Беседа о культуре общения для 3-4 классов. Конспект

Воспитательное занятие в начальной школе на тему: Культура общения

Внеклассное занятие в 3-4 классе «Культура приветствия, обращения и знакомства»

Цель: обратить внимание учащихся на культуру речи, на общепринятые нормы произношения и формы речи, приветствия.

Эпиграф: «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ).

Ход мероприятия

Ребята! Сегодня мы поговорим о самых распространенных формах речи, потому что выбранные вами обороты речи должны вызывать нужное впечатление у собеседника.

— Как мы приветствуем друг друга, взрослых людей, знакомых? (Здравствуйте! Рад вас видеть! Приветствую вас! Добрый день!)

Приветствие может быть дополнено улыбкой, небольшим поклоном или кивком.

Если расстояние между здоровающимися большое, имеет смысл обменяться поклонами.

— Что такое поклон?

Поклон — это фиксация головы в наклонном положении 1-2 с.

(Дети отрабатывают умение выполнять поклон.)

При приветствии лучше пользоваться традиционным выражением «здравствуйте!». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», т. е. «быть здравым», здоровым. Впервые приветствие встречается в Письменах и бумагах Петра Великого.

В деловом мире распространено приветствие, указывающее на время встречи.

• Доброе утро! (до 12 часов).

• Добрый день! (до 18 часов).

• Добрый вечер! (после 18 часов).

• Доброй ночи! (после 24 часов).

Согласно правилам этикета первым приветствует:

• мужчина — женщину;

• младший по возрасту — старшего.

Обращение к собеседнику - важный момент речевого этикета.

— Какие формы обращения вы знаете?

(Дети называют, например, «по имени и отчеству», «товарищ полковник», «дамы и господа», «ваша честь», «господин» и т. д.)

В западных компаниях, как правило, принято обращение на «ты» и по имени. Помните, что если вам не предложили другой способ обращения, то к старшим по возрасту всегда следует обращаться на «вы».

• «Ты» мы говорим наиболее близким, родным, друзьям, знакомым.

• «Вы» — официальное обращение к кому-либо.

Этикет, или культура знакомства, тоже имеет свои речевые формы.

— Какие речевые формы мы используем?

(Дети перечисляют, при необходимости учитель дополняет.)

• Разрешите с вами познакомиться...

• Меня зовут... Ответная форма:

• Очень приятно...

• Меня зовут...

• Хочу вам представить...

Ситуация 1. Вы едете в транспорте, вам нужно передать деньги на билет.

— Как вы поступите? Как вы обратитесь к соседу по транспорту?

• Прошу вас...

• Будьте добры...

• Будьте любезны...

Ситуация 2. При выходе из кинотеатра, вам наступили на ногу и сразу же извинились.

— Как нужно ответить на извинение?

• Пожалуйста.

• Ничего страшного.

• Не стоит извинения.

Ситуация 3. Ваш одноклассник высказывает мнение, с которым вы не согласны.

— Как вы выразите свое несогласие?

• Я не согласен с тобой, потому что...

• Прости, но ты не совсем прав.

• Вынужден с тобой не согласиться, потому что...

— Как можно выразить словами свое согласие с тем, что вы услышали?

• Вы правы.

• Несомненно.

• У меня нет возражений.

• Я не возражаю...

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Нет комментариев. Ваш будет первым!