Конкурсы

Викторина по химии с ответами для 9 класса

Внеклассное мероприятие по химии в 9 классе

Викторина по химии для учащихся 9 классов «Путешествие в мир неорганических веществ»

Автор: Корнева Лилия Федоровна, учитель химии, МАОУ «Гимназия-интернат №4» Кировского района г. Казани

Сценарий данной викторины предназначен для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 9 классов, будет полезен для учителей химии.

Это мероприятие помогает в реализации компетентностного подхода к обучению химии через развитие познавательной активности, повышение интереса к изучаемому предмету, проявление оригинальности и изобретательности, работу в сотрудничестве.

Ведущий:  Добрый день, дорогие учителя, учащиеся и наши гостья. Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Путешествие в мир неорганических веществ». А сейчас поприветствуем наших участников – 2 команды учащихся 9 классов.

Участники занимают свои места.

Представляются члены жюри.

Слово предоставляется командам, команды знакомят с собой (название команды, девиз).

Первый конкурс «Угадай элемент»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2.  В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)

4. С греческого  этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)

5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины.  О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)

7.  Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

8.  Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)

(Задания для этого конкурса составлены используя статьи И.А.Леенсона «Откуда имя твое»)

Жюри подводит итоги первого конкурса и озвучивает баллы.

Второй конкурс «Сделай Сам»

Каждой команде выдано определенное количество реактивов и оборудования, они должны получить как можно больше новых веществ, используя имеющиеся возможности, доказать прохождение химических реакций. Записывают уравнения реакций и описывают свои наблюдения. Далее показывают свои результаты, жюри оценивает правильность проведенных реакций. Реактивы: магний стружки, алюминий порошок, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, раствор фенолфталеина, раствор нитрата свинца (II), спиртовка, спички.

Пока участники команд выполняют задание, ведущие проводят конкурс со зрителями. За каждый правильный ответ зрители получают звездочку. В конце подводятся итоги, кто из зрителей больше набрал звездочек получают подарки.

Вопросы для игры со зрителями

1.     Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

2.     Чем пахнет после грозы? (Озон)

3.     Незаменимый компонентом гемоглобина – пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит ..... (Железо)

4.     Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

5.     Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

6.     Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

7.     Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)

8.     Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

9.     Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

10.   Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

11.   Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

12.   Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)

13.  Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)

14.  Каустическая сода – это... (гидроксид натрия)

15.  Речной песок, кремнезем, кварц – это ... (Оксид кремния (IV))

16.  Самый электроотрицательный элемент (Фтор)

17.  Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)

18.  Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты)

19.  Какая вода становится мутной при дыхании (Известковая)

20.  Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний) 

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока химии 9 класс

Дидактический материал по химии для 9 класса по теме «Растворы. Теория электролитической диссоциации»

Практические работы по химии 9 класс

Игра - соревнование по химии в 9 классе

Конспект урока химии для 9 класса

Наталья Алексеева # 31 июля 2014 в 02:16 +1
Викторины - это любимое занятие школьников. Если они сделаны не для проформы, а как эта викторина. Игра командная и со зрителем, много энциклопедических вопросов. Игра познавательная и обучающая. А если в подготовке вопросов участвовали сами ученики, то просто замечательно! Я в своей практике на таких викторинах включала пару занимательных опытов, которые подготавливали сами дети. Равнодушных "двоешников" не оставалось. Спасибо за интересную викторину.
Наталья Васильевна Алексеева # 1 августа 2014 в 02:16 0
Викторины - это любимое занятие школьников. Если они сделаны не для проформы, а как эта викторина. Игра командная и со зрителем, много энциклопедических вопросов. Игра познавательная и обучающая. А если в подготовке вопросов участвовали сами ученики, то просто замечательно! Я в своей практике на таких викторинах включала пару занимательных опытов, которые подготавливали сами дети. Равнодушных "двоешников" не оставалось. Спасибо за интересную викторину.
Татьяна Анатольевна Климова # 21 августа 2014 в 14:28 0
Лилия Федоровна, спасибо за разработку! Задания интересны и разнообразны. Не совсем понятно: должны ли участники в конкурсе "Химическая рулетка" приводить уравнения реакций?
Татьяна Васильевна Кащенко # 19 декабря 2014 в 20:17 0
Лилия Федоровна благодарю за разработку с удовольствием применю на предметной недели по химии в своей школе.Игра познавательная, развивает интерес и эрудицию детей. Было бы еще здорово включить музыкальные паузы или вопросы шутки, чтобы снять напряжение между конкурсами. Викторина чудесная. большое спасибо за разработку.
Анна Викторовна Купцова # 6 января 2015 в 06:21 0
Добрый день, Лилия Фёдоровна! Соглашусь с мнением коллег: викторина замечательная.Она состоит из оптимального для данного возраста количества конкурсов, каждый из которых отличается по характеру выполняемых учащимися действий. Подобраны разнообразные вопросы. Спасибо за интересную методическую разработку.
Отмечу некоторые моменты, которые хотелось бы уточнить.
1. Подробно описано подведение итогов и выставление баллов только за первый конкурс, а про остальные конкурсы эта информация не указана.
2. В 3-м конкурсе командам раздают одинаковый набор карточек? Или по 4 шт. из предложенного списка? Мне кажется в таблице рисовать области применения вещества не очень удобно. Более нагляден был бы кластер, ведь у каждого вещества несколько областей применения.
3. В 4-м конкурсе не совсем понятно, почему для одних вещества приведены названия, а для других – формулы.
Валентина Николаевна Лизина # 9 января 2015 в 21:04 0
Спасибо, наши ученики (вечерняя школа), очень любят викторины, а Ваша еще и познавательная. спасибо, хороший материал..
Игорь Васильевич Негодаев # 31 января 2015 в 03:38 0
Интересная викторина, познавательные вопросы. Одно "но" - в конкурсе "Сделай сам" ученикам даются щелочь, соляная кислота, стружка магния, спиртовка... Пока ведущий занимается игрой со зрителями, ученики, как я понял, остаются в принципе без присмотра (жюри-то "нехимическое"). В таких условиях, мне кажется, нужно все-таки, чтобы кто-то следил за техникой безопасности.
Любовь Евгеньевна Чудинова # 31 марта 2015 в 13:03 +1
Лилия Фёдоровна здравствуйте.Я согласна с замечаниями коллег и тем не менее мне понравилась ваша викторина.Задания разнообразные,интересные,расширяют кругозор по дисциплине.Любая информация хорошо усваивается в игре, можно по активности, ненавязчиво выделить и классифицировать уровень усвоения материала. Спасибо получила удовольствие от знакомства с вашей работой.Успехов вам на этом пути.
Лала Володяевна Гарибян # 3 июля 2015 в 15:34 0
Спасибо, мои ученики очень любят викторины, а Ваша еще и познавательная. спасибо, хороший материал.
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 07:28 0
Викторина - очень познавательная и интересная форма работы.
Валентина Викторовна Лебедева # 12 декабря 2015 в 08:51 0
Взяла себе ваши вопросы для игры с карточками. На карточке пишется вопрос, к доске выходит ученик и открывая карточку читает вопрос. Если он на него ответил, то переходит к следующему вопросу. Если не ответил, то вопрос задается классу. Тот, кто ответит правильно, продолжает игру с карточками. У кого больше всех будет правильных ответов, тот и победитель.
Ирина Николаевна Райляну # 10 января 2016 в 14:40 0
Лилия Федоровна, огромное спасибо за разработку внеклассного мероприятия, с удовольствием применю на предметной неделе по химии в своей школе.Игра познавательная, развивает интерес и эрудицию детей. Было бы еще здорово включить музыкальные паузы или вопросы шутки, чтобы снять напряжение между конкурсами.
Наталия Олеговна Шевченок # 24 октября 2016 в 10:37 0
Добрый день! Разработка мероприятия очень интересная. Как Вы предполагаете еще использовать - как элемент урока, или как отдельное внеклассное мероприятие? У меня не хватает времени проводить просто внеклассные мероприятия, вот и хочется узнать, как это делают другие
Анна Олеговна Поляничева # 22 декабря 2016 в 21:51 0
Спасибо за интересную разработку! Данное внеклассное мероприятие целесообразно провести на предметной неделе по химии и способствует развитию познавательной активности обучающихся, практических навыков и умений работы с химическим оборудованием, вызывает интерес к предмету химии у школьников, которым только предстоит изучать предмет в 8 классе.
Ильдар Фагимович Гареев # 12 апреля 2017 в 17:51 0
Викторины - это всегда интересно. Изюминка таких разработок в том, что все присутствующие оказываются "втянутыми" в игры, ведь не только участники команд отвечают на вопросы, но и зрители. Посещая открытые уроки, замечаешь такой недостаток, когда часть учащихся попадает в состав команд, а другая пассивно наблюдает за происходящим. Это, я считаю, методически неправильно, поэтому сам стараюсь распределить всех по командам или некоторых взять в качестве помощников. Спасибо за разработку! Успехов в работе!
Наталья Давыдова # 14 сентября 2017 в 22:02 0
Добрый вечер! Ваша разработка очень интересна тем, что викторина содержит практический этап. Спасибо за материал!
Елена Витальевна Тюрина # 26 ноября 2017 в 14:00 0
Лилия Федоровна,с удовольствием прочла и поучаствовала в вашей химической викторине-разнообразные и интересные вопросы,оригинальное построение. После таких внеклассных мероприятий хочется-учиться,учиться и еще раз учиться,спасибо вам!