Мозаичное рисование. Мастер-класс

Мастер-класс. Мозаичное рисование. Орнамент в круге «Птица счастья»

Автор: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ  №62, города Нижнего Новгорода

Мастер-класс рассчитан на учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, учащихся 3-4 классов начальной школы.

Предназначение: украшение интерьера.

Цель: познакомить учащихся с техникой выполнения мозаичного рисования.

Задачи:

1. Расширение кругозора учащихся через получение новых сведений о Японии, о традиционных японских искусствах, о технике мозаичного рисования.

2. Развитие эстетического вкуса, умения видеть красоту окружающего мира.

3. Воспитание уважительного трепетного отношения к изобразительному искусству, как к великому достоянию человечества.

4. Привитие интереса к творческой деятельности.

5. Воспитание волевых качеств личности: усидчивости, собранности, внимательности, старательности, аккуратности.

Ход мастер-класса:

Сегодня мы совершим путешествие в одну удивительную страну. Догадайтесь по описанию, куда мы отправимся:

- Это государство расположилось на многочисленных островах.

- Его называют страной восходящего солнца.

- Здесь зародилась древняя цивилизация.

- Эта страна является родиной многих искусств: оригами, икебана, бонсай, ошибана.

- Его символом является цветущая сакура.

- Известное на весь мир национальное блюдо – суши.

Что же это за страна? (Япония)

Сегодня мы нарисуем японский орнамент в круге. Очень часто для своих орнаментов японские художники используют символы, которые, по их мнению, обладают магической силой, влияют на судьбу человека. Символичными для японцев являются многие растения и животные. Например, бамбук  символизирует стойкость и мужество, бабочка – счастье,  Цветущая сакура – начало нового года, всё чистое и нежное.

В нашем орнаменте мы используем изображение журавля, который для японцев  является символом удачи и долгой жизни.

Послушайте историю, которая произошла в Японии в годы Второй мировой войны.

В самом конце войны 6 августа 1945 года  на японский город Хиросима  была сброшена атомная бомба. Сотни тысяч оставшихся в живых людей заболели страшной лучевой болезнью. В их числе оказалась и четырёхлетняя девочка Садако Сасаки. Она очень хотела выжить и поправиться, поэтому стала складывать из бумаги журавликов, надеясь на то, что они помогут ей. Девочка успела сделать только 643 журавлика, последнего она сложила, уже потеряв зрение. Оставшихся до тысячи 357 журавликов сложили дети из класса, в котором училась Садако.  Чуда не произошло, Садако не стало, но вера в журавликов помогла ей в последние дни  жизни.

Посмотрите, как изображали журавлика японские художники:

Выполняя орнамент в круге, вы сегодня тоже попробуете использовать изображение журавлика. Для выполнения работы мы используем нетрадиционную технику рисования - мозаичное рисование. Нарисованный нами рисунок будет похож на собранную из кусочков мозаику. Он должен получиться ярким, красочным,  поэтому для работы нужно выбирать яркие материалы: фломастеры, краски, маркеры.

Выполнение работы:

Сегодня  нам пригодятся: круг из белой плотной бумаги, трафарет – журавль, акварельные краски, вода, кисточки №2 – 4, простой карандаш.

Для работы могут пригодится: ножницы, чёрный фломастер или маркер.

При помощи трафарета простым карандашом переносим изображение журавля на одну половину круга.

Переносим изображение журавля на вторую половину круга.  Обратите внимание, крылышки журавлей должны состыковаться.

Проверим результат.

Изображение каждого журавлика разобьём на части так, чтобы просматривались крылья, тело, хвост, шея и голова. При этом не забываем сохранять симметрию орнамента. Выполнять этот этап работы можно двумя способами.

Способ 1.

Если у вас хороший глазомер, то сделать это можно от руки на глаз. Проверьте результат.

Способ 2.

Можно воспользоваться трафаретом. Для этого размечаем с изнаночной стороны  трафарета части.

Ножницами разрезаем трафарет на части. Проверим результат.

При помощи трафарета  и карандаша разбиваем изображения журавлей на части. Получаем тот же результат, как и в первом случае.

Начинаем закрашивать части мозаики. Сначала работаем жёлтой краской. Обратите внимание на то, что цвета должны получаться сочными, яркими.

Закрашиваем части мозаики оранжевой краской.

Работаем красной краской.

Работаем коричневой краской.

Работаем синей краской.

Работаем чёрной краской.

Чёрным фломастером (маркером) или чёрной краской прорисовываем контуры журавликов, глаза, клюв.

Рисунок «Танцующая девочка» выполнен в технике мозаичного рисования. Все элементы рисунка разбиты на части произвольно.

Желаю удачи в работе.

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционные техники рисования для школьников

Техника набрызга в рисовании

Техника Граттаж. Мастер-класс

Рисование птиц в начальной школе

Тингатинга. Мастер-класс

Рейтинг: +11 Голосов: 11 22907 просмотров
Татьяна Анатольевна Белашова # 18 августа 2013 в 19:33 +3
Ира мне понравилось,интересная техника,И ВАШ РАССКАЗ ПРО ДЕВОЧКУ,ВЫ МОЛОДЕЦ
Ирина Рудакова # 18 августа 2013 в 19:39 +1
Татьяна, спасибо за внимание и за приятный отзыв. Эту технику, я решила показать, потому что рисую не очень уверенно, а при выполнении таких рисунков этого не видно. Люди, у которых есть желание рисовать, но они не уверены в своих силах, могут смело воспользоваться мозаичным рисованием.
Ирина
Зоряна Гребеник # 20 августа 2013 в 20:14 +1
Замечательный матер-класс. Мне кажется, что "Птицу счастья"  детям выполнять интересно и сложно одновременно, поскольку нужно быть очень внимательным в симметричных элементах. А рисунок "Танцующая девочка" просто покорил произвольностью в выборе цветов, формы элементов, динамикой в движении.
Ирина Рудакова # 20 августа 2013 в 20:36 +1
Зоряна, спасибо за добрый комментарий.
Ирина
Светлана Корячихина # 21 августа 2013 в 15:36 +1
Как всегда великолепная работа. Яркость красок, возможность фантазировать, удивлять. Спасибо большое за мастерство и любовь к своему делу, которое видно в каждой линии работы!
Ирина Рудакова # 21 августа 2013 в 17:15 +2
Света, спасибо. Приятно слышать от коллеги слова признания и одобрения.Творчество - одно из моих любимых занятий, как и многих коллег на этом сайте. Я думаю, что такой комментарий заслуживают работы и мастер-классы многих педагогов-творцов.
Ирина
Ксения Гесть # 17 сентября 2013 в 14:36 +2
zst Ваша работа, Ирина, сразу привлекла мое внимание. Очень люблю все яркое и красивое. Этот МК тут же скачала себе в копилку задуманных идей. Обязательно  поделюсь с ребятами на уроках ИЗО такой техникой. Спасибо за идею!!! Отдаю вам свой голос и знаю, что победа будет за вами!!! v
Ирина Рудакова # 18 сентября 2013 в 20:04 +1
Ксения, большое спасибо за голос и за веру в успех моего МК. Вы молодец, что находите время для посещения сайта, для просмотра работ и комментариев в такое напряжённое для учителей время, как сентябрь.
С уважением, Ирина.
Мила Кузьмина # 17 сентября 2013 в 14:51 +2
Ирочка, ваша работа восторг! Подобранные краски радуют глаз! Мозаичное рисование развивает пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию! Вы  делаете великое дело!
Ирина Рудакова # 18 сентября 2013 в 20:07 +2
Спасибо, Мила, за ободряющие слова. Вы тоже делаете прекрасные дела и на сайте, и у себя на работе. Это подтверждают Ваши материалы, фотографии и МК, которыми Вы делитесь здесь с нами.
С уважением,Ирина.
Оксана Паутова # 22 сентября 2013 в 14:21 +2
Ирина, у Вас замечательная работа. Впервые встречаюсь с такой техникой. МК оформлен аккуратно, понятно, много хороших фотографий. Возьму на заметку Ваш МК.Спасибо!
Ирина Рудакова # 22 сентября 2013 в 16:01 +2
Спасибо, Оксана, за комментарий. Если, честно, то я тоже раньше никогда не знала о такой технике рисования. Идею такого варианта рисования я взяла из учебника по технологии для 4 класса "Творческая мастерская" Просняковой. Там автор подробно описывает технику выполнения мозаичной аппликации. Я подумала, что если есть мозаичная аппликация, то почему же не может быть и мозаичного рисования. Так появился этот мастер-класс.
С уважением,Ирина.
Ирина Петровичева # 22 сентября 2013 в 18:12 +1
Просто, наглядно и красиво! Очень полезная техника рисования!
Ирина Рудакова # 22 сентября 2013 в 18:54 +1
Спасибо, Ирина, что оценили эту технику рисования. Мне она показалась и интересной, и простой в выполнении. Подготавливая этот МК, я вначале ориентировалась в основном  на себя, так как не очень умею рисовать, а получить интересный, необычный рисунок очень мечтала. И только потом я подумала, что таких, как я много, поэтому этот МК может принести радость и удовлетворение от своего произведения многим людям.
С уважением,Ирина.
Вера Борисовна Куталина # 9 марта 2014 в 16:40 0
Воспитательный момент очень продуман в уроке. Я думаю, история не оставила равнодушным никого из Ваших учеников.А правильный эмоциональный настрой направил детей на творчество.
Анна Леонидовна Жумабаева # 3 мая 2014 в 16:17 0
Великолепная работа!
Марина Ивановна Якурина # 16 мая 2014 в 21:29 0
Красота!!!! Очень понравилась ваша работа!!!Голосую с удовольствием!!!
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 20:01 0
Очень красиво, оригинально! Такой работой с удовольствием бы украсила комнату в своей квартире.
Лариса Клавдиевна Некрасова # 29 ноября 2014 в 10:15 0
Спасибо! Ваша работа очень понравилась, дети всегда с интересом отзываются на рисунки по японской тематике, особенно хорошо давать опережающее домашнее задание на составление хокку.
Михаил Андреевич Коптелов # 18 февраля 2015 в 09:20 0
Спасибо за творческую идею!
Андрей Валерьевич Мерзляков # 18 февраля 2015 в 10:49 0
Очень интересный мастер класс, очень красивые работы. Декоративная живопись вообще очень интересное направление, из казалось бы простых и банальных вещей получаются гениальные шедевры. Такая техника может найти применение и в других направлениях (витраж, батик, фреска...). Замечательный урок. Желаю дальнейших творческих успехов.
Ирина Сергеевна Кобзарь # 15 апреля 2015 в 13:19 0
Подробный МК, техника очень интересно и, что немаловажно, содержит и воспитательный потенциал. Спасибо Вам за разработку.
Светлана Николаевна Нюхалова # 2 мая 2015 в 11:40 0
Интересный МК., красивые работы. Замечательный урок. Спасибо!!!
Марина Николаевна Ракутина # 7 ноября 2015 в 17:54 0
Добрый вечер! На сайте я только второй день, а уже столько материала взяла в свою копилку. Вот и ваш мастер-класс не исключение. Очень понравилось, подробное описание, яркие и качественные фотографии. В подобной технике я еще не работала, интересно попробовать и посмотреть на результат.Спасибо! Удачи вам в конкурсе!
Наталья Степановна Федоренко # 7 декабря 2015 в 12:35 0
Здравствуйте! Отличный мастер-класс! Главное - большой простор для детской фантазии:можно развивать цветовые восприятия, передавать настроение и эмоции, делать работу неповторимой, индивидуальной! Спасибо, Ирина.
Ирина Александровна Коротенко # 15 декабря 2015 в 20:10 0
Очень актуальный материал, ищу вариант выполнения работы в 5 классе на тему "Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства". Здесь нашла, то что так долго искала. Все просто и понятно. Спасибо.
Татьяна Андреевна Шилова # 27 января 2016 в 12:01 0
Мастер - класс супер!Не пробовала данную технику в своей работе, но с удовольствием попробую! Думаю дети будут в восторге. На первый взгляд сложно, но материал изложен доступным языком, что позволит выполнить работу на высшем уровне, Спасибо!!!
Светлана Витальевна Федина # 14 марта 2016 в 19:20 +1
Как интересно, работы такие необычные получаются! Обязательно попробую со своими детьми выполнить что-то подобное.Доступный мастер-класс, спасибо.