Игра – викторина по географии для школьников 6-8 классов

Разработка: игра – викторина «Знатоки географии»

Автор: Курганова Лариса Михайловна,  учитель географии МОУ Большекошинская СОШ, Тверская область, Селижаровский район, д. Большая Коша

Описание материала: Предлагаю Вам разработку игры-викторины «Знатоки географии». Данная разработка для учителей географии. Игра-викторина может быть проведена на внеклассных занятиях по географии или на предметной недели.

Мероприятие разработано для сборной команды обучающихся 6-8 классов. Цель мероприятия:  повторение  пройденного  материала в игровой форме. Оценить знания и умения  учащихся в области географии. Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Викторина для учащихся 6-8 классов «Знатоки географии»

Форма проведения: игра – викторина «Знатоки географии»

Игра состоит из 9 конкурсов. Состав команды сборный: 1ученик из 6 класса,1ученик  из 7 класса и 2 обучающихся 8 класса. Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды).  На столах таблички с номерами команд.

Учитель. Я рада приветствовать вас на географической игре-викторине «Знатоки географии». В сегодняшней игре  принимают участие три  сборных команды. В каждой команде по  4 участника – 1ученик  6 класса, 1 ученик  7 класса и  2 ученика 8 класса.

На соревновании присутствует жюри в составе:

______________________________________________________________

Условия игры:

Учитель. Для того чтобы в игре принимали участие все игроки, задания командам будут даваться по классам, например: «На вопрос отвечают члены команды 6 класса» и т.д. Если на данный вопрос ученик этого класса не дал ответ или дал неверный ответ, а команда знает правильный ответ, команда может ответить, но за ответ будет присуждено только половина назначенных баллов. В конце игры подводятся итоги по набранным баллам, объявляется и награждается лучшая команда знатоков географии.

Прошу выбрать капитана команды. Капитаны проведите  жеребьёвку  и определите номер своей  команды. Команды определены, желаю всем удачи!

А начнем мы нашу игру с географической разминки: 

1 задание Географическая разминка: 

Учитель. Начинает игру команда №1. Представители команд по очереди (6,7,8 кл.)

подходят к карте и показывают географические объекты, которые они изучили. Ученики команды передают друг другу указку и карточку с названием географического объекта. На выполнение задания команде даётся  1,5минуты. 

За каждый правильный географический объект  - 1 балл.

Географические объекты команде №1:

1. Индийский океан, Австралия

2. г. Джомолунгма (Эверест), река Конго

3. оз. Байкал, Кордильеры (горная система)

4. Альпы (горная система),  о.Сахалин 

Географические объекты команде №2:

1. Тихий океан,  Африка

2. река Амазонка,  г. Эльбрус

3. оз. Гурон, п-ов Ямал

4. влк. Ключевская сопка,  Анды (горная система)

Географические объекты команде №3:

1. Атлантический океан, Евразия

2. о. Мадагаскар, река Миссисипи

3. оз. Чад,  Курильские острова

4. Тянь-Шань (горная система), м.Дежнёва

2 задание Умники и умницы: 

Учитель. Я читаю вопрос, каждый член команды по очереди отвечает. За каждый правильный ответ - 1 балл, если отвечает другой член команды -0,5 балла.

Вопросы команде №1:

1. Самая большая планета солнечной системы      (Юпитер)  

2. Самая полноводная река в мире  (Амазонка)

3. Самый крупный вулкан России    (Ключевская сопка)

4. Самый большой остров в России           (Сахалин)

Вопросы команде №2:

1. Самый большой океан            (Тихий)

2. Самая протяжённая река в мире  (Нил)

3. Самая большая равнина в России  (Русская, или Восточно-Европейская)

4. Самая высокая гора  в России    (Эльбрус)

Вопросы команде №3:

1. Самый большой остров            (Гренландия)

2. Самая высокая гора в мире      (Джомолунгма (Эверест))

3. Самое глубокое озеро в России и мире        (Байкал)

4. Самая протяжённая сухопутная граница России с    (Казахстаном)

3 задание География на все сто!

Учитель. Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы

Сторона света                                           (Восток.)

Начало реки                                              (Исток.)

Главный город страны                            (Столица.)

Государство в Прибалтике                     (Эстония.)

Город РФ, порт на Тихом океане           (Владивосток.)

Имя мореплавателя, открывшего Америку       (Христофор Колумб.)

4 задание Конкурс картографов.

Учитель. На карточках нанесены контуры географических объектов, которые
членам команды  необходимо определить и показать на карте. На выполнение задания даётся три минуты. За каждый правильный объект – 1 балл.

5 задание По родной стране

Учитель. Команды по очереди отгадывают, о чём или о каком географическом объекте идет речь. Если 1-я команда не может ответить, то отвечает 2-я команда и получает дополнительный балл.

Вопросы:

1.   17.1 млн. км2 -                 площадь России;

2.   16 -                                    количество соседних государств;

3.   13 -              количество омываемых морей;

4.   Эти озера нашей родины называют еще морями. Одно из них самое большое на Земле, другое – самое глубокое. Одно отличается самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами. Назовите эти озера.  (Каспийское море и озеро Байкал).

5. Территория расположена на древней  платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии.     (Русская равнина)

6. Обе эти реки имеют много общего. Принадлежат к числу самых больших рек мира.  Обе на своём пути пересекают одни и те же природные зоны. Обе имеют одинаковое питание – смешанное. Ледоход на обоих реках отличается большой силой, сопровождается заторами льда. При впадении в океан одна из них образует широкую и длинную губу, а другая образует обширную дельту. Назовите эти реки.  ( Реки Лена и Енисей).

7. Территория богата разнообразными природными ресурсами. В горах залегают металлические руды, каменный уголь, марганец, редкие металлы. Минеральные источники послужили основой для развития курортного хозяйства. Высокие горы – чудесное место для горнолыжников.    (Сев.Кавказ)

8.  Какому городу посвящены эти слова А.С.Пушкина.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит....( г. Санкт-Петербург).

9. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество  огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с-з на ю-в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров?    (П-ов Камчатка).

6 задание Юные топографы

Учитель. Изобразить путь туриста  условными знаками. На выполнение этого задания 

2 минуты. За каждый правильный знак – 1 балл:

Текст:

Турист вышел из дома и пошёл по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы. Дальше его  путь к  лагерю шёл через  луг. Он подошел к смешанному лесу. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к реке, налево – полевая дорога к болоту, а прямо – тропа к роднику. Он пошёл по грунтовой дороге и подошёл к небольшой реке, которую перешёл по  деревянному мосту. От него по грунтовой дороге он подошёл к фруктовому саду, пройдя, его он вышел к лагерю.

7 задание Гонка за лидером

Учитель. Команде за одну минуту необходимо ответить на 10 вопросов, если ответа не знаете, говорите – дальше. За каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

1. Газообразная вода… (пар)

2. Время суток после ночи… (утро)

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

4. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

5. Самая высокая точка Земли. (Эверест)

6. Прибор для измерения азимута?  (компас).

7. Самый маленький материк. (Австралия)

8. На каком материке протекает река Лимпопо (Африка)   

9. Горы, отделяющие Европу от Азии   (Уральские)

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

2 команда

1.     Количество осадков измеряется в… (мм)

2.  Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

3. Атмосфера – это…(воздушная оболочка Земли)

4. Вода в твердом виде … (лед)

5. Движение воздуха в горизонтальном направлении – это … (ветер)

6. Как называется сборник  географических карт? (атлас).

7. Самое глубокое озеро?  (Байкал)

8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Все неровности на поверхности Земли. (рельеф)

10. Пустыня Сахара расположена на материке  ( Африка) 

3 команда

1. Какая река дважды пересекает экватор?  (Конго)

2. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

3. Иней, роса, гололед, изморозь – это… (атмосферные осадки)

4. Какая страна занимает самую большую площадь?  (Россия).

5. Самый большой остров? (Гренландия).

6. Огнедышащая гора. (Вулкан)

7. Кто открыл Америку?  (Колумб).

8. Самый жаркий материк (Африка)

9.  Самый высокий действующий вулкан в России   (Ключевая сопка)

10.  Назовите самую длинную параллель  земли? (экватор)

8 задание Реши задачку

Учитель. Команды по очереди выбирают карточку с заданием (в карточке по 2 задания), время на выполнение не более 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл

Задания:

1 команда

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:

1 ч -+5о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

2 команда

1. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал

в 7 часов +1оС;

в 13 часов +15оС;

в 19 часов +8оС. (14оС)

2. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

3 команда

1. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:

7 часов- 4 мм

13 часов- 7 мм

19 часов- 2 мм (13 мм)

2.Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

9 задание Самый внимательный

Учитель. Каждой команде я прочитаю по три шуточных стихотворения, вы должны быстро, без заминки  найти ошибки. 1 балл за правильный ответ.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.                               (Не на восток, а на запад.)

       

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.                                  (Не впадает, а вытекает.)

 

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.                                             (Не юг, а север.)

       

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.                                                    (Не океан, а река.)

 

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета.                          (Не после рассвета, а после заката.)

      

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.                                       (Не гора, а озеро.)

 

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне.                            (Не в пустыне, а в тропиках.)

        

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава.                                                     (Не дубрава, а бор.)

 

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению.         (Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Рекомендуем посмотреть:

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Конспект урока географии в 8 классе

План-конспект урока географии 6 класс

Александра Алексеевна Мазурова # 24 декабря 2013 в 18:34 0
Лариса Михайловна, у вас очень интересная идея проведения викторины между командами, состоящих из учащихся разных классов. Мне очень понравилось задание "Самый внимательный". В начале викторины можно использовать стихотворение Заходера "География всмятку" В конце я считаю необходимо подвести итог и закончить мероприятие стихотворением или высказыванием, например "Кто думает, что постиг все, тот ничего не знает" Лао Дзы.
Ольга Владимировна Смирнова # 23 июля 2014 в 19:44 0
Игра - викторина построена грамотно и последовательно! Обязательно возьму на вооружение некоторые задания. Большое спасибо!
Марина Николаевна Салихова # 14 августа 2014 в 20:01 0
Хорошая подборка заданий. Детям интересно. Согласна с комментарием выше о добавлении стихотворений и важных фраз - это только привнесет позитив в подобное мероприятие. Задумка великолепна. Надеюсь, что реализация ее удачна! Успехов Вам!
Олеся Александровна Ситалова # 3 декабря 2014 в 00:26 0
Спасибо за Вашу разработку материала. Всё чётко изложено, интересно. Обязательно использую в работе.
Алевтина Михайловна Бахтарова # 2 февраля 2015 в 13:06 0
Добрый день, хороший материал!Игра построена грамотно и последовательно. Детям очеь понравится, обязательно проведу игру-викторину в своем классе. Спасибо joke
Ирина Ивановна Шевченко # 18 марта 2015 в 01:43 0
Здравствуйте, Лариса Михайловна. Спасибо Вам за помощь. Я готовлю сейчас "Неделю географии", и Ваша разработка мне очень помогла. Для меня ценно то, что принять участие могут разновозрастные команды. я работаю в малокомплектной сельской школе. Учеников в классе 3-5. Неинтересно создавать команды в одном классе. Ваш материал позволяет задействовать ребят из разных классов, и задания интересные и посильные. ребята очень любят такие. Уверена, что игра по Вашему сценарию пройдёт у меня на-ура!Спасибо.
Ольга Геннадьевна Глушкова # 31 марта 2015 в 19:02 0
Здравствуйте, Лариса Михайловна. Мне понравилась разработка игры. Такие мероприятия позволяют развивать познавательный интерес к предмету, применять имеющиеся знания в поисках решения задач. Групповая работа воспитывает чувство дружбы, умение работать в коллективе. Спасибо!
Ирина Александровна Маркова # 3 октября 2015 в 23:58 0
Лариса Михайловна, здравствуйте! Очень здорово! Чувствуется, что вы с душой подошли к этой разработке. Вообще, конечно,именно игра способствует расширению кругозора школьников, развитию критического мышления, воспитанию чувство товарищества и командного духа. Спасибо Вам!
Екатерина Викторовна Субботина # 5 ноября 2015 в 20:04 0
Разработка викторины понравилась. интересные, увлекательные вопросы и задания. Работа в команде в большинстве случаев активизирует на учебный процесс. В своей учебной деятельности данную разработку обязательно использую.Спасибо!
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 22:10 0
Хорошая игра,дети останутся довольны,скучно точно не будет! Воспользуюсь элементами вашей разработки на своих уроках.Спасибо.
амангельды # 2 декабря 2015 в 14:59 0
не может быть высота горы 600 м при такой разнице температур.А в целом спасибо!
Светлана Алексеевна Шилкина # 8 февраля 2016 в 20:51 0
Здравствуйте! Разработка игры с участием учащихся разных классов хорошая идея. Мне данное мероприятие очень понравилось. Спасибо большое! Очень интересные задания, которые позволят развить познавательный интерес к предмету.
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 10:03 0
Я часто практикую командные игры по географии с учащимися разного возраста. Обязательно воспользуюсь вашими идеями.
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 12:32 0
Очень понравились задания:юные картографы, юные топографы.И вообще - понравилось. Только если команды небольшие их мало, то остальные ребята просто болельщики? Тогда -надо конкурс болельщиков.Или, допустим, журналисты и должны написать заметку. Или члены Российского географического общества. Короче -главное, чтобы внимательно слушали, отмечали интересное.