Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ урока. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например, один из учителей в течение урока тщательно фиксирует время, которое расходуется на активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение урока. Другой следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на уроке новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности учителя, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на уроке; отношения учителя и учащихся, педагогическая этика на уроке. Специально дается педагогическая характеристика личности учителя: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.
Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:
1-е направление.
Анализ решаемых учителем задач: как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя, насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели урока, в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока, что стимулирует ответственное отношение учащихся к учебному труду, насколько объективно оценивались знания, умения и навыки, как осуществлялась связь теории с практикой, насколько удачно сочетались содержание и методы обучения, применялись традиционные и новые виды обучения, технические средства, что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.
2-е направление.
Анализ воспитательного влияния урока: что на уроке служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию, профориентации учащихся, как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, школы, класса, каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками, насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и т. д.
3-е направление.
Анализ педагогических возможностей и особенностей учителя: какие личностные качества учителя проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать труд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников, вносить коррективы).
4-е направление.
Анализ деятельности учащихся на уроке: учет учителем воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособность учащихся на уроке, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов, развитие речи, умение применять теорию на практике и др.
В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда учителя и уровне воспитанности школьников. Поэтому в учебной работе могут быть получены некоторые данные, необходимые для деятельности классного руководителя. Создаются возможности для формирования единой оценки учеников учителями, работающими в классе (педагогический консилиум). Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение — важное условие органического включения анализа работы учителя в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы школы.
Посещение уроков. Анализ урока
Формы анализа и самоанализа уроков естественного цикла
Нет комментариев. Ваш будет первым!