Конкурсы

Анализ урока. Виды анализа урока. Памятка

Типы и виды анализа урока

Можно выделить четыре типа анализа урока.

Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логика изложения учебного материала, логика процесса обучения, применение методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, реализация принципов образования и воспитания).

Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учеников, эмоционального настроя школьников.

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.

Методический анализ предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в ходе урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степень оснащенности урока наглядными пособиями, эффективность использования ТСО на уроке, ведение учителями документации, рациональность использования времени на уроке, выполнение санитарно-гигиенического режима и т. д.

Поэтапный анализ урока

Поэтапный анализ — попутное комментирование хода урока в процессе наблюдения.

Самоанализ и анализ урока предлагаем осуществлять по одной схеме: начало урока, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учеников. Анализ урока следует завершать общей оценкой успехов и неудач, проведения отдельных элементов урока.

Дидактический анализ урока

1. Общая структура:

• принципы организации учебной деятельности;

• основная дидактическая цель и задачи;

• тип урока, его место в системе уроков;

• основные элементы (начало, основной этап, окончание);

• дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы;

• соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся;

• организация первичного закрепления;

• проверка качества знаний, умений, навыков;

• охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция:

• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

• формирование учебных умений;

• развитие познавательной самостоятельности;

• развитие творческого мышления;

• сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция:

• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

• приобщение к общечеловеческим ценностям;

• практическая направленность, учет интересов учеников;

• воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

• учет воспитательной функции отметки;

• личность учителя.

5. Методы и средства обучения:

• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.);

• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания);

• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником и др.);

• инновационные методы.

6. Работа с учениками:

• подготовленность учеников к уроку;

• активность учеников на разных этапах урока;

• виды деятельности;

• культура труда, дисциплина;

• отношение к предмету, к учителю;

• динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины;

• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключениям.

Комбинированная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке:

• дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

• обстановка в классе, чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

• оборудование, подготовленность наглядных пособий, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовленность доски;

• организационное начало урока, приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

• тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);

• цель посещения урока.

2. Тип и структура урока:

• тип урока с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия, место урока в системе занятий по всему разделу;

• связь урока с предыдущим (как она осуществлялась?);

• структура урока, ее соответствие данному типу урока;

• последовательность отдельных этапов урока, обеспечение целостности и завершенности урока;

• особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока:

• соответствие содержания программе;

• связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;

• установление межпредметных связей;

• методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;

• особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

• использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала.

4. Методы и приемы обучения на уроке:

• используемая система методов и приемов, их сочетание;

• соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

• соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

• соблюдение основных требований к уроку;

• особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

• виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

• формирование у школьников умения учиться;

• использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;

• формирование у школьников навыков самоконтроля;

• способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей, их подготовки;

• обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

5. Домашнее задание:

• подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

• дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

• объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся:

• заинтересованность, прилежность, дисциплинированность;

• методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

• мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

• отношение к учителю.

7. Поведение учителя:

• умение держать класс, организовывать его работу, повышать активность, интерес, поддерживать дисциплину; отношение учителя к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

• стиль и тон в работе, педагогический такт;

• наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

• внешний вид учителя; культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

• авторитет учителя.

8. Результаты урока:

• выводы и предложения, достижение цели, выполнение плана;

• уровень и качество знаний учащихся (осознанность, глубина, прочность);

• значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);

• инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

• советы и пожелания учителю по преодолению недостатков.

Структурно-временной анализ урока

1. Рациональное распределение всего времени между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление материала или домашнее задание?

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно?

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение?

Точно так же, анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока (рациональное и эффективное время, затраченное на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности класса при этом; сколько говорил учитель, учащиеся; сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.).

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.?

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Критерии для самоанализа урока очень детальны и затрагивают, на мой взгляд, практически все аспекты урока. Особенно хороши они для начинающих учителей, так как помогают сориентироваться в правильности построения учебного процесса и во многом соответствуют требованиям ФГОС. В то же время, считаю необходимым добавить такой критерий, как формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Под этим подразумевается следующее:

• формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

• вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

• обучение собственной деятельности по овладению знаниями;

• эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

• воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

• формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

• воспитание культуры чувств.

Виды анализа и самоанализа урока (по Ю.А. Конаржевскому )

Ю.А. Конаржевский выделяет десять видов анализа.

Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно- воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач.

Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока; обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения.

Полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока; проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока.

Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. д.).

Аспектный анализ — это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Комплексный анализ — анализ урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации.

Наиболее распространенными типами анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Функцию «педагогический анализ» Юрий Анатольевич складывает из таких видов анализа, как оперативный, тематический и итоговый.

Целью оперативного анализа является ежедневный разбор основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации урока и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления учебного процесса и выявить причины их жизнедеятельности.

Итоговый анализ Юрий Анатольевич считает наиболее сложным. Он проводится после завершения какого-либо отчетного периода учебного года и направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты работы учителя в отчетном периоде, а также на изучение причин, породивших эти факторы.

Это ли не готовая модель анализа эффективности уроков учителя?

Рекомендуем посмотреть:

Характеристика современного урока

Беседа с учителем после посещения урока

Посещение уроков. Анализ урока

Формы анализа и самоанализа уроков естественного цикла

Система посещения уроков

Нет комментариев. Ваш будет первым!