Предлагаем вашему вниманию десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока.
1. Общая структура урока.
• К какому типу урока может быть отнесен данный урок?
• Каково его место в системе других уроков по теме?
• Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
• Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке?
• Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?
• Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
• Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления материала (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)?
• Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т. д.)?
• Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
• Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)?
• Было ли организовано преодоление посильных трудностей?
• Появились ли мотивы интеллектуального побуждения?
• Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся?
• Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи?
• Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)?
• Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как (учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем)?
• Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?
4. Воспитание в процессе обучения.
• Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала?
• Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения; оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся?
• Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью?
• Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению?
• Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний?
• Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
• Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
• Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована? И т. д.
6. Выбор методов обучения.
• Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом?
• Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся?
• Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций?
• Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков?
• Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)?
• Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли были организованы индивидуальный, фронтальный и комбинированный опросы, письменный контроль?
• Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место?
• Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т. д.)?
7. Работа учителя на уроке.
• Все ли необходимое было подготовлено к началу урока?
• Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся?
• Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)?
• Какие приемы организации учащихся на работу были использованы?
• Был ли достигнут контакт с классом, с отдельными учащимися?
• Каков был внешний вид учителя? Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?
8. Работа учащихся на уроке.
• Была ли проверена готовность учащихся к уроку?
• Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания?
• Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, списывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)?
• Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т. д.)?
• Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему?
• Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?
9. Гигиенические условия урока.
• Достаточна ли освещенность классной комнаты?
• Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт?
• Соответствует ли мебель возрасту учащихся?
• Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости?
• Удачно ли составлено расписание (место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня)?
• Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку?
• Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
10. Некоторые специальные задачи.
К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методобъединения, например соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
Посещение уроков. Анализ урока
Беседа с учителем после посещения урока
Нет комментариев. Ваш будет первым!