Учебно-воспитательный процесс и урок соотносятся как целое и часть. И на весь процесс, и на урок как его часть непосредственное влияние оказывают:
- образовательные стандарты и программы с их целями и предметным содержанием;
- современные педагогические подходы (концепции) с их системой целей, принципов, отбором и организацией материала, средствами обучения и контроля.
А образовательные стандарты, программы и педагогические подходы определяются государственным заказом в области образования, заказами различных социальных групп и всеми социокультурными, геополитическими, политическими и экономическими условиями в стране.
В свою очередь в концепции, а значит, и в уроке отражаются требования к содержанию обучения, представленные в государственных стандартах и программах.
Образовательные стандарты и педагогические концепции более или менее адекватно реализуются в учебно-методических комплектах, учебниках и учебных пособиях по предметам, которые являются содержательной основой урока и ориентируют на определенную организацию материала и соответственно всего воспитательного процесса.
В уроке отражаются все особенности целого (учебно-воспитательного) процесса:
- принципы той концепции, по которой построен урок;
- соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией;
- набор требований, которые данная концепция предъявляет к отбору и организации материала, к организации деятельности (взаимодействия) учителя и ученика, к процессу и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.
Но, кроме этого, у урока есть определенные педагогические черты, которые характерны для него как для организационной формы учебно-воспитательного процесса. Это:
1) общепедагогические характеристики современного урока:
- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;
- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;
- типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях);
2) методическая организация и оснащение урока, его методическая логика;
3) особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.
Беседа с учителем после посещения урока
Нет комментариев. Ваш будет первым!