В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Произошла смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В последнее двадцатилетие в начальной школе происходят существенные изменения в организации процесса обучения: он становится личностно ориентированным. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Личностно ориентированное обучение предполагает следующее: сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; обучение в зоне ближайшего развития; создание условий для реализации творческих возможностей индивида; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся. Это возможно лишь тогда, когда на уроках реализуются различные виды и формы деятельности, в которых принимают участие все ученики.
Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки- игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных образовательных задач.
Удачно проведённые нестандартные уроки или использованные интересные методы и приёмы средствами самой внутренней своей структуры пробуждают интерес у учащихся к учению. Именно интерес часто становится тем рычагом, с помощью которого поднимается уровень развития ребёнка, что позволяет ему осознать важность обучения в школе, делает растущего человека любознательным, придаёт учебным занятиям увлекательность.
Основное назначение таких уроков - в интересной для детей форме организовать учебно-поисковую деятельность с целью решения поставленных учебных задач, развития системного и творческого мышления, создать условия для формирования у детей различных личностных качеств.
Если вы учитель опытный и владеете «золотым ключиком», вас могут заинтересовать уроки-сказки по русскому языку.
Такие уроки наиболее плодотворны, поскольку в любой сказке, как правило, главное - борьба добра со злом. Ведь дети так чутки к этим нравственным категориям! Ради того чтобы помочь любимым героям преодолеть все препятствия, помочь восторжествовать добру, они готовы на многое. На таких уроках дети охотно и активно включаются в сюжет, решая по ходу игры те задания, которые им предлагает учитель.
Урок-игра по русскому языку позволяет создать условия для реализации свободного выбора детей, учит их работать в команде, сопереживать. Игра помогает им обобщить и систематизировать свои знания по изученной теме. Постоянная смена игровых ситуации поддерживает у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживает внимание, снимает усталость.
Особый интерес вызывают у детей уроки-путешествия, которые могут быть самыми разными и по различным предметам. Во время путешествия учащиеся обогащают словарный запас, развивают речь, расширяют кругозор и творческую фантазию, у них воспитываются различные нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного скучающего на уроке!
Одним из вариантов нетрадиционного урока являются интегрированные уроки. Они требуют особенно тщательной подготовки от учителя и отбора им материала, способствующего интеграции самых различных предметов.
Цель таких уроков - отобразить то, каким увидел ученик изображаемые события, предметы, явления, героев и т. п. с точки зрения не одного учебного предмета, а нескольких. Устанавливая связь предметов различными темами, можно избежать однобокости подхода к той или иной проблеме.
Интегрированные уроки также проводятся в любой форме. Например, интегрированный урок-игра. На данном уроке у ребёнка одновременно развиваются речь и умение перевоплощаться, мысленно превратившись в героя, видеть глазами персонажа, разговаривать его языком, испытывать те же чувства и переживания в новых ситуациях, которые он создаёт сам. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют полученные знания.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
Важным моментом в структуре современного урока является рефлексия.
Рефлексия (от латинского слова reflexio - обращение назад):
1) размышление, самопознание;
2) форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий и их оснований.
«Я» - как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой.
«МЫ» - комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении.
«ДЕЛО» - достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы.
Для развития рефлексии решающим моментом является обращение детей к собственным действиям через «проговарива- ние» как уже готового решения, так и планируемых действий. Обсуждая вместе с учителем различные способы решения задачи, ребенок учится контролировать и оценивать свои шаги.
Методы и приёмы рефлексии
1. «Выбери пословицу».
Учитель предлагает ряд пословиц. Учащиеся выбирают из предложенных пословиц ту, которая наиболее полно отражает их работу на уроке.
Например:
• Терпенье и труд все перетрут.
• Ленивому лениться лень.
• Ученье - путь к умению.
2. «Моя ладонь - лицо души».
Ладони открытые означают «Я доволен собой».
Кулачок - «Не совсем доволен».
3. «Выбери своё слово».
На парте у учащихся находятся таблички с представленными словами «Старайся» и «Молодец». Учащимся необходимо выбрать табличку, соответствующую их настроению.
4. «Мой цвет».
Используются фигурки разных цветов: красный - радость, жёлтый - грусть, синий - огорчение.
Можно предложить учащимся нарисовать фигурки в тетради на полях.
Учащиеся выбирают фигурку, соответствующую их настроению.
5. «Солнышко».
а) У детей - рисунок солнышка. Необходимо дорисовать элементы, которые отразят настроение солнышка: радостное - всё удалось; грустное - не всё удалось.
б) Учащиеся рисуют лучи разной длины: длинные означают «Я уверен в своих знаниях», средние - «Я сомневаюсь в своих знаниях», короткие - «Мне очень трудно».
6. «Продолжи предложение».
Учитель называет начало фразы, учащиеся проговаривают предложение до конца.
- Мне было интересно, когда...
- Мне было трудно, когда...
- Мне понравилось работать с...
- Я научился...
- Я буду помнить о том, ...
- Я был бы рад...
- Я злился, потому...
- Сегодня на уроке я:
• был уверен в себе;
• справился со всеми заданиями;
• доволен своими результатами;
• мне понравилось работать:
- в паре;
- в группе;
• затруднялся при решении:
- задачи;
- уравнений;
- примеров.
7. «Вырази свое отношение цветом или нарисуй рисунок».
а) Учитель предлагает учащимся нарисовать улыбку человечку, если было на уроке все понятно, если справились со всеми заданиями; нарисовать лицо, соответствующее настроению, если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно.
б) Учитель задает учащимся вопросы:
- Что на уроке было особенно интересным?
- Что вызвало затруднение?
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, теплыми
Всех непременно одарит.
Педагог предлагает учащимся украсить весну цветами - нарисовать на полях тетради цветок, соответствующий настроению: красный - прекрасное настроение, зеленый - нормальное, синий - плохое.
в) Учитель на доске прикрепляет 2 кленовых листа: оранжевый и зеленый. На столе у каждого ученика находится кленовый листик из бумаги: если урок понравился, то учащиеся раскрашивают оранжевым карандашом, если нет - зеленым. Прикрепляют свои листики к соответствующим листикам на доске.
г) Учитель на доску вывешивает три рисунка: солнышко, солнышко за тучкой, злая туча. После работы на уроке учащиеся рисуют на полях в тетради или на отдельных листах рисунок: солнышко - хорошо работал, солнышко за тучкой - были трудности, злая тучка - было очень трудно.
8. «Координаты».
Учитель предлагает учащимся начертить координатный луч от 0 до 10 и отметить на нем красным карандашом ту координату, которая отражает их степень усвоения материала урока.
9. «Бросаем фишки в кувшин».
Белые фишки означают «Отлично справился с заданием».
Синие - «Еще нужно работать».
10. «Выбери свою высоту».
Учитель вывешивает на доску изображения птиц на разной высоте. Учащимся необходимо раскрасить ту, полет которой соответствует работе на уроке.
11. «Сделай выбор».
У детей на парте находятся листики с определенным набором слов. Учащимся необходимо выбрать нужные слова и раскрасить возле них звездочку.
• Быстро, правильно, самостоятельно.
• Правильно, но неуверенно.
• Правильно, но с помощью других.
• Быстро, но неправильно.
12. «Поднимись по ступенькам».
Учитель предлагает учащимся нарисовать звездочку на той ступеньке-схеме, на которую ученик поднялся в своих достижениях на уроке.
13. «Покажи свои знания в квадрате».
Учитель предлагает учащимся на полях тетради начертить квадрат и раскрасить ту часть фигуры, которая соответствует полученным знаниям на уроке. Можно раздать листики с нарисованными квадратиками.
14. «Лицевой счет урока».
Учитель предлагает учащимся заполнить цветом прямоугольник, отразив свое эмоциональное отношение к тому, как работали на уроке индивидуально, в паре, группе (красный цвет, желтый, черный).
Лицевой счет урока:
• Индивидуальная работа. ⃞
• Работа в паре. ⃞
• Работа в группе. ⃞
15. «Сделай свой выбор».
В Древнем Риме во время голосования на народных собраниях при принятии важных решений бросали в большой кувшин черные и белые камешки (белые - согласие, черные - несогласие). В конце урока учащиеся кладут белые камешки в кувшин, если активно участвовали на уроке, а черные - если были невнимательны, неактивны.
Рефлексия с использованием рисунков, макетов и таблиц
1. «Укрась поляну цветами».
На доске висит большой рисунок с изображенной поляной. Учитель предлагает учащимся прикрепить на рисунок полностью раскрывшийся бумажный одуванчик, если активно участвовали на уроке, или полураскрывшийся, если были невнимательны, неактивны.
2. «Выбери своего зайчика».
Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображены 3 зайчика: веселый, печальный, очень грустный. У учащихся на столе находится раскрывшийся бумажный одуванчик, который прикрепляется около одного из зайчиков, отражая эмоциональное состояние на уроке. Используются фишки трех цветов (могут быть разных размеров) или одна, которую учащиеся показывают после вопроса учителя о настроении на уроке или прикрепляют около одного из зайчиков.
3. «Найди свой домик».
На доске представлена модель двух домиков с красной и синей крышей. У детей - по два флажка соответствующих цветов. С учетом работы на уроке дети в конце занятия вставляют флажки в окошко домика: красный - справился, очень доволен своей работой; синий - справился не со всеми заданиями, испытывал затруднения.
4. «Поднимись на свою ступеньку».
На столе - бумажные фигурки девочек и мальчиков. В течение урока дети учитывают индивидуальную работу, работу в группе, паре, самостоятельную работу. В конце урока учащиеся крепят бумажную фигурку на соответствующую ступеньку-схему.
5. «Подари свой лучик».
На рисунке - солнышко без лучей. Оценив свою работу, дети прикрепляют короткий или длинный лучик к изображению солнышка.
6. «Птичий двор».
На рисунке изображен птичий двор. Дети выбирают птицу или группу птиц, соответствующих их стараниям на уроке.
7. «Муравьи».
На рисунке - муравейник. Кипит работа. Но не все муравьи трудятся хорошо. Дети ставят фишки около того муравья, изображение которого соответствует их стараниям на уроке.
8. «Получи свою медаль».
На доске - две модели медали (золотой и серебряной). На парте находятся кружки соответствующих цветов. В начале урока учитель создает эмоциональный настрой, рассказывая детям о стремлении людей добиться успехов, самых лучших награждают медалями. По окончании школы за особые успехи в учении награждают золотой или серебряной медалью. По завершении работы на уроке дети выбирают соответствующий кружок, забирают с собой.
9. «Нарядите елку».
У учащихся - по 2 снежинки: маленькая и большая (можно использовать цветные снежинки или модели игрушек). Если ребенок выбирает маленькую, то не весь материал урока усвоен, а если выбрал большую, то все было понятно, со всеми заданиями справился.
10. «Выбери свою высоту».
На столе у учащихся находится по 2 фигурки птичек, а на доске - рисунок пейзажа. Учащиеся выбирают птичку и прикрепляют ее на рисунок:
• на небо - означает «Все на уроке удалось»;
• на дерево, на крышу дома - «Старался, но не все удалось»;
• на землю, на кустик - «Затруднялся выполнять большинство заданий».
11. «Составь букет».
Оранжевыми и красными цветами необходимо дополнить букет на рисунке:
• красный цветок означает «Доволен своей работой на уроке»;
• оранжевый цветок - «Не все получалось».
Формы анализа и самоанализа уроков естественного цикла
Беседа с учителем после посещения урока
Нет комментариев. Ваш будет первым!