Основополагающей в организации учебного процесса является постановка образовательных целей и задач. Они должны быть конкретными, адресной формулировки, не размытыми.
Рекомендации по системной деятельности преподавателя в трудах Б. Г. Ананьева, М. Н. Скаткина, В. П. Беспалько и Т. И. Шамовой акцентируют внимание на значимости постановки целей и задач в организации учебной работы по предмету. Беспалько В. П. подчеркивает: «Цели в педагогической системе должны быть поставлены диагностично, то есть настолько четко и точно, определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение об их реализации и построить обучающий процесс так, чтобы он гарантировал их достижение в заданное время».
Ведущая роль педагогического целеполагания в обеспечении правильной организации учебного процесса и качества обучения подчеркивается в современной трактовке М. М. Поташником «... как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы и спрогнозированы на потенциальное развитие школьника». Рассматривая ее с позиции системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса по курсу ОБЖ, учитель должен учесть следующие аспекты:
• направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей;
• соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;
• формирование мировоззрения учащихся путем логического и эмоционально-образного мышления;
• обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами;
• выбор формы творческого самовыражения;
• наличие критериев само- и взаимооценки;
• участие школьников в обсуждении итогов учебной работы и качества обучения.
Такая форма контрольно-измерительной системы обучения, на наш взгляд, позволяет в процессе поурочной деятельности сочетать как традиционные, так и инновационные формы и методики обучения.
Преподаватель должен предельно точно и четко осознавать, что представляет собой учебная задача и каковы условия ее возникновения. Некоторые ученые отожествляют учебную задачу с проблемной ситуацией. Другие видят ее суть в постановке учеником вопроса перед преподавателем, то есть сводят учебную задачу к проблемной ситуации, в рамках которой перед учеником возникает тот или иной вопрос. Между тем учебная задача и проблемная ситуация - это явления совершенно разного порядка.
Проблемная ситуация - это ситуация, в которой оказывается ученик. Иными словами, проблемная ситуация - это не какая-то новая задача, возникающая перед учеником, а ситуация поставленной цели, задачи и средства ее решения.
Процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности выполняет ведущую, тренировочную и развивающую функцию. И здесь от выбора формы занятия зависит интерес и активность учащихся, продуктивность их работы на уроке. Главным фактором организации учебного процесса должны быть:
• проблемное обучение (в задания учитель закладывает разные варианты, противоречия в процессе решения, выбора того или иного действия в экстремальной ситуации. При таком обучении ученик ищет, анализирует, делает выводы, то есть творчески работает на уроке);
• активное обучение.
Проблемное обучение предполагает передачу учащимся информации, знаний, выработку у них умений и навыков путем вовлечения в разрешение поставленных в ходе занятий проблем.
Активное обучение предполагает широкое использование в учебном процессе совокупности методических приемов с целью качественного решения учебных задач; создание на занятиях «экстремальных», проблемных ситуаций; коллективный поиск оптимальных решений в создаваемых ситуациях; отработку на базе полученной информации навыков и умений (тренинги, деловые игры, конкурсы, ролевые игры и т. д.).
Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ
Проблемное обучение на уроках ОБЖ
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!