Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»

Автор: Юрина Галина Александровна, учитель физики филиала МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3» Грачёвской ООШ

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект урока-соревнования по физике в 8 классе. Данный материал будет полезен учителям физики для проведения урока в 8 классе.

Познавательная задача: закрепить у учащихся умения и навыки в решении задач разных типов – расчетных, качественных, экспериментальных.

Развивающая задача: продолжить выработку умений и навыков в чтении электрических схем и сборке электрических цепей по схемам; формировать навыки в составлении задач.

Воспитывающая задача: формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной; формировать интерес к изучению физики.

Структура урока:

I.  Организация урока-соревнования.

II. Раздача пакетов с заданиями.

III. Выполнение физической эстафеты по этапам:

1 этап - разминка.

2 этап – соревнование электриков.

3 этап – соревнование теоретиков.

4 этап – соревнование многоборцев.

5 этап – игра «Кто первый скажет «Эврика!»

6 этап – игра «Кто быстрее!»

IV. Подведение итогов соревнования команд.

V.  Оценка отдельных членов команд.

VI. Награждение команд.

VII. Окончание урока.

Оборудование урока:

1. Амперметры учебные.

2. Вольтметры учебные.

3. Источники тока.

4. Соединительные провода.

5. Лампочки на подставках.

6. Выключатели.

7. Карточки с заданиями.

8. Спортивный свисток.

9.  Секундомер.

I.  Организация урока-соревнования.

 Класс делят на 2 команды. Организуют жюри: в него входит учитель физики и два старшеклассника. Выбирают судей, их обязанность – фиксирование времени и правильности выполнения заданий членами команд; они стоят у столов и сообщают жюри о результатах соревнований.

 Как только команды выстроились, учитель объясняет условия и правила проведения урока-соревнования, соревнование начинается по свистку председателя жюри. Результаты работы на каждом этапе оцениваются по трехбалльной шкале: 3 балла - за правильное выполнение задания; 2 балла – за работу, выполненную на 50%; 1 балл – если ученик не справился с заданием, но шел по верному пути. В конце соревнования результаты команд суммируются. Затем жюри подводит итоги и определяет команду – победительницу, а капитаны команд оценивают работу каждого члена своей команды.

II. Каждая команда получает пакет с заданиями для каждого этапа.

III. Содержание эстафеты.

1 этап – разминка.

По одному участнику от каждой команды берут карты-задания и начинают выполнять задания.

Содержание карты – задания для 1 этапа:

Запишите основную единицу измерения следующих физических величин:

1. Силы тока

2. Напряжения

3. Мощности электрического тока

4. Работы электрического тока

Запишите формулу, по которой рассчитывается:

1. Напряжение на участке цепи

2. Мощность электрического тока

3. Работа электрического тока

4. Сила тока в электрической цепи

2 этап – соревнование электриков.

На этом этапе по одному участнику получают карточки с заданиями: собрать электрическую цепь по схеме.

3 этап – соревнование теоретиков.

По два участника от каждой команды получают карточки-задания по теме «Мощность электрического тока» и «Работа электрического тока» и выполняют задания. Они решают расчетные задачи по данным темам.

Содержание карточек:

1. Сколько времени должен работать электродвигатель, имеющий мощность тока 250 Вт, чтобы совершить работу, равную 1 кВт.ч?

2. Нихромовая спираль длиной 5 м и площадью 0,5 мм2 включена в сеть с напряжением 110 В. Определите мощность тока.

4 этап – соревнование многоборцев.

Для выполнения заданий данного этапа приглашаются более сильные участники команд. Материал карточек-заданий состоит из 2 вопросов.

Карточка № 1.

1. Какими приборами измеряют работу электрического тока?

2. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе за 15 минут, если сила тока в цепи 1,5 А, а напряжение на клеммах двигателя 24  В?

Карточка № 2.

1. Какими приборами измеряют мощность электрического тока?

2. В цепь с напряжением 127 В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,5 А. Найдите мощность тока в лампе.

5 этап – игра «Кто первый скажет «Эврика!»

 На данном этапе задание выполняют по одному участнику от каждой команды. Каждому участнику дается электрическая схема, выполненная на листе формата А4. Требуется составить качественную задачу.

6 этап – игра «Кто быстрее!»

Каждой командой решается одна задача. Учитель дважды читает условие задачи. Каждая команда должна кратко записать условие задачи и решить ее. Содержание задачи:

Перевод стрелки часов на час вперед в летний период дает стране за полгода примерно 3 млрд кВт.ч. Чтобы выработать 1 кВт.ч, нужно на электостанции сжечь 330 кг угля. Таким образом, экономия топлива составила 1 млн тонн. Посмотрим теперь, что же может сделать 1 кВт.ч? Оказывается немало. С его помощью можно выполнить одну из следующих работ: прокатать 10 кг металла, намолоть 100 кг зерна, выпечь 30 кг хлеба.А чтобы человеку самому выполнить работу, равную 1 кВт.ч, нужно, к примеру, положить на спину мешок, массой 50 кг и поднять его по воображаемой лестнице на высоту… На какую высоту он должен поднять этот груз?

Кто быстрее выполнит эту работу, той команде начисляется 5 баллов, а второй – 4 балла.

IV. Подведение итогов соревнования команд.

Жюри подводит итоги и определяет команду – победительницу.

V. Капитаны команд оценивают работу каждого члена своей команды.

Каждому члену команды выставляются оценки в классный журнал.

VI. Награждение команды-победительницы.

Команде-победительнице вручается диплом победителя.

VIII.  Окончание урока.

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 21:42 0
Галина Александровна, спасибо за интересную разработку! Несмотря на игровую форму, это именно урок, где все ученики серьёзно и с увлечением работают. Чётко продуманы все этапы соревнования, в результате урок способствует и расширению знаний школьников, и развитию практических навыков, умения работать в команде. Творческих Вам успехов!
Наталья Анатольевна Янушевская # 19 января 2015 в 00:04 0
Уважаемая Галина Александровна, Вы молодец! Нестандартные уроки всегда требуют больше творчества, фантазии. У Вас досконально продуманы не только этапы урока и задания учащимся, но и названия команд, конкурсов. Это говорит о мастерстве автора. На таком уроке ни один ученик не останется безучастным. Спасибо!
Ольга Николаевна Сабылина # 8 января 2016 в 15:49 0
Галина Александровна! Замечательная разработка, ребята всегда с интересом принимают уроки -соревнования, уроки с игровыми моментами. Спасибо огромное, возьму себе в закладки.
Надежда Александровна Лоскунина # 11 октября 2016 в 09:02 0
Галина Александровна, благодарю вас за вашу работу. Хотя в сельских школах, как в той, в которой работаю я, классы маленькие и не позволяют использовать командные соревнования, но возможно провести личный турнир или же физический диктант. Вот как раз для этих форм проведения урока ваш материал будет полезен мне и многим сельским учителям.