Урок — основная форма проведения учебных занятий в школе, его обсуждают в учительских кабинетах, на педсоветах, о нем написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии, проводятся конференции. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как и во времена Яна Амоса Каменского, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются компетенции, направленные на объективную оценку реальности.
Когда общество оценивает работу учителя, то в первую очередь оно обращает внимание на эффективность его уроков.
Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях – сложное педагогическое явление.
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединятся? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?
Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:
• знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,
• умение планировать, проводить и анализировать урок.
Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.
Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения.
Конспекты уроков в начальной школе
Конспекты уроков. Конспекты уроков для младших школьников. Развёрнутые конспекты уроков. Конспекты уроков для начальных классов |
Анализ урока. Схема В настоящее время большинство учителей испытывают потребность в анализе процесса развития образовательных систем с целью дальнейшего овладения способами их применения. В научно-методической литературе описано достаточно много различных методик, схем, программ, микроисследований урока (Бабанский Ю. К., Симонов В. П., Зотов Ю. Б., Зверева В. И., Шамова Т. И., Конаржевский Ю. А. и др.). |
|
Игровые технологии на современном уроке. Из опыта работы Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи четыре главные черты: • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие) |
|
Формы проведения урока в начальных классах В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. |
|
Самоанализ урока. Памятка для педагогов Предлагаем вашему вниманию десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. 1. Общая структура урока. • К какому типу урока может быть отнесен данный урок? • Каково его место в системе других уроков по теме? |
|
Типы и виды анализа урока Можно выделить четыре типа анализа урока. Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логика изложения учебного материала, логика процесса обучения, применение методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, реализация принципов образования и воспитания). |
|
Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения Все государственные нормативные документы в области образования указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к проведению урока является ориентация результатов освоения основных образовательных программ на ФГОС. Под результатами в новых образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Как записано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «учащиеся должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к динамично меняющемуся миру». |
|
Нетрадиционные формы уроков по теме курса ОБЖ: Воинские уставы Урок в форме журнала. Такой урок проводится на этапе обобщения знаний и отработки умений и навыков школьников. Он призван воспитывать чувство патриотизма, расширяет познания учащихся по теме «Воинские уставы». Устный журнал как форма организации учебного процесса призван дать школьникам глубокую и всестороннюю информацию по данной теме. Страницы журнала конкретизируют поставленную тему и могут включать элементы дискуссии, рассказа, сообщения, выступления. Каждая страничка соответственно оформляется. Такая игра может быть ролевой: на страничках журнала возможны выступления ветеранов войны, работников комиссариатов. |
|
Активные формы познавательной деятельности, используемые на уроках ОБЖ Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности. |
|
Системный подход к организации учебного процесса на уроках ОБЖ Основополагающей в организации учебного процесса является постановка образовательных целей и задач. Они должны быть конкретными, адресной формулировки, не размытыми. Рекомендации по системной деятельности преподавателя в трудах Б. Г. Ананьева, М. Н. Скаткина, В. П. Беспалько и Т. И. Шамовой акцентируют внимание на значимости постановки целей и задач в организации учебной работы по предмету. |
|
Памятка для педагога. Самоанализ занятия Дорогой учитель, если Вы желаете повысить свое педагогическое мастерство, чаще занимайтесь анализом своих занятий! Наша памятка поможет Вам в этом. 1. Дата. 2. Группа. 3. Предмет. 4. Тема занятия. |
|
Виды анализа урока Существует множество видов анализа, и у каждого - своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т. д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который служил бы основанием для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания. |
|
Самоанализ учебного занятия Самоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). Устный самоанализ учебного занятия выступает как составная часть процедуры анализа урока, проводимого руководителем школы или методистом. Можно привести следующие аргументы, свидетельствующие о пользе самоанализа учебного занятия и необходимости развития у педагогов умений проводить его: |
|
Системный анализ урока 1. Общая характеристика. • Тема. • Цель урока. • Тип урока (усвоения новых знаний; усвоения умений и навыков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и корректировки ЗУН; комбинированный). |
|
Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ урока. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из учителей в течение урока тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение урока |
|
План беседы с учителем после урока I. Анализ урока учителем после его проведения. Первый этап. 1. Каковы первые впечатления. 2. Какая общая оценка урока. 3. Какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое). |