Памятка. Самоанализ современного урока по ФГОС

Самоанализ урока. Памятка для педагогов

Предлагаем вашему вниманию десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока.

1. Общая структура урока.

• К какому типу урока может быть отнесен данный урок?

• Каково его место в системе других уроков по теме?

• Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

• Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке?

• Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?

• Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

• Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления материала (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)?

• Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т. д.)?

• Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

• Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)?

• Было ли организовано преодоление посильных трудностей?

• Появились ли мотивы интеллектуального побуждения?

• Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся?

• Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи?

• Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)?

• Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как (учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем)?

• Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе обучения.

• Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала?

• Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения; оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся?

• Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью?

• Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению?

• Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний?

• Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

• Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

• Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована? И т. д.

6. Выбор методов обучения.

• Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом?

• Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся?

• Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций?

• Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков?

• Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)?

• Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли были организованы индивидуальный, фронтальный и комбинированный опросы, письменный контроль?

• Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место?

• Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т. д.)?

7. Работа учителя на уроке.

• Все ли необходимое было подготовлено к началу урока?

• Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся?

• Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)?

• Какие приемы организации учащихся на работу были использованы?

• Был ли достигнут контакт с классом, с отдельными учащимися?

• Каков был внешний вид учителя? Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?

8. Работа учащихся на уроке.

• Была ли проверена готовность учащихся к уроку?

• Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания?

• Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, списывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)?

• Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т. д.)?

• Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему?

• Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока.

• Достаточна ли освещенность классной комнаты?

• Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт?

• Соответствует ли мебель возрасту учащихся?

• Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости?

• Удачно ли составлено расписание (место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня)?

• Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку?

• Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи.

К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методобъединения, например соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Рекомендуем посмотреть:

Формы анализа и самоанализа уроков естественного цикла

Характеристика современного урока

Беседа с учителем после посещения урока

Система посещения уроков

Посещение уроков. Анализ урока

Нет комментариев. Ваш будет первым!