Методическая разработка классного часа в начальной школе. Вежливый отказ

Конспект классного часа для младших школьников о культуре общения

Цель: учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

- Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Будьте добры, пожалуйста, если вас не затруднит)

Дети отвечают.

Учитель. Но не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются. Благодарят за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

Послушайте, как общается брат с сестрой в стихотворении А. Шибаева.

Читает стихотворение.

Не выучил

- Замолчи!

- Не замолчу!

- Слезь со стула!

- Не хочу!

-Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

А. Шибаев

- Такие ответы рождают неприятные чувства.

- А как общаетесь вы со своими братьями, сёстрами? (Ответы детей)

2. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами.

Учитель. Подумайте, как можно вежливо отказать другу в предложении сходить в кино.

Дети предлагают версии.

Дима

- Я не могу.

- Я занят.

- Предложи Андрею. Может, он пойдет.

- Не пойду.

Ира

- К сожалению, не могу. Я занята. Иду с братом на концерт.

- После занятий никак не могу. У меня соревнования.

- Спасибо, я очень хотела, но с утра уже пообещала маме, что вместе будем готовить.

- С большим удовольствием, но после уроков я занята.

Дети с помощью учителя сравнивают речевые ответы.

3. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

1) Одноклассники приглашают тебя в дворовую футбольную команду, но мама просит в то же время сходить в магазин. Ваши действия и возможные слова?

2) Друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещи папы. Ваши действия и возможные слова.

(Ответы детей)

- Послушайте стихотворение Э. Мошковской. Проанализируйте отказ.

Подарите крокодила

Игрушки, конфеты

Мне не дарите –

Все это, все это

Вы заберите.

Мне крокодила,

Такого живого,

Не очень большого,

Лучше купите...

Я бы тогда бы

Его приручил.

Я бы кормил его

И лечил...

Пусть бы жил у меня крокодил!

Я бы в ванну его посадил,

И там у него

Была бы вода,

И он бы плавал

Туда-сюда,

Он бы плескался! Купался!

И я б на него любовался...

Э. Мошковская

Вопросы для анализа стихотворения:

- Правильно ли поступает мальчик, отказываясь от подарка?

- Можно ли просить купить что-то другое вместо того, что принесли в подарок?

- Представьте, что вы пришли на день рождения к однокласснице. (Ответы детей)

Рекомендуем посмотреть:

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Елена Леонидовна Алексеева # 18 сентября 2015 в 15:17 0
Спасибо за идею. Взяла себе на заметку как воспитатель. Думаю, что эта тема, после адаптирования, будет интересна и дошколятам. Спасибо
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 19:12 0
Спасибо за идею!Материал нужный!Необходимо затрагивать эти вопросы как с младшими школьниками,так и со старшими.Уметь вежливо отказывать,да и отказывать вообще целое искусство!Этому нужно учиться,не все могут это даже становясь взрослыми joke
Ирина Николаевна Волкова # 11 ноября 2015 в 19:17 0
Актуально, интересно. Увлекаюсь темами этикета, стараюсь при любой возможности прививать детям навыки вежливого поведения. Ваш материал обязательно использую в ближайшее время, ведь это, действительно, важно - уметь отказать, но сохранить с собеседником доброжелательные отношения.