Конкурсы

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Интегрированный урок по ОБЖ и химии в 11 классе на тему «Влияние алкоголя на организм человека»

Автор: Мураховская Ольга Александровна, учитель ОБЖ МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Истринского муниципального района

Задачи:

1. Обобщение знаний о последствиях употребления алкоголя.

2. Развитие ценностей ЗОЖ.

3. Создание условий для формирования коммуникативной компетентности посредством: освоения информационных технологий, социоопроса, выработки оценочных умений аргументации.

Цели:

1. Провести исследования действия этилового спирта на белки

2. Познакомить учащихся с вредным влиянием алкоголя на организм

3. Провести первичную профилактику алкогольной зависимости.

4. Воспитывать осознанной отношение к ЗОЖ.

Вид урока: урок-исследование и частично-поисковый.

Форма организации: групповая, коллективная, парная.

Форма контроля: после изучения темы тест по алкогольной зависимости.

Методы обучения: источники информации; вербальные (рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия, опрос); исследовательские (эксперимент).

Средства обучения: учебно-наглядные средства( фильм), дидактическая техника.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока и постановка задач

– Наш урок посвящен изучению негативного влияния алкоголя на организм человека.

- Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. Дети пьющих родителей в 4 раза чаще других людей заболевают алкогольной и наркотической зависимостью. Каждое восьмое ДТП происходит по вине пьяного водителя. С каждым годом  число людей, которым ставится диагноз алкоголизм,  увеличивается на 6,5 %.

- Как сказал Пенн Вильям: «Пьянство есть гнуснейшее зло- оно вредит разуму, похищает здоровье, ослабляет дух, раскрывает тайны, побуждает к ссорам, дерзости и похоти. Пьяный не походит на человека, но более всего подобен скоту, потому что, когда человек пьян, разума у него не больше чем у животного»

- Наш сегодняшний урок пройдет в виде деловой игры. Вы получили задание-найти информацию, доказывающую:

1. Отрицательной влияние алкоголя на организм человека;

2. Меры, принимаемые государством по профилактике алкоголизма.

- Сейчас вы разделитесь на три министерства: Здравоохранения, внутренних дел, государственную инспекцию безопасности дорожного движения.

Каждое из министерств изложит свою точку зрения на данную проблему. Так же необходимо предложить профилактические мероприятия,  и указать  какими  источниками информации вы пользовались при подготовке к выступлению.

Выступление министерств

Министерство здравоохранения:

- В первую очередь  под влиянием алкоголя страдает печень, которая не справляется с переработкой токсинов. На первой стадии она увеличивается, затем ее клетки погибают, вместо них образуется узлы, которые сдавливают вены печени и как следствие этого- нарушается кровообращение всего тела.

- Это подтверждается статистикой, 1 место в смертности связанной с употребление алкоголя занимают болезни печени( цирроз, онкология)- 37,2%.

Поражение сердечнососудистой системы стоит на втором месте в причинах смертности-34,1%. При воздействии алкоголя на клетки – они отекают, разрушаются; нарушается структура мышечных волокон. Увеличивается артериальное давление.

На третьем мете в причинах смертности стоит отравление (в частности метиловым спиртом)- 18%.

- С каждым годом растет число молодых людей страдающих пивным алкоголизмом. По N району этот показатель среди подростков вырос с 6,1 % до 8,7%.

Около 30-40% женщин не способны вскармливать детей грудным молоком из-за регулярного потребления алкоголя.  Число новорожденных с физическими и умственными  дефектами( шестипалость, дебильность, олигофрения, пороки сердца, глухонемота) – следствие того, что в момент зачатия один из родителей был пьян.

- В профилактических целях мы предлагаем увеличить число выездов врачей- наркологов в общеобразовательные учреждения для проведения бесед с учащимися; приобретать в  фонд школы учебно-профилактические фильмы;  привлекать как можно большее количество детей, взрослого населения к занятиям спортом; проводить родительские лектории.

Министерство ГИБДД

- Действительно, при употреблении водителем алкоголя ослабляется внимание, концентрация, снижается возможность быстро реагировать в определенных ситуациях, труднее воспринимается красный свет, сигналы тормоза и остановки, ухудшается возможность зрения приспосабливаться к новой обстановке.

- В период с 01.01.2011 года по сентябрь 2011 года на территории N района произошло 100 ДТП, погибло 13 человек, ранено 125 человек. Задержано 142 водителя, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Двое из них были виновниками аварий, в которых погибли 2 человека.

- Нашим министерством был принят ряд мер, позволяющих пешеходам, пассажирам и другим водителям  быть уверенными в том, что человек, который употребил алкоголь за руль не сядет, а именно: 10 июля 2010 года в силу вступил закон об отмене допустимого уровня содержания алкоголя в крови. Т.е. его содержание должно равняться 0 ( до этого этот показатель = 0,3 промилли).

- У водителя, нарушившего этот закон изымаются права и назначается штраф. Кроме этого при управлении автомобилем будучи лишенным водительского удостоверения применяется наказание в виде ареста до 15 суток.

-Хотелось бы отметить, что в течении месяца после введения этого закона число «пьяных» водителей снизилось на 15%.

Министерство МВД

- Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с отклонениями в их поведении. В этой связи заключена самая главная опасность алкоголизма- он резко ослабляет самоконтроль. Так, большинство преступлений совершается в нетрезвом состоянии.

- В 2011 году в N-м районе несовершеннолетними, находившимися в алкогольном опьянении совершено 12 преступлений ( за этот же период прошлого года – 11 преступлений). Составлено 154 протокола на подростков за распитие спиртных напитков. Пугает снижение возраста, с которого подростки начинают пробовать спиртное- 10 лет. Поставлено на учет 287 подростков за совершение административных правонарушений.

- Хотя административный кодекс и предусматривает наказание для продавцов  магазинов по ст.14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащейся продукции, а также пива и напитков, изготовляемых на его основе лицам моложе 18 лет», но за период с января по сентябрь 2011 года подверглись штрафу более 44 торговых точек N района. Не помогает и статья 6.10 КОАП «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков изготовляемых на его основе», т.к. «добрых» дядей, которые помогают купить пиво для малолеток очень много( составлено 53 протокола).

- Министерство готовит законопроект, согласно которому продажа спиртных напитков несовершеннолетним перейдет из разряда административных нарушений в категорию уголовных.

Учитель: - А теперь позвольте задать вам несколько вопросов.

1. Стоит ли остро проблема алкоголизма на нашем поселке?

2. Каков процент ваших друзей, употребляющих спиртные напитки?

3. Как вы думаете, какой вид алкоголизма занимает первое место  в подростковой среде: пивной или винный?

4. Как вы считаете какой из них опаснее?

Учитель: - А теперь наглядно химическая лаборатория покажет воздействие спирта на белок.

Работа химической лаборатории.

Учитель: - А сейчас как заключение просмотрим  антиалкогольные ролики и по просмотренному фильму будете выполнять тестовую работу.

Подведение итогов:

- Какие выводы вы извлекли из сегодняшнего урока?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Конспект урока химии для 9 класса

Практические работы по химии 9 класс

Конспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»

Методическая разработка урока химии 9 класс

Елена Юрьевна Перевезенцева # 25 августа 2014 в 21:03 0
Бинарные уроки всегда вызывали большой интерес у учеников, поэтому я думаю что Ваш урок будет иметь успех у детей. Возьму на заметку.
Сатеник Вагеевна Аветисян # 27 июля 2015 в 15:34 0
Добрый день, Ольга Александровна! Какую замечательную тему Вы выбрали! С удовольствием я бы тоже провела такой интегрированный урок. А кто автор химической части Вашей разработки? В 11 классе детки же взрослые, они наверно знают, министерство ГИБДД не бывает, можно и службой их назвать. Но это все мелочи. По части ОБЖ все прекрасно, только химии в разработке чуточку маловато.
Когда я такой урок провела, помню, в слайде ученица в своей презентации показывала пьяного мужчину в смокинге. который на четвереньках попытался переходить улицу! Было страшно за него, дети видели, что это очень плохо.
С Вашего разрешения,я бы добавила какой-нибудь опыт со спиртами (например, взаимодействие с белками), написала бы (это и есть химическая часть, может быть) химическую реакцию в подтверждение того, почему при отравлении метиловым спиртом антидотом служит этиловый или же тест на определение уровня алкоголя в крови, какое вещество при этом определяется.С уважением к Вашей работе и с благодарностью!
Тимур Мовсумович Наурусов # 29 мая 2016 в 10:58 0
Бинарный урок. Часто об этом слышал, но опыта работы в этом направлении не имел, обязательно попробую. Спасибо.
Людмила Викторовна Сердюкова # 4 марта 2017 в 23:45 0
Людмила Викторовна Сердюкова
Интегрированный урок по ОБЖ и химии в 11 классе на тему «Влияние алкоголя на организм человека» интересен. Построен на основе деятельностного подхода, с использованием активных методов обучения.
Ильдар Фагимович Гареев # 12 апреля 2017 в 16:23 0
Веду уроки химии, биологии и ОБЖ. Тема о здоровом образе жизни знакома всем, т.к. на классных часах учителя пропагандируют ЗОЖ. Идея понятна, но как получены данные "министерств": учащиеся сами искали сведения или учитель распечатал текст. Пожалуй, надо проводить тогда в два этапа: дать конкретные домашние задания по поиске информации в Интернете, а затем выслушать сообщения.