Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства

Автор: Губинская Галина Ивановна, учитель технологии, Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №5» г. Северодвинск

Описание работы:

План – конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.

Класс: 5 Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная  ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 90 минут.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап.

- приветствие;

- назначение дежурных;

- выявление отсутствующих на уроке;

 - проверка готовности учащихся к уроку;

 - настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).

1.  Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2.   Ее выполняли льняными, шерстяными,  шелковыми  (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

 - рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки  начинали готовить себе приданное к свадьбе.  Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля».

Конь – оберег домашнего очага, символ доброты

Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Спираль – символ пожелания блага

Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

 (пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки – ирис, мулине, гарус, шерсть).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту 

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

- Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

- Что относится в вышивании к материалам?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и – урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка

Рекомендуем посмотреть:

Вышивка крестом для начинающих

Вышивка крестом для начинающих. Мастер-класс

Людмила Николаевна Барсукова # 17 ноября 2013 в 06:46 +2
Галина Ивановна, отличная разработка урока. Обязательно возьму в свою копилку. Вышивание - увлекательнейшее занятие, которое не только приносит радость труда и творчества, но и воспитывает терпение. Мои ученицы любят эти уроки, вышивают много интересных, красивых работ. Желаю Вам творческих успехов!
Марина Аширова # 4 декабря 2013 в 21:51 0
Хорошая разработка урока, соответствует возрастным особенностям. Обязательно возьму отдельные элементы урока для своих разработок. Большое спасибо.
Наталья Анатольевна # 11 января 2014 в 20:31 0
Галина Ивановна, очень хорошая работа. Так доходчиво и занимательно. Доступна для восприятия ученицами. Спасибо за разработку, применю на своем уроке. Желаю вам и в дальнейшем успехов.
Валентина Васильевна Прокопенко # 16 февраля 2014 в 11:41 0
Хороший материал по истории русской вышивки. Доступная технологическая карта. Рефлексия - это не только настроение учащихся!
Марденская Людмила Валерьевна # 31 мая 2014 в 01:54 0
спасибо, Галина Ивановна, за урок! Очень всё понятно, доступно. Соответствует новым стандартам. Спасибо!
Татьяна Вячеславовна Маклыгина # 24 июля 2014 в 12:55 0
Спасибо за конспект урока! Обязательно возьму на заметку. Мне понравились символы. Детей это всегда интересует и завлекает. Все поставленные цели и задачи выполнены. Вы умничка!
Людмила Сергеевна Мешкова # 5 ноября 2014 в 12:23 0
Добрый день, Галина Ивановна!
Интереснейшая разработка урока. Насыщена историческим материалом, наглядностями, фотографиями и т.д. Всё это, конечно, соответствует ФГОС. Но Вы заявили цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания. У меня в 5 классе девочки не успевают освоить обе поставленные цели за такой короткий промежуток времени. Практике уделяю больше времени, чем теории. Но все дети разные и достижение цели зависит от индивидуальных особенностей. Вы очень талантливы! Спасибо большое за предоставленный материал.
С уважением, Людмила Сергеевна Мешкова
Юлия Тимофеевна Псарева # 9 января 2015 в 09:41 0
Спасибо за урок! Историческая справка в оптимальном объеме. Хорошо раскрыта символика. Технологическая карта составлена доступно.
Аюпова Зухра Марипжановна # 19 января 2015 в 11:01 0
Спасибо за материал. Хорошо подобраны этапы урока. Познавательно , интересно.
Ирина Анатольевна Заварзина # 21 января 2015 в 19:39 0
Галина Ивановна!!!!! Очень хороший, доступный и интересный урок!!!! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!
Елена Викторовна Ломоносова # 22 января 2015 в 10:03 0
Галина Ивановна!Содержательное и доходчивое изложение данного материала.Хороши схемы и образцы.Благодаря всему этому, дети обьязательно заинтересуются,а это главное при разработке урока.
Александра Константиновна Мадонова # 22 марта 2015 в 15:27 0
Огромное спасибо ! Доходчиво,интересно,а главное -это наше русское и мы это должны знать. Удачи!
Надежда Алексеевна Анашкина # 13 июля 2015 в 10:35 0
Галина Ивановна! Потрясающий материал!Содержание интересное, чёткое, понятное и лаконичное! Творческих успехов ВАМ!
Марина Валерьевна Есипова # 13 августа 2015 в 15:03 +1
Галина Ивановна, спасибо за разработку урока.Хорошо подобран материал:исторические сведения, физкультминутка. При изучении этой темы так же можно опираться и на детский опыт, т.к.простейшие швы учатся выполнять в начальных классах. Успехов вам!
Марина Михайловна Акулова # 6 сентября 2015 в 22:31 0
Большое спасибо за возможность познакомиться с разработанным Вами конспектом урока! Очень доступный и емкий материал.Девочкам однозначно интересно будет на таком занятии. Особенно хочется отметить материал об языке славянской вышивки: как никогда в наше время важно возвращаться к соим русским истокам. Я тоже работаю по ФГОС и свои конспекты разрабатываю в форме технологических карт.
Ботакоз Серикбаевна Сарсембетова # 13 ноября 2015 в 09:52 0
Мне очень понравилось. Возьму себе в копилку
Ирина Владимировна Мищенко # 14 декабря 2015 в 20:46 0
спасибо за урок
Светлана Ивановна Деревенцова # 24 января 2016 в 00:40 0
Много полезной информации. Хорошо поставленный урок, возьму для себя вашу разработку. Спасибо.
Светлана Ивановна Жовтобрюх # 4 февраля 2016 в 00:28 +1
Галина Ивановна! Урок прекрасный, доступный, ёмкий, познавательный. Молодым специалистам необходимо учиться у мастеров своего дела. Удачи Вам !
Зоя Владимировна Мануйлова # 13 февраля 2016 в 17:28 +1
Галина Ивановна,очень емкий по информации урок! Много элементов истории вышивки и роль женщины в быту.очень интересно и полезно!Спасибо, возьму себе на заметку элементы вашего урока, т.к. веду уроки швейного дела!Для меня это ценный материал!
Олеся Александровна Степаненко # 14 февраля 2016 в 20:20 0
Очень интересный, познавательный, насыщенный урок. Много наглядности. Хорошо, если учащиеся успеют выполнить несколько швов, из предложенных Вами. Я думаю, такой ознакомительный с вышивкой урок очень понравится девочкам.
Елена Павловна Мартынова # 9 марта 2016 в 08:05 0
Галина Ивановна! Хорошая разработка урока, соответствует возрастным особенностям. Я как раз в 5 классе начала раздел "Художественные ремесла" и , если позволите, некоторые элементы Вашей разработки возьму на "вооружение". Творческих успехов ВАМ!
Светлана Витальевна Федина # 15 марта 2016 в 14:33 0
Замечательный урок. Сама веду изобразительное искусство, рисуем русские народные костюмы. Кое-что для своей копилки взяла, обязательно воспользуюсь. Спасибо.
Маргарита Владимировна Колесник # 16 марта 2016 в 20:22 0
Интересный, насыщенный урок. Самой нравится вес, что связано с русским костюмом. Очень жаль, что времени на все, что хочется сделать с детьми, не хватает. Обязательно, если не возражаете, использую на своих уроках часть материала. Спасибо! Все здорово! Творите дальше!
Филиппи Надежда # 23 марта 2016 в 07:13 0
Здравствуйте! С удовольствием познакомилась с вашей разработкой. Материал интересный, доступный. Этапы урока чётко выражены. Спасибо. Творческих Вам успехов!
Рива Ильинична Романова # 10 мая 2016 в 15:30 0
Здравствуйте, Галина Ивановна! Вы подготовили очень интересный урок. Я думаю, что благодаря хорошо подобранному вами материалу, данная тема вызвала интерес у учащихся. Однако, считаю, что если Вы заявляете об уроке построенном в соответствии с ФГОС, то и план урока должен ему соответствовать. К сожалению, я не удивила запланированных результатов, постановки проблемы и формулирование темы урока. Плюсом вашего занятия считаю четкую структуру и последовательность этапов выполнения работы.
Татьяна Шевченко # 9 июня 2016 в 21:30 0
Здравствуйте! Урок очень понравился. Материал изложен доступно. Технологическая карта выполнена подробно, красочно. Рисунки чёткие. Спасибо за данный урок
Усольцев Александр Геннадьевич # 19 июня 2016 в 19:16 0
Замечательный материал! Видно, что учитель глубоко интересуется темой вышивки, собран богатый материал. Урок несёт большой воспитательный потенциал, девочки узнают много из истории вышивки, техники, значении вышивки и её применении и много ещё чего. Я бы предложил учителю доработать, оформить его технологической картой.
Галина Викторовна Ерина # 19 ноября 2016 в 23:38 0
Александр Геннадьевич, технологическая карта доступна для детей и есть в разработке у учителя. Что именно на Ваш взгляд необходимо доработать?