать.
Задача преподаватели соответственно объяснить общие цели нового курса и знакомят учащихся с новыми для них формами деятельности на этих уроках.
В первой части урока продемонстрируйте всю модульную структуру курса, расскажите, что вы будете изучать в каждой теме.
Вторая часть урока обязательно должна быть посвящена формам учебной работы на уроках курса. Особенно подробно необходимо рассказать об учебных проектах, показать, если возможно, результаты проектов прошлых лет. Продемонстрируйте ребятам преимущества работы с учебной информацией способом создания «портфолио», покажите готовые папки с файлами, заполненными рабочими материалами.
Если вы не планируете оценивать работу учащихся на уроках отметками, обязательно оговорите систему оценки учебной работы: практика показывает, что даже самый искренний энтузиазм не выдерживает отсутствия оценивания. Можно использовать альтернативные способы оценивания: учет активности на уроках, результаты проверочного тестирования, сроки и качество сданных проектных работ.
Закончите урок первой самодиагностикой в виде цифрового диктанта из четырех утверждений (хорошо, если есть возможность раздать ученикам листочки с красиво оформленными утверждениями, вклеить в тетрадь и сохранить их до конца года).
1. Учение происходит, когда учитель учит ученика.
2. Чем больше человек знает, тем правильнее он поступает.
3. Школьный предмет, не нужный мне во взрослой жизни, не может принести мне никакой пользы.
4. Несправедливо, если за одно и то же задание, выполненное одинаково, учитель одного ученика хвалит, а другого – нет.
Ребята записывают свое мнение в виде цифр: 0 – нет, 1 – да.
Каждое из приведенных утверждений на занятиях будет предметом отдельного разговора. На этом же уроке вы, как учитель, можете получить обобщенные данные по классу и обсудить их: попросите учащихся «просигналить» поднятием руки свое мнение по каждому вопросу.
Согласные с первым утверждением имеют неполное представление о процессе учения. Обратите внимание учащихся на форму глагола, обозначающую процесс приобретения знаний – это возвратная форма (язык не обманешь!). На самом деле каждый человек учится сам. Учитель создает условия для этого.
Согласные со вторым утверждением принимают знания за основу успеха, не понимая разницы между знаниями, умениями и навыками и их конкретного значения в обеспечении учебного успеха.
Положительный ответ в третьем случае показывает низкий уровень мотивации учеников на деятельность.
Четвертое утверждение – это эмоциональная «ловушка». Конечно, обидно. Но только на первый взгляд и только некомпетентному в области знаний о познавательной деятельности ученику. Грамотный учитель всегда сможет объяснить, почему для Пети это задание на порядок сложнее, чем для Сергея, которому это задание выполнить очень легко. Поэтому Петю обязательно надо похвалить.
Выполнение такого диктанта и его первичный анализ занимают при определенном навыке не более пяти минут. Хотя традиционно такой формой работы учителя заканчивают урок, мы предпочитаем проводить цифровой диктант в начале последней трети урока, когда объективно снижаются и концентрация, и устойчивость внимания. В этот момент цифровой диктант выполняет функцию психофизиологической разрядки и помогает восстановить необходимый уровень внимания.
«Зачем я учусь»
Главная цель ученика на этом уроке – ответить самому себе на заглавный вопрос. Если не ответить, то хотя бы задуматься об этом:
– Как вы думаете, чего хочет человек, когда он что-то делает? (Обычно ответы такие: «смотря что он делает», «это зависит от человека» и т.д.).
– Я могу вам доказать, что на самом деле все – каждый, любой человек – хотят одного и того же. Чего?
Если у ребят не получится необходимого обобщения, сформулируйте сами:
– Каждый человек хочет, чтобы получилось то, что он задумал. Вы правы в том, что успех для каждого выглядит по-разному.
Проведите короткую интеллектуальную «разминку»:
– Как представляет себе свой успех садовод? Продавец? Солдат? Актер? Учитель? Ученик, который отлично выучил урок? Ученик, который не готов к уроку?
У такой разминки две цели. Во-первых, помочь ученикам осмыслить понятие «успех», и здесь очень важно дать высказать или спровоцировать утверждения прямо противоположные, на первый взгляд взаимоисключающие (успех продавца – получить прибыль путем обмана или через улучшение качества товара, успех солдата – завоевание чужих территорий или защита своей Родины), чтобы создать проблемную ситуацию. Во-вторых, формировать у учеников навык ведения дискуссий.
Обсуждая результаты разминки, подведите учащихся к мысли о том, что смысл успеха каждый раз зависит от целей, которые ставит человек. Какие цели ставит перед собой ученик, когда идет в техникум? Зачем ученик ходит в техникум?
Организуйте обсуждение этого вопроса как «мозговой штурм»: вызовите к доске двух учеников, которые будут быстро записывать высказывания учащихся. Вы только помогаете короче и четче формулировать высказанные мнения.
Когда на доске наберется более десятка целей, попросите учащихся сделать свой личный набор целей, ранжируя представленные на доске цели. На первом месте – главная цель, затем – второстепенная, но тоже важная и т.д. Затем обобщите цели обучения для всего класса: читайте вслух каждую записанную на доске цель и попросите поднять руки тех, у кого данная цель входит в «первую тройку», запишите количество поднятых рук. Обработайте так весь список. Затем определите коллективный, «классный» рейтинг каждой цели в соответствии с полученными данными. Проанализируйте результат и обсудите его вместе с ребятами.
Оставьте пять минут в конце урока для активной рефлексии. Обратитесь к названию урока, спросите учащихся, выполнены ли цели урока. Спросите, чему они сегодня учились на уроке. Покажите сложенный листок, где написана развивающая цель урока (развивать навыки деятельности в группе, умение отстаивать свою точку зрения). Пусть попробуют догадаться, что там написано. Я обычно провожу это как игру в детективов с призами за наблюдательность и сообразительность.
В конце урока предложите учащимся заключить коллективный договор. Можно приготовить текст договора в виде свитка из пяти листов формата А4, склеенных широкими краями. На этих листах будут написаны пять правил, которые предлагаются к обсуждению и подписанию:
1. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
2. Мое мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
3. Когда говорю я, все слушают и стараются понять меня.
4. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
5. Я – сам(а) и вместе со всеми.
Эти правила общения, вывешенные в классе на видном месте и подписанные всеми учащимися и учителем, практически освобождают учителя от необходимости делать замечания по поводу поведения на уроке. Достаточно будет молча подойти к правилам и указать на нарушаемый в данный момент пункт.
Не требуйте, чтобы сразу все расписались на договоре. У меня был случай, когда особенно недоверчивый ученик поставил свою подпись на договоре лишь в конце учебного года.
– Я хотел убедиться, что вы эти правила придумали не только для нас, но и для себя тоже.
Внимание как ресурс учебного успеха ученика
Умение человека сосредоточиться на каком-либо одном раздражителе, выделить из хаотичного потока раздражителей нужный раздражитель – вот наиболее обобщенное определение такого важнейшего ресурса, как внимание. На человека постоянно действует масса раздражителей. Начните урок с просьбы к учащимся перечислить все раздражители, которые действуют на ученика, сидящего на уроке. Вам придется определить само понятие – раздражитель, ведь иначе они проведут знак равенства между раздражителями и объектами внимания. Объясните, что раздражители – это все факторы окружающей и внутренней среды для человека, которые посылают свои сигналы, достигающие человека, а объекты внимания – это только те раздражители, которые я замечаю в данный момент. Собственный сердечный ритм – раздражитель, но не объект внимания, пока он резко не изменится. Окраска стен – раздражитель, но она станет объектом внимания, если на ней будут нарисованы герои комиксов на ярко-малиновом фоне.
Понятно, что успех в обучении будет зависеть от способности человека сознательно выделить из потока сигналов от множества раздражителей только те, которые обеспечивают восприятие, осмысление и запоминание учебной информации. Помогите учащимся усвоить понятия, определяющие виды и свойства внимания, с помощью следующей схемы:
Непроизвольное внимание. Вызывается внезапным, неожиданным, ярким или громким раздражителем. Очень сильное, но нестойкое внимание. В педагогике не исключается, применяется для отдыха работающих анализаторов: если много говорили – можно рассмотреть яркую интересную картинку; если много писали и читали, можно послушать короткую шутку. Можно использовать целенаправленно для привлечения внимания при переключении видов работы. Для поддержания интереса – игровая форма подачи или отработки материала. Не пересыщать урок!!!
Произвольное внимание, вызванное усилием воли. Требует очень много энергии на поддержание, дети долго не держат такое внимание – устают. Такие задания надо вводить постепенно среди заданий на «послепроизвольное» внимание.
Послепроизвольное внимание. Возникает как результат интереса. Практически не требует дополнительных затрат энергии на поддержание, «питается» интересом. Самый стойкий вид внимания!!!
Ученику, работающему над саморазвитием своих учебных ресурсов, достаточно характеризовать внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика и для целенаправленной деятельности учителя (именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности).
Пусть учащиеся запишут определение смысла каждого из этих свойств внимания, а вы помогайте им присвоить этот смысл, приводя примеры учебных заданий, требующих мобилизации именно этих качеств внимания. Этими же формами заданий перечисленные качества внимания будут развиваться:
• Объем внимания – то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью (у детей обычно 1–2; у подростков 2–3, у юношей 4–5).
• Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и т.д.).
• Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая.
• Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.
• Переключение внимания – способность легко и быстро перейти от одного вида деятельности к другому, изменить цели деятельности. Ярко проявляются индивидуальные особенности темперамента:
– флегматики переключаются медленнее;
– меланхолики теряются;
– холерики готовы переключиться, при этом готовы бросить незаконченную работу;
– успешнее всех переключаются сангвиники.
Мотивация обучения как фактор учебного успеха
Это занятие, на мой взгляд, одно из основных, концептуальных, но и одно из самых сложных как для ученика, так и для учителя.
Для ученика – потому что ответ на вопрос «чего я хочу» по сравнению с вопросами «что я могу» и «что я знаю и умею» явно проигрывает в объективности. А рассуждения на тему «почему я хочу того, чего хочу» даже у взрослых часто вызывают затруднения и даже раздражение. «Почему дерусь?.. Да просто потому, что дерусь и все». В возрасте 14–16 лет подростки редко задумываются о том, почему они поступают так, а не иначе. Но они уже готовы задуматься над этим.
Можно построить урок «от общего к частному», традиционно – сначала разобрать смысл каждой составляющей в структуре потребностей. Разделите доску по горизонтали на четыре части и в верхней части каждой четверти надпишите название каждой из четырех потребностей, составляющих систему мотивации человека:
1. Потребность быть личностью («Я знаю свои недостатки и сам могу их искоренить, осознаю свои достоинства и использую их во благо себе и окружающим»).
2. Потребность в понимании смысла жизни («Я понимаю, зачем я живу»).
3. Потребность в нравственно-этических характеристиках, категориях («Я понимаю, что хорошо и что плохо, я хочу соответствовать хорошему»).
4. Потребность в мотивации своих достижений («Я понимаю истинные причины моих побуждений, могу выстроить иерархию желаний и целей»).
Задайте вопрос учащимся о том, есть ли потребности у новорожденных, и если есть, то как они проявляются. Назовите их базовыми потребностями. Если эти потребности удовлетворены, то на их основе формируется следующий уровень развития, на котором ведущими задачами для человека становится уже активное познание мира. Если у ребенка все складывается успешно, с такой позицией можно завоевывать новые вершины, осваивать третий уровень развития потребностей – социальный.
Только удовлетворив потребности этого уровня, человек способен вступить в период формирования четвертого, высшего уровня развития мотивационно-потребностной сферы – социально-духовного.
У вас на доске он уже описан, остается его назвать. Таким образом, на доске к концу беседы будет таблица, описывающая личность на каждом из четырех уровней развития его потребностей:
Социально-духовный.
Социальный.
Биосоциальный, познавательный.
Базовый, биологический, социальный.
Воспитание воли
и учебный успех
Начните урок с небольшой самостоятельной работы, результаты которой помогут ученикам более объективно оценить собственный достигнутый уровень развития потребностной сферы.
Попросите учащихся проанализировать предоставленный им список учебных приемов и разных форм учебной работы и выписать их номера в порядке личного предпочтения. Обычно я конкретизирую задачу так.
Предположим, что вы учитесь в техникуме, где учителя организуют для каждого из вас такие условия работы, чтобы вам действительно захотелось учиться. Выпишите из представленного списка то, что, по вашему мнению, помогло бы вам захотеть посещать учебные занятия.
Пусть каждый учащийся выберет 10 пунктов, которые лично ему обеспечат на данный момент комфортные условия обучения и желание учиться в таких условиях. Уточните, что выбирать надо те пункты, которые действительно важны для ученика, а не те, что, как ему кажется, были бы «правильными». Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов, здесь правильно все, но для каждого что-то будет более важным:
1. Поощрения учителя за хорошо выполненную работу.
2. Порицания за ошибки.
3. Учебно-познавательные игры.
4. Демонстрация видеофильмов и опытов.
5. Задания, которые получаются.
6. Свободный выбор заданий.
7. Учитель считает меня личностью.
8. Содержание задач и вопросов взято из реальной жизни.
9. Учитель учитывает мои интересы.
10. На уроке я сам разбираюсь с проблемами.
11. Учитель не использует много непонятных слов.
12. Я могу действовать на уроке разными способами.
13. Мне можно придумывать что-то новое.
14. Много заданий таких, где нужна смекалка.
15. Мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе.
16. Мы говорим о людях, которые для меня интересны.
17. Ученики на уроках могут помогать друг другу.
18. Успех всех зависит от успеха каждого.
19. Мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на отметку друга.
20. Меня информируют об обязательных результатах обучения.
21. Мне объясняют смысл каждого способа деятельности на уроке.
22. Учитель дает мне задания, которые сразу не получаются.
23. Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками.
24. Работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность.
25. На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я и сам отвечаю за результаты учения.
Ключ к анализу результатов: по выбранным номерам можно в первом приближении судить о том, какова структура уровней развития потребностной сферы в данный момент у данного ученика.
Наличие номеров с 1-го по 7-й указывает на то, что для данного ученика важнее всего, чтобы его мотивировали на учебу эмоциональными приемами, значит, первый уровень развития потребностей у данного ученика остался в свое время не до конца отработанным, удовлетворенным.
Наличие в десятке ответов номеров с 8-го по 14-й свидетельствует о неудовлетворенности второго, биосоциального, познавательного уровня.
Если среди ответов много номеров с 15-го по 19-й, то это говорит о том, что автор результатов «отрабатывает» сейчас социальный уровень и для него наиболее важно все, что касается стиля и способов общения на уроке.
Наличие в десятке номеров с 20-го по 25-й свидетельствует о возможности выхода ученика на самый высокий уровень развития потребностной сферы. Именно такие ученики отзываются на способы мотивации с опорой на собственную волю ученика.
Таким способом мы помогаем подростку еще раз задуматься, поговорить, поспорить о своем «хочу» и вооружаем его своеобразными единицами измерения этого важнейшего фактора учебного успеха.
В оставшееся время проведите беседу с учащимися о соотношении двух понятий – «желание» и «воля». Обсудите примеры соответствия и несоответствия одного другому. Почему такой сильный фактор, как желание, не всегда срабатывает на 100%? В чем разница между желанием успеха и волей к победе?Навыки эффективной учебы
Кто из нас не мечтал поработать в группе, где все студенты внимательны, мотивированны, обладают адекватной самооценкой, умеют систематизировать информацию, применять теоретические знания на практике?
Увы, мы продолжаем мечтать, а студенты по-прежнему далеки от идеала ученика: ведь все перечисленные добродетели нужно терпеливо и умело взращивать. А мы все силы бросаем на освоение предметов по программе, оставляя собственно ученические умения на обочине.
Но можно представить другую программу, которая состоит из таких занятий, где студенты осваивают технологию учебной деятельности. То есть содержанием образования становится сам процесс получения знаний, а знания по учебным дисциплинам усваиваются попутно. Студент учится самостоятельно выстраивать индивидуальный процесс обучения. Он определяет и диагностирует собственные умения и навыки – организационные, информационные, коммуникативные, мыслительные. После этого соотносит их с факторами учебного успеха и «достраивает» то, что необходимо.
Учебная деятельность студента становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание. Студент действительно начинает учиться, то есть учить самого себя.
Практический курс «Сам себе учитель», кроме обучения учеников навыкам успешного учения, интегрирует необходимые и достаточные теоретические знания из разных наук для осознанной самооценки учеником своих учебных возможностей и – в случае высокой мотивации учащихся к обучению – для проектирования им самим программы собственного развития на уроках.
Введение в курс «Сам себе учитель»
На первом занятии студенту надо реализовать две цели:
• понять, зачем он пришел на этот урок;
• оценить, насколько он готов к тому, что ему предстоит делать.
Задача преподаватели соответственно объяснить общие цели нового курса и знакомят учащихся с новыми для них формами деятельности на этих уроках.
В первой части урока продемонстрируйте всю модульную структуру курса, расскажите, что вы будете изучать в каждой теме.
Вторая часть урока обязательно должна быть посвящена формам учебной работы на уроках курса. Особенно подробно необходимо рассказать об учебных проектах, показать, если возможно, результаты проектов прошлых лет. Продемонстрируйте ребятам преимущества работы с учебной информацией способом создания «портфолио», покажите готовые папки с файлами, заполненными рабочими материалами.
Если вы не планируете оценивать работу учащихся на уроках отметками, обязательно оговорите систему оценки учебной работы: практика показывает, что даже самый искренний энтузиазм не выдерживает отсутствия оценивания. Можно использовать альтернативные способы оценивания: учет активности на уроках, результаты проверочного тестирования, сроки и качество сданных проектных работ.
Закончите урок первой самодиагностикой в виде цифрового диктанта из четырех утверждений (хорошо, если есть возможность раздать ученикам листочки с красиво оформленными утверждениями, вклеить в тетрадь и сохранить их до конца года).
1. Учение происходит, когда учитель учит ученика.
2. Чем больше человек знает, тем правильнее он поступает.
3. Школьный предмет, не нужный мне во взрослой жизни, не может принести мне никакой пользы.
4. Несправедливо, если за одно и то же задание, выполненное одинаково, учитель одного ученика хвалит, а другого – нет.
Ребята записывают свое мнение в виде цифр: 0 – нет, 1 – да.
Каждое из приведенных утверждений на занятиях будет предметом отдельного разговора. На этом же уроке вы, как учитель, можете получить обобщенные данные по классу и обсудить их: попросите учащихся «просигналить» поднятием руки свое мнение по каждому вопросу.
Согласные с первым утверждением имеют неполное представление о процессе учения. Обратите внимание учащихся на форму глагола, обозначающую процесс приобретения знаний – это возвратная форма (язык не обманешь!). На самом деле каждый человек учится сам. Учитель создает условия для этого.
Согласные со вторым утверждением принимают знания за основу успеха, не понимая разницы между знаниями, умениями и навыками и их конкретного значения в обеспечении учебного успеха.
Положительный ответ в третьем случае показывает низкий уровень мотивации учеников на деятельность.
Четвертое утверждение – это эмоциональная «ловушка». Конечно, обидно. Но только на первый взгляд и только некомпетентному в области знаний о познавательной деятельности ученику. Грамотный учитель всегда сможет объяснить, почему для Пети это задание на порядок сложнее, чем для Сергея, которому это задание выполнить очень легко. Поэтому Петю обязательно надо похвалить.
Выполнение такого диктанта и его первичный анализ занимают при определенном навыке не более пяти минут. Хотя традиционно такой формой работы учителя заканчивают урок, мы предпочитаем проводить цифровой диктант в начале последней трети урока, когда объективно снижаются и концентрация, и устойчивость внимания. В этот момент цифровой диктант выполняет функцию психофизиологической разрядки и помогает восстановить необходимый уровень внимания.
«Зачем я учусь»
Главная цель ученика на этом уроке – ответить самому себе на заглавный вопрос. Если не ответить, то хотя бы задуматься об этом:
– Как вы думаете, чего хочет человек, когда он что-то делает? (Обычно ответы такие: «смотря что он делает», «это зависит от человека» и т.д.).
– Я могу вам доказать, что на самом деле все – каждый, любой человек – хотят одного и того же. Чего?
Если у ребят не получится необходимого обобщения, сформулируйте сами:
– Каждый человек хочет, чтобы получилось то, что он задумал. Вы правы в том, что успех для каждого выглядит по-разному.
Проведите короткую интеллектуальную «разминку»:
– Как представляет себе свой успех садовод? Продавец? Солдат? Актер? Учитель? Ученик, который отлично выучил урок? Ученик, который не готов к уроку?
У такой разминки две цели. Во-первых, помочь ученикам осмыслить понятие «успех», и здесь очень важно дать высказать или спровоцировать утверждения прямо противоположные, на первый взгляд взаимоисключающие (успех продавца – получить прибыль путем обмана или через улучшение качества товара, успех солдата – завоевание чужих территорий или защита своей Родины), чтобы создать проблемную ситуацию. Во-вторых, формировать у учеников навык ведения дискуссий.
Обсуждая результаты разминки, подведите учащихся к мысли о том, что смысл успеха каждый раз зависит от целей, которые ставит человек. Какие цели ставит перед собой ученик, когда идет в техникум? Зачем ученик ходит в техникум?
Организуйте обсуждение этого вопроса как «мозговой штурм»: вызовите к доске двух учеников, которые будут быстро записывать высказывания учащихся. Вы только помогаете короче и четче формулировать высказанные мнения.
Когда на доске наберется более десятка целей, попросите учащихся сделать свой личный набор целей, ранжируя представленные на доске цели. На первом месте – главная цель, затем – второстепенная, но тоже важная и т.д. Затем обобщите цели обучения для всего класса: читайте вслух каждую записанную на доске цель и попросите поднять руки тех, у кого данная цель входит в «первую тройку», запишите количество поднятых рук. Обработайте так весь список. Затем определите коллективный, «классный» рейтинг каждой цели в соответствии с полученными данными. Проанализируйте результат и обсудите его вместе с ребятами.
Оставьте пять минут в конце урока для активной рефлексии. Обратитесь к названию урока, спросите учащихся, выполнены ли цели урока. Спросите, чему они сегодня учились на уроке. Покажите сложенный листок, где написана развивающая цель урока (развивать навыки деятельности в группе, умение отстаивать свою точку зрения). Пусть попробуют догадаться, что там написано. Я обычно провожу это как игру в детективов с призами за наблюдательность и сообразительность.
В конце урока предложите учащимся заключить коллективный договор. Можно приготовить текст договора в виде свитка из пяти листов формата А4, склеенных широкими краями. На этих листах будут написаны пять правил, которые предлагаются к обсуждению и подписанию:
1. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.
2. Мое мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.
3. Когда говорю я, все слушают и стараются понять меня.
4. Когда говорит другой, я слушаю и стараюсь понять его.
5. Я – сам(а) и вместе со всеми.
Эти правила общения, вывешенные в классе на видном месте и подписанные всеми учащимися и учителем, практически освобождают учителя от необходимости делать замечания по поводу поведения на уроке. Достаточно будет молча подойти к правилам и указать на нарушаемый в данный момент пункт.
Не требуйте, чтобы сразу все расписались на договоре. У меня был случай, когда особенно недоверчивый ученик поставил свою подпись на договоре лишь в конце учебного года.
– Я хотел убедиться, что вы эти правила придумали не только для нас, но и для себя тоже.
Внимание как ресурс учебного успеха ученика
Умение человека сосредоточиться на каком-либо одном раздражителе, выделить из хаотичного потока раздражителей нужный раздражитель – вот наиболее обобщенное определение такого важнейшего ресурса, как внимание. На человека постоянно действует масса раздражителей. Начните урок с просьбы к учащимся перечислить все раздражители, которые действуют на ученика, сидящего на уроке. Вам придется определить само понятие – раздражитель, ведь иначе они проведут знак равенства между раздражителями и объектами внимания. Объясните, что раздражители – это все факторы окружающей и внутренней среды для человека, которые посылают свои сигналы, достигающие человека, а объекты внимания – это только те раздражители, которые я замечаю в данный момент. Собственный сердечный ритм – раздражитель, но не объект внимания, пока он резко не изменится. Окраска стен – раздражитель, но она станет объектом внимания, если на ней будут нарисованы герои комиксов на ярко-малиновом фоне.
Понятно, что успех в обучении будет зависеть от способности человека сознательно выделить из потока сигналов от множества раздражителей только те, которые обеспечивают восприятие, осмысление и запоминание учебной информации. Помогите учащимся усвоить понятия, определяющие виды и свойства внимания, с помощью следующей схемы:
Непроизвольное внимание. Вызывается внезапным, неожиданным, ярким или громким раздражителем. Очень сильное, но нестойкое внимание. В педагогике не исключается, применяется для отдыха работающих анализаторов: если много говорили – можно рассмотреть яркую интересную картинку; если много писали и читали, можно послушать короткую шутку. Можно использовать целенаправленно для привлечения внимания при переключении видов работы. Для поддержания интереса – игровая форма подачи или отработки материала. Не пересыщать урок!!!
Произвольное внимание, вызванное усилием воли. Требует очень много энергии на поддержание, дети долго не держат такое внимание – устают. Такие задания надо вводить постепенно среди заданий на «послепроизвольное» внимание.
Послепроизвольное внимание. Возникает как результат интереса. Практически не требует дополнительных затрат энергии на поддержание, «питается» интересом. Самый стойкий вид внимания!!!
Ученику, работающему над саморазвитием своих учебных ресурсов, достаточно характеризовать внимание по четырем параметрам: объему, распределению, концентрации и устойчивости. Эти свойства необходимо и достаточно характеризуют внимание ученика и для целенаправленной деятельности учителя (именно эти свойства внимания чаще всего нарушаются при дефиците внимания и гиперактивности).
Пусть учащиеся запишут определение смысла каждого из этих свойств внимания, а вы помогайте им присвоить этот смысл, приводя примеры учебных заданий, требующих мобилизации именно этих качеств внимания. Этими же формами заданий перечисленные качества внимания будут развиваться:
• Объем внимания – то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью (у детей обычно 1–2; у подростков 2–3, у юношей 4–5).
• Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и т.д.).
• Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая.
• Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.
• Переключение внимания – способность легко и быстро перейти от одного вида деятельности к другому, изменить цели деятельности. Ярко проявляются индивидуальные особенности темперамента:
– флегматики переключаются медленнее;
– меланхолики теряются;
– холерики готовы переключиться, при этом готовы бросить незаконченную работу;
– успешнее всех переключаются сангвиники.
Мотивация обучения как фактор учебного успеха
Это занятие, на мой взгляд, одно из основных, концептуальных, но и одно из самых сложных как для ученика, так и для учителя.
Для ученика – потому что ответ на вопрос «чего я хочу» по сравнению с вопросами «что я могу» и «что я знаю и умею» явно проигрывает в объективности. А рассуждения на тему «почему я хочу того, чего хочу» даже у взрослых часто вызывают затруднения и даже раздражение. «Почему дерусь?.. Да просто потому, что дерусь и все». В возрасте 14–16 лет подростки редко задумываются о том, почему они поступают так, а не иначе. Но они уже готовы задуматься над этим.
Можно построить урок «от общего к частному», традиционно – сначала разобрать смысл каждой составляющей в структуре потребностей. Разделите доску по горизонтали на четыре части и в верхней части каждой четверти надпишите название каждой из четырех потребностей, составляющих систему мотивации человека:
1. Потребность быть личностью («Я знаю свои недостатки и сам могу их искоренить, осознаю свои достоинства и использую их во благо себе и окружающим»).
2. Потребность в понимании смысла жизни («Я понимаю, зачем я живу»).
3. Потребность в нравственно-этических характеристиках, категориях («Я понимаю, что хорошо и что плохо, я хочу соответствовать хорошему»).
4. Потребность в мотивации своих достижений («Я понимаю истинные причины моих побуждений, могу выстроить иерархию желаний и целей»).
Задайте вопрос учащимся о том, есть ли потребности у новорожденных, и если есть, то как они проявляются. Назовите их базовыми потребностями. Если эти потребности удовлетворены, то на их основе формируется следующий уровень развития, на котором ведущими задачами для человека становится уже активное познание мира. Если у ребенка все складывается успешно, с такой позицией можно завоевывать новые вершины, осваивать третий уровень развития потребностей – социальный.
Только удовлетворив потребности этого уровня, человек способен вступить в период формирования четвертого, высшего уровня развития мотивационно-потребностной сферы – социально-духовного.
У вас на доске он уже описан, остается его назвать. Таким образом, на доске к концу беседы будет таблица, описывающая личность на каждом из четырех уровней развития его потребностей:
Социально-духовный.
Социальный.
Биосоциальный, познавательный.
Базовый, биологический, социальный.
Воспитание воли
и учебный успех
Начните урок с небольшой самостоятельной работы, результаты которой помогут ученикам более объективно оценить собственный достигнутый уровень развития потребностной сферы.
Попросите учащихся проанализировать предоставленный им список учебных приемов и разных форм учебной работы и выписать их номера в порядке личного предпочтения. Обычно я конкретизирую задачу так.
Предположим, что вы учитесь в техникуме, где учителя организуют для каждого из вас такие условия работы, чтобы вам действительно захотелось учиться. Выпишите из представленного списка то, что, по вашему мнению, помогло бы вам захотеть посещать учебные занятия.
Пусть каждый учащийся выберет 10 пунктов, которые лично ему обеспечат на данный момент комфортные условия обучения и желание учиться в таких условиях. Уточните, что выбирать надо те пункты, которые действительно важны для ученика, а не те, что, как ему кажется, были бы «правильными». Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов, здесь правильно все, но для каждого что-то будет более важным:
1. Поощрения учителя за хорошо выполненную работу.
2. Порицания за ошибки.
3. Учебно-познавательные игры.
4. Демонстрация видеофильмов и опытов.
5. Задания, которые получаются.
6. Свободный выбор заданий.
7. Учитель считает меня личностью.
8. Содержание задач и вопросов взято из реальной жизни.
9. Учитель учитывает мои интересы.
10. На уроке я сам разбираюсь с проблемами.
11. Учитель не использует много непонятных слов.
12. Я могу действовать на уроке разными способами.
13. Мне можно придумывать что-то новое.
14. Много заданий таких, где нужна смекалка.
15. Мне нужен этот урок, чтобы понять свою роль и место в обществе.
16. Мы говорим о людях, которые для меня интересны.
17. Ученики на уроках могут помогать друг другу.
18. Успех всех зависит от успеха каждого.
19. Мы на уроках проверяем задания друг у друга и можем повлиять на отметку друга.
20. Меня информируют об обязательных результатах обучения.
21. Мне объясняют смысл каждого способа деятельности на уроке.
22. Учитель дает мне задания, которые сразу не получаются.
23. Я сам оцениваю собственные результаты и сам работаю над ошибками.
24. Работа на этом уроке дает мне возможность прогнозировать свою жизнедеятельность.
25. На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я и сам отвечаю за результаты учения.
Ключ к анализу результатов: по выбранным номерам можно в первом приближении судить о том, какова структура уровней развития потребностной сферы в данный момент у данного ученика.
Наличие номеров с 1-го по 7-й указывает на то, что для данного ученика важнее всего, чтобы его мотивировали на учебу эмоциональными приемами, значит, первый уровень развития потребностей у данного ученика остался в свое время не до конца отработанным, удовлетворенным.
Наличие в десятке ответов номеров с 8-го по 14-й свидетельствует о неудовлетворенности второго, биосоциального, познавательного уровня.
Если среди ответов много номеров с 15-го по 19-й, то это говорит о том, что автор результатов «отрабатывает» сейчас социальный уровень и для него наиболее важно все, что касается стиля и способов общения на уроке.
Наличие в десятке номеров с 20-го по 25-й свидетельствует о возможности выхода ученика на самый высокий уровень развития потребностной сферы. Именно такие ученики отзываются на способы мотивации с опорой на собственную волю ученика.
Таким способом мы помогаем подростку еще раз задуматься, поговорить, поспорить о своем «хочу» и вооружаем его своеобразными единицами измерения этого важнейшего фактора учебного успеха.
В оставшееся время проведите беседу с учащимися о соотношении двух понятий – «желание» и «воля». Обсудите примеры соответствия и несоответствия одного другому. Почему такой сильный фактор, как желание, не всегда срабатывает на 100%? В чем разница между желанием успеха и волей к победе?
По материалам книг и статей Н.Л. Галеевой, профессора МПГУ