Классный час «Правила поведения в классе», 1 класс

Классный час по этикету, 1 класс. Разработка

Занятие-тренинг в 1 классе о правилах поведения в классе

Цель

— научить детей правильно вести себя в классе.

Задачи

Рассмотреть правила поведения в школе, на уроке, перемене.

Методические рекомендации

Занятие проводится в круге: дети должны видеть лица друг друга.

Ход мероприятия

Учитель. Школа — второй дом. Здесь вы проводите очень много времени. Здесь у вас есть друзья. Здесь вы должны чувствовать себя уверенно и комфортно. Для этого существуют определенные правила поведения. Сегодня мы их и разберем.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ

Учитель. Начнем с общих правил.

— Ученики должны приходить в школу за 10 минут до занятий. Как вы считаете, что школьник должен сделать за это время?

Ребята отвечают.

— Нельзя без разрешения учителей уходить с уроков. Как вы думаете, почему учитель должен знать, где вы находитесь в учебное время?

Ребята отвечают.

— Учащиеся должны беречь школьное имущество. Почему школьники должны бережно относиться к школьным вещам?

Ребята отвечают.

— Школьники должны с уважением относиться к учителям, старшим и заботиться о младших. Как вы считаете, почему это важно?

Ребята отвечают.

— Вне территории школы ученики должны вести себя достойно. Объясните, почему важно сохранять достойное поведение все время?

Ребята отвечают.

Если у детей возникает проблема с ответом, то учитель должен подвести их к ответу наводящими вопросами, простыми примерами из жизни. Учителю не нужно сразу же самому давать ответ, детям можно дать время подумать. Эффект этого упражнения заключается в том, чтобы дети сами пришли к правильному ответу.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ

Учитель. А теперь поговорим о том, как вы должны вести себя в классе. Прежде чем мы начнем подробно об этом говорить, ответьте на эти простые вопросы:

Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия? (Встать)

Когда можно сесть на свои места? (Когда, разрешит учитель.)

Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по время урока? (Встать)

Если у вас есть какой-то вопрос, как вы подадите знак учителю? (Поднять руку.)

Ученик отвечает, а вы с ним не согласны. Когда вы выразите свое мнение? (Когда ученик закончит.)

По какому сигналу начинается урок? (Звонок на урок.)

Для кого звенит звонок об окончании урока? (Для учителя.)

Учитель. А теперь давайте обыграем несколько ситуаций.

ИГРА «НА УРОКЕ»

Каждой ситуации соответствует определенное действие.

Начинается урок — звенит звонок — ребята хлопают в ладоши.

Учитель проводит перекличку — ребята кричат: «Здесь/».

Заходит взрослый человек (учитель, директор, завуч) — ребята встают.

Учитель выходит из класса — ребята смирно сидят.

Ученику нужно выйти из класса — ребята поднимают руки.

Звенит звонок с урока — ребята смирно сидят.

Учитель. «Урок закончен» — ребята встают, обходят свой стул.

Учитель называет эти ситуации в разном порядке, постепенно ускоряя темп речи. Если ребята начинают путаться, то стоит снизить ритм, а затем снова увеличить. Упражнение стоит провести 2—3 раза. К третьему повтору дети уже довольно быстро реагируют на то, что произносит учитель.

ТВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО В КЛАССЕ

Учитель. Каждый из вас имеет свое рабочее место. Оно очень о многом говорит. Это важный показатель культуры. На парте не должно быть посторонних предметов, которые отвлекали бы вас от процесса обучения. Учебники, тетради, дневник, бутылка с водой, карандаши, ручки, фломастеры. Как вы считаете, что должно лежать на парте?

Ребята отвечают.

Учитель. Часто на переменах вы не успеваете доесть булочку в столовой и приносите ее в класс. Не стоит класть ее на парту, потому что она обязательно будет притягивать ваше внимание больше, чем математические примеры. Поэтому положите ее в пакетик и уберите в рюкзак до следующей перемены, чтобы потом спокойно доесть.

КТО ТАКОЙ ДЕЖУРНЫЙ?

Учитель. В каждом классе должен быть дежурный ученик. Чтобы не путаться, можно составить график дежурства, но, если по какой-то причине дежурный отсутствует, учитель сам вправе его выбирать. Как вы думаете, что должен делать дежурный?

Ребята отвечают.

Учитель. Запомните основные правила. Дежурный по классу должен:

]. Во время перемен находиться в классе;

2. Подготавливать доску к следующему уроку;

3. Поддерживать порядок в кабинете;

4. Помогать учителю, своевременно реагировать на его просьбы.

— Эти правила очень простые, но соблюдать их очень важно. Выполняя их, вы очень помогаете учителю, который так же, как и вы, устает во время урока.

ВАЖНАЯ ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ

Учитель. Учителя такие же люди, как и вы. Отношение к ним должно быть вдвойне уважительным, поскольку, во-первых, они взрослые, а, во-вторых, вкладывают всю душу в ваше обучение. Обращаться к учителю необходимо только по имени и отчеству. Если учитель долго болел, то после его возвращения можно спросить о его самочувствии. В этом не будет никакого подхалимства. И помните главное: учителю важно лишь сделать из вас грамотных и образованных людей. Учитель всегда придет на помощь в трудную минуту, подскажет правильное решение. Так что нужно отдать учителям должное, ведь они за урок устают в 2 раза больше, чем ученики.

Конечно, после школьных уроков вам еще нужно делать домашнее задание, и многие из вас завидуют взрослым, которые «всего лишь» ходят на работу, а после отдыхают. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: откуда наш учитель все знает? Вам стоит знать, что учителя тоже дома делают домашнее задание. Как ни странно, но, прежде чем прийти к вам на урок, они сами читают учебники и множество другой литературы, чтобы потом вам рассказать все в очень интересной форме. Их подготовка более интенсивная, чем ваша. Вот, только представьте, если бы учитель готовился к урокам как двоечник. Разве вам интересно было бы его слушать, если бы он постоянно запинался, постоянно путал слова, перескакивал с одной темы на другую. Конечно же, нет. А кроме подготовки к урокам им еще нужно проверить ваши тетради. Так что времени на отдых у них остается очень-очень мало, а все это потому, что они хотят поделиться с вами теми знаниями, которыми сами владеют.

МАЛЕНЬКИЙ ПЕРЕРЫВ - ПЕРЕМЕНА

Учитель. Чтобы отдохнуть от одного урока и подготовиться к другому, существуют перемены. Вы уже успели привыкнуть к маленьким промежуткам между уроками. Кому-то из вас этого времени не хватает, чтобы отдохнуть, а кто-то успевает набраться сил даже за такое маленькое время. А теперь давай поговорим о том, что каждый из вас делает на перемене.

Ребята отвечают.

Учитель. Как и для урока, так и для перемены существуют определенные правила поведения, о которых мы сейчас и поговорим. Я буду называть правила, а вы объяснять, почему их необходимо соблюдать.

Ученикам разрешается:

— выходить из кабинета;

— приводить в порядок свое рабочие место;

— по просьбе учителя подготовить кабинет к следующему уроку.

Ученикам запрещается:

— бегать по коридорам, около лестницы и окон;

— толкать друг друга и драться;

— мешать отдыхать другим.

КАК ОБЩАТЬСЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Учитель. Теперь, когда со всеми правилами школы вы ознакомились, давайте перейдем непосредственно к вашим отношениям в классе. Каждый класс — это маленький коллектив, в котором вы вместе грызете гранит науки. Поведение каждого из вас должно быть достойным, чтобы с вами было приятно общаться. Вы должны уважать друг друга и быть всегда готовыми помочь друг другу. Что вы делаете в первую очередь, когда приходите в класс?

Ребята отвечают.

Учитель. Правильно, здороваетесь и спрашиваете, как дела. Такая форма общения очень распространена. Дело в том, что вам действительно интересно, как идут дела у вашего друга. Вы спрашиваете его не из-за элементарной вежливости, а потому что вам действительно интересно узнать, что нового произошло у ваших друзей за выходные. Быть хорошим другом — это значит проявлять искренний интерес к жизни своих друзей. Но как часто ваши разговоры продолжаются и во время урока. Это недопустимо. На уроках посторонних разговоров быть не должно. Для этого существуют перемены. Попробуйте объяснить, почему не нужно разговаривать на уроках.

Ребята отвечают.

Учитель. Вот только несколько причин, почему нельзя разговаривать на уроке:

— отвлекаетесь сами;

— отвлекаете ученика, с которым разговариваете;

— отвлекаете других учеников, сидящих около вас;

— мешаете учителю.

Только один разговаривающий во время урока ученик мешает половине класса. Поэтому лучше все посторонние разговоры оставить на потом.

ПОЧЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ?

Учитель. Вы всегда можете попросить своих одноклассников о помощи. Вы никогда не должны отказывать друг другу в этом. Как вы считаете, почему взаимовыручка важна в классе?

Ребята отвечают.

Учитель. Если с вами приключилась такая неприятность, как болезнь, то вы всегда можете обратиться к своему дру!у за помощью. Вы всегда можете попросить одноклассника передать это учителю, чтобы тот знал, почему вы отсутствуете. Если вашего одноклассника долго не было, нужно обязательно спросить о его самочувствии. После болезни ученики всегда отстают от своих одноклассников, и здесь вы должны помочь. Каждый может оказаться на этом месте, поэтому не откажите в помощи, если ученику будет что-то непонятно и он попросит кого- то из вас объяснить это.

ИГРА «ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА»

Ученики делятся на пары. Один из них «ученик, который обращается за помощью», а другой — «ученик, к которому обращаются». Важно, что при обращении за помощью ученик должен назвать того, к кому он обращается по имени, использовать вежливую форму обращения и в конце поблагодарить за помощь. А тот, кто помогает, должен все правильно объяснить, возможно, даже несколько раз. Можно использовать простой математический пример.

Учитель. Совсем не сложно обращаться за помощью и самому оказывать помощь. Кстати, когда объясняешь материал другим, сам его еще лучше понимаешь. Иногда очень трудно найти время для того, чтобы ещё раз решить сложный пример. А если точнее сказать, большинству из вас просто лень делать трудное задание еще раз. А вдвоем намного легче и веселее. Поэтому помогать одноклассникам полезно дня двоих.

КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЕ МНЕНИЕ

Учитель. У каждого из нас есть свое мнение. И мы вправе все его высказывать. Но при этом нужно уважительно относиться к мнению других людей. Например, не стоит перебивать и тем более недопустимо кричать: «Бред!», «Ерунда!», «Чушь!» на высказывание собеседника, с которым ты не согласен. Нужно дождаться, пока он закончит свою мысль, и лишь потом высказать свою. Можно начать. «Я считаю по-другому» или «Мое мнение об этом отличается». Еще неизвестно, кто из вас прав, и поэтому не стоит делать поспешные выводы о правоте, чтобы не выглядеть смешным.

Бывают и такие ситуации, когда тебя могут неправильно понять. В таких случаях стоит еще раз спокойно повторить то. 1гго вы говорили. Самая распространенная ошибка в таком случае — это спор. Пожалуй, это одно из самых глупых действий — затевать спор. Хоть и существует такое мнение, что в споре рождается истина, однако не всегда так. А вот что точно рождается в споре, — вражда. Так что, выбирая между мнимой истинностью и крепкой дружбой, лучше выбрать дружбу.

У КАЖДОГО СВОИ ТАЛАНТЫ

Учитель. Вам знакомо такое выражение. И оно действительно истинно. Посмотрите друг на друга: каждый из вас — талантливый ученик. А каюте вы знаете таланты?

Ребята отвечают.

Учитель. Кто-то из вас лучше всех поет, а другой — быстрее всех считает; кто-то рисует, как настоящий художник, а другой подает надежды в спорте. Какие-то таланты называют врожденными, те, которыми нас одарила природа, а какие- то приобретенными. Чтобы овладеть последним, нужно много трудиться. Но есть особый талант — быть хорошим другом. Этому нужно учиться, и тренироваться в этом каждый день. И лучше всего делать это в большой дружной компании, такой, как ваш класс.

Подведение итогов

Учитель. А теперь давайте подведем итог тому, что вы узнали сегодня на занятии. Я буду называть правило поведения, а вы будете говорить «да», если оно верно и «нет», если неверно.

В школу нужно приходить за 10 минут до занятий, чтобы привести себя в порядок и свои вещи.

Из школы можно уходить, когда захочешь.

Школьное имущество нужно беречь.

За территорией школы можно вести себя, как захочешь. Все равно никто не видит.

Со звонком начинается урок.

Когда заходит директор, можно не вставать.

К учителю можно обращаться только на Вы и по имени-отчеству.

Чтобы спросить учителя о чем-то, нужно поднять руку.

При ответе ученика можно перебивать.

Звонок с урока звенит для учителя.

Во время перемен нужно мешать другим отдыхать.

Дежурный по классу должен помогать учителю.

Если одноклассник просит о помощи, вовсе не обязательно ему помогать.

На уроке надо обязательно разговаривать на посторонние темы.

Если ты с кем-то не согласен, нужно обязательно поспорить.

Нужно быть дружным классом.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Наталья Александровна Туманова # 16 января 2016 в 20:37 0
Хороший материал, но для первоклашек мне кажется немного затянутым. Доступные для понимания речевые ситуации. Мне понравилось, что присутствуют разнообразные формы игровые. Ученики сидят сначала в кругу, потом работают в парах.Это тоже немаловажно для маленьких.