Игровая обучающая ситуация в подготовительной группе. Животные Антарктиды
Игровая обучающая ситуация «Животные Антарктиды». Подготовительная группа. Конспект с презентацией
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность ознакомления с природными объектами и явлениями, экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей, методов и приёмов работы с детьми, в том числе и игровой деятельности.
Привнесение игровой обучающей ситуации в педагогический процесс по ознакомлению детей с природой, животными важно:
- они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы;
- непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
- все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
- в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
- экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игровую деятельность с легкостью.
Таким образом, обучающие игровые ситуации являются не только одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста, но и способствуют формированию знаний о природе, в том числе и о диких животных.
Игровая обучающая ситуация «Животные Антарктиды» рассчитана на детей 5 – 7 лет. Цель: Создание условий для активной деятельности детей, в ходе которой дети осваивают представления о животных Антарктики и развиваются. Задачи:
- закрепить названия животных Антарктики и их характерные особенности внешнего вида;
- расширить знания о животных;
- развивать координацию движений, сопровождая речью;
- развивать мелкую моторику через конструирование и выполнение графических дорожек;
- упражнять в согласовании существительных ед. числа с прилагательными;
- упражнять в согласовании предлогов и существительных;
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать умение слушать как педагога, так и своих сверстников. Оборудование: картинки с животными Антарктики, фломастеры, плоскостной конструктор, графические дорожки, животные разных размеров, разрезные картинки, муляжи еды, мультимедиа с презентацией. Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций животных Антарктики и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о животных Антарктики; чтение стихов, загадок, рассказов.
Ход игровой обучающей ситуации
Воспитатель: Дорогие ребята, вчера директор зоопарка принёс мне много билетов для посещения зоны Антарктики. Билетов на всех хватит. Экскурсию с вами по зоопарку проведу я. Давайте прежде повторим правила поведения во время наблюдений за животными.
Дети: Ответы: не шуметь, не дразнить животных, не кормить без разрешения.
Воспитатель: Правильно. Я вижу, что вы знаете правила посещения зоопарка и готовы к экскурсии. Давайте пройдём в зоопарк, билеты оставим у входа. Чтобы узнать, кто находится в первом вольере вам предстоит собрать разрезные картинки. Работать будем парами. У вас на груди бейджики с цифрами. Найдите свою пару — это дети, у которых цифры одинаковые. Работать будем на ковриках.
Давайте проверим. Какое животное получилось? Правильно тюлень (на слайде появляется тюлень обыкновенный).
А что вы знаете про тюленя?(ответы). Интересные факты про тюленя написаны на информационной доске на его клетке. Давайте прочитаем.
Весит около 160-ти килограммов, а в длину достигает 185-ти сантиметров. От прочих тюленей обыкновенные отличаются строением ноздрей. Они продолговатые, вытянуты от центра к периферии, поднимаясь вверх. Получается подобие латинской буквы V.
Окрас обыкновенного тюленя серо-рыжий с темными, продолговатыми отметинами по всему телу. На яйцеобразной голове с короткой мордой расположены крупные, карие глаза. Тюлень млекопитающее животное. Воспитатель: А что значит млекопитающее, как вы считаете? Смотрите перед нами корзинка с продуктами. Давайте выберем только то, чем можно накормить тюленя в зоопарке. (складываем в корзинку).
Воспитатель: Какое животное нам встретится дальше вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда… (Пингвин)
Ответы детей…
На экране появляется пингвины разных видов.
А про пингвина я вам сейчас расскажу. Эти нелетающие птицы с интересными повадками и необычным внешним видом. Пингвины первоклассные пловцы, к тому же умеющие отлично нырять. Также тело пингвинов обычно довольно упитано и покрыто перьями по бокам. Голова пингвина не очень больших размеров, обладает мощным и острым клювом. Ноги пингвина короткие и одновременно толстые, на каждой ноге по 4 пальца, соединенные между собой плавательными перепонками. Есть у пингвинов и короткий хвост, состоящий из 16-20 перьев, он им помогает поддерживать равновесие и при необходимости они могут даже опираться на него словно на подставку. Размеры пингвинов варьируются в зависимости от их вида, с 117-130 см длины и до 40 кг веса. Маленький пингвин достигает всего лишь 40 см в длину и весит в среднем около 1 кг.
Для вас приготовлено задание: из геометрических фигур выложить пингвина. (работа детей). Какие фигуры вы использовали. Молодцы! Я очень рада, что вы справились и с этим заданием.
Но нам пришло время отдохнуть (физминутка).
Физминутка
«На одной ноге постой-ка,
будто бы пингвинчик стойкий,
А теперь ты походи, да смотри не упади!
Крылья кверху поднимай,
А затем отпускай. Покачай головкой,
Ты пингвинчик удалой.»
Отдохнули, молодцы. Перед нами следующее животное - киты. Существует несколько разновидностей китов.
Перед нами - Синий кит
Ученые называют его блювалом. Из животных он самый большой. Длина кита составляет 33 метра. Масса животного равна 150-ти тоннам. Эту массу млекопитающее прокармливает планктоном, небольшими рачками и головоногими моллюсками.
В нашем зоопарке все китята расплылись. Давайте поможем им построится по росту от большого к маленькому. (работа детей). Посмотрите, правильно ли выстроились киты у соседа. Какой кит стоит первым, какой последним. Какие вы у меня умники и умницы. Теперь киты никогда не потеряются.
Мы с вами отправляемся к следующему вольеру. (подходим к экрану).
Полюбуйтесь поскорей! Перед вами птица!
Альбатрос, без тени страха,
Вёл себя, как забияка —
По-над волнами летал
И акул за хвост хватал!
И сказал философ-рак:
Прирождённый он рыбак!
Крылья в самый раз ему —
Всё хватает на лету!
А скажите какой Альбатрос? (ответы детей).
Внимательно посмотрите, где сидят Альбатросы? (на экране птицы на дереве, за деревом, около дерева, летит в небе).
Мы с вами встретили в зоопарке зверей Антарктики, но их детёныши такие маленькие, что разбежались по сторонам. Может, поможем найти им своих мам? (работа с игровизорами).
Какие молодцы! Нам надо возвращаться в детский сад. А животные зоопарка на память дарят нам свои фотографии и приглашают в следующую зону- зону животных севера. (выходим из зоопарка).
Вы сегодня показали, какие вы умные, доброжелательные. Мне очень понравилось, как вы справлялись с каждым заданием. Возникали какие-нибудь трудности? Что понравилось вам?