Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Урок русского языка в 5 классе на тему: Синтаксический разбор простого предложения

Автор: Ребяга Олеся Анатольевна, учитель русского языка и литературы, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 пос. Нижний Куранах, Алданского района, РС(Я).

Описание. Урок носил следующие цели:  изучить порядок разбора простого неосложненного предложения и сформировать умения выполнять синтаксический разбор предложения. Использовались игровые и здоровьесберегающие технологии. При желании можно использовать презентацию. Новые формы работы делают урок интересным и продуктивным

Тема: «Синтаксический разбор простого предложения»

Цели: изучить порядок разбора простого неосложненного предложения

Сформировать умения выполнять синтаксический разбор предложения.

Оборудование: слайды, пилотка, картина, мяч.

Ход урока

1. Орг.момент.

Тема, цель. Проверка д.з. по цепочки (предложения из литературы)

2. Повторение. «Игра в мяч».

- какие предложения бывают по цели высказывания?

- какие по интонации?

- из чего состоит грамматическая основа предложения?

- На какие вопросы отвечает подлежащее, сказуемое, как графически изображается?

- Какие предложения называются простые? Сложные?

- Односоставные? Двусоставные?

- Второстепенные?

3. Игра «найти ошибку» ДОСКА

- Сегодня мы поиграем в разведчиков. Если не найдем ошибку , подорвемся на мине. (надеть пилотку)

1. Поднялась над рекой большая темная туча

2. Поднялась над рекой большая темная туча.

3. Поднялась над рекой большая темная туча.

4. Поднялась над рекой большая темная туча.

- Записать тему и дату в тетрадь.

4. Синтаксический разбор простого предложения.

Порядок разбора.

1. Вид предложения по цели высказывания. (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Вид предложения по интонации ( восклицательное, невосклицательное).

3.  грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое).

4. простое или сложное

5. односоставное или двусоставное.

6. Вид предложения по наличию второстепенных членов.( распространенное, нераспространенное)

7. Второстепенные члены предложения.

8. Схема. Шифр.

- Прочитать порядок. Что не понятно?

5. Работа по картине.

- Составить по картине простые предложения, записать , сделать синтаксический разбор.

6. Игра «Разведчик»

Шифр:

1 подлежащее

2 сказуемое

3 дополнение

4 определение

5 обстоятельство

- Зашифруйте предложение (Надеть пилотку)

Ночь уходит. (21)

Поредел над сопками туман. (251)

Ветер осенний в леса подымается. (1452)

Багровое солнце медленно опускалось за край леса. (415253)

Вдали за рекою потух огонек. (5521)

7. Вставить пропущенные слова, сделать полный синтаксический разбор предложений.

------------кот ученый все ходит по цепи кругом.

Русалка на ветвях --------------

Три девицы -------------------пряли поздно вечерком.

9.     Итог.

- Что нового узнали на уроке? Оценки.

10. Д.З.

Упр. 466.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Людмила Юрьевна Цей # 2 марта 2014 в 20:27 +1
Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы. Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, с которыми он работает. Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 21:09 0
"Проверка д.з. по цепочки " - у Вас здесь есть орфографическая ошибка! Оформление требует редактирования.
Ирина Александровна Пономарева # 18 мая 2014 в 16:49 0
Прием игры "разведчики" удачен для пятиклассников, урок пройдет быстро и интересно, так как дети этого возраста любят игровые моменты на уроках.
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 07:27 0
Игра всегда увлекательная для пятиклассников. Очень интересна форма игры-"разведчики". Задания подобраны в этом направлении: шифры, найди ошибку и др. Урок логичен, все этапы соблюдены. Спасибо!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:53 0
Очень интересная форма работы, но ,мне кажется, маловато материала для одного урока.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 30 октября 2014 в 20:47 0
Интересный урок. Очень важно с пятого класса научить ребят выполнять синтаксический разбор предложения. Особенно если это происходит с помощью различных форм и методов учащиеся лучше усваивают предложенный материал. Понравилась игра-"Разведчики". Спасибо.
Алла Альбертовна Гоморова # 1 ноября 2014 в 15:26 0
Хочется, чтобы более подробно автор описал оргмомент: кто формулирует тему и цели урока- учитель или дети под руководством учителя? Это очень важный момент. Где орфографическая разминка? Мне кажется, материала мало для одного урока, хотя форма работы по синтаксическому анализу предложения довольно-таки интересная. Автору нужно пересмотреть материал урока и внести правки по оформлению, исправить орфографическую ошибку " Проверка д.з. по цепочки"
Регина Булатовна Кононова # 17 ноября 2014 в 17:59 0
Хотелось бы более подробный конспект, ответы к заданиям! А так конечно же спасибо за разработку, ее доработать нужно и вперед к доске))))
Надежда Николаевна Николькина # 25 ноября 2014 в 19:03 0
Задумка заслуживает внимания, но кое-что надо доработать. Хотелось бы уточнения, по какой картине составляют дети предложения, также непонятен вопрос при игре в мяч "Второстепенные?" Можно добавить задания. Игра"Пилотка" понравилась.
Лидия Павловна Морозова # 10 апреля 2015 в 20:40 0
Хорошая подача материала. Интересные задания. Думаю, дети на уроке были активны и хорошо запомнили материал.
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:18 0
Урок построен очень интересно. Детям понравилось!
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:40 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС. Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:34 0
Тема трудная, но на уроке сделано всё возможное для того, чтобы дети её усвоили.Хорошая лексическая и синтаксическая работа, грамотно организовано повторение опорных знаний. Интересные виды работы. Все доступно, просто. Спасибо за интересный урок!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:49 0
Спасибо за урок, очень понравился! Разнообразные упражнения и формы работы на уроке способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся. Технология развития критического мышления в задании на поиск ошибок в тексте помогает развивать самоконтроль и внимание.