Конспект урока химии: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Автор: Горохова Наталья Анатольевна, учитель химии МБОУ СОШ № 167 г. о. Самара
Анонс: Методическая разработка урока по химии 9 класс
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения и систематизации знаний учащихся о неметаллах на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств неметаллов.
Конспект урока химии по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»
Цели урока:
образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении атомов неметаллов, свойствах неметаллов и их соединений, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни человека.
развивающая: развивать логическое мышление, способность обобщать, речь, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес;
воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, ответственность за результаты своей работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица для заполнения, карточки для учащихся четырех групп, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.
Ход урока
I. Организационная часть урока.
Учитель подчеркивает значение неметаллов для современных отраслей промышленности, повседневной жизни людей и вместе с учащимися определяет тему и цели урока.
II. Повторение и обобщение пройденного материала.
Учащиеся класса разбиваются на 4 группы для работы над учебным материалом.
Учитель предлагает вспомнить строение неметаллов и выводит на экран задание:
Задание 1
Провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода, азота, серы и хлора. Каждая группа получает таблицу и заполняет один столбец (по жребию) и совместно проверяем.
Вывод: для атомов неметаллов характерны четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне, тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.
Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:
- молекулярные ( O2, O3, N2, Cl2),
- атомные (алмаз, графит).
Для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.
Задание 2
Учитель зачитывает определения, относящиеся к загаданному химическому элементу неметаллу. Если ответ готов после первого определения, то команда получает 5 баллов, после второго – 4, после третьего – 3,после четвертого – 2, после пятого – 1, не угадано вещество – 0.
Задание для группы №1
- Его простое вещество называют всесъедающим.
- Он обладает высокой химической активностью.
- Его соединения входят в состав зубных паст.
- Он входит в состав фреона.
-Его находят в тефлоновых покрытиях.
О т в е т. Фтор
Задание для группы №2
- Это распространенный неметалл.
- Его атомы входят в состав белков.
- Простое вещество горит синеватым пламенем.
- Используют в производстве резины.
-Используют в производстве спичек.
О т в е т. Сера
Задание для группы №3
- Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
- Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
- Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
- Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
- Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
О т в е т. Хлор
Задание для группы № 4
- Этот неметалл образует аллотропные модификации.
- Академик А.Е. Ферсман навал его «элементом жизни и мысли»
- Входит в состав костей.
- Открыт в 1669 году немецким алхимиком Брандом.
- Одна из аллотропных модификаций светится в темноте.
О т в е т. Фосфор
Задание 3
Химические свойства неметаллов и их соединений повторяем, играя в «крестики-нолики». Уравнения реакций представители команд записывают на доске. Правильное выполнение задания оценивается в 5 баллов.
Задание для группы №1
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с оксидом серы (IV). Составьте уравнения реакций взаимодействия оксида серы (IV) с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание для группы №2
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с соляной кислотой. Составьте уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание для группы №3
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с аммиаком. Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание для группы №4
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с карбонатом калия. Составьте уравнения реакций взаимодействия карбоната калия с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание 4
Учитель загадывает загадки, а команды отвечают. Право отвечать первым дается тому, кто быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Джозеф Пристли как-то раз,
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья,
Ярче в нем горит свеча,
Угадайте Вы меня! (Кислород)
2) Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
3) Тяжелый, жидкий и пахучий,
Подвижный, сильно ядовит.
Удушлив и весьма летучий
Сквозь поры пробки он летит.
Лечебным действием заметен
И всем известен потому. (Бром.)
4) Я - газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Рождаю воду, когда сгораю,
Аэростаты наполняю,
А с кислородом образую
Я смесь горящую, взрывную. (Водород)
5) Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе ... (Озон.)
6) Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня, и под водой
Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
7) Предупреждаю вас заранее:
Я не пригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (Азот)
Задание 5
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.
Посмотрим на результаты. Представитель команды записывает на доске уравнения и все проверяют (за каждое уравнение – 1 балл).
Знаете ли вы, что:
1) …алхимикам удалось получить серную кислоту еще в Х в. при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда и произошло историческое название купоросное масло.
2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе фтора светло-фиолетовым пламенем;
3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»;
Задание 6
«Реши задачу»
Учитель выдаёт командам карточки с условием задачи. Группа решает задачу. Решения записывают в свою рабочую тетрадь. Через 5 минут работы учитель собирает решения.
Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии алюминия с 49г 20% раствора серной кислоты?
III. Подведение итогов.
Учитель оценивает работу групп и выставляет оценки.
IV. Домашнее задание:
1) повторить п. 27-31
2) подготовиться к контрольной работе.
Литература
1. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. М. Дрофа, 2008
2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль: Академия развития, 2000.
3. Зайковский И.И. Занимательная химия. М.: Учпедгиз, 1961
Рекомендуем посмотреть:
Дидактический материал по химии для 9 класса по теме «Растворы. Теория электролитической диссоциации»
Игра - соревнование по химии в 9 классе
Практические работы по химии 9 класс
Викторина по химии с ответами для 9 класса
Конспект урока химии для 9 класса