Конкурсы

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Автор: Никитина Анжела Петровна, учитель химии, ГБОУ СОШ № 542 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Анонс: Материал предназначен для проведения урока в 10 классе при изучении свойств спиртов на примере метанола и этанола и их физиологического действия на организм человека. Урок проводится по технологии обучение в содружестве.

Цель урока:  в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа была заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого при совместном решении поставленной перед ними задачи.

Задачи: Повторить материал прошлого урока. Овладеть умениями самостоятельно изучать материал, получать знания, представить и объяснить полученную информацию в группе. Составлять уравнения реакций подтверждающих свойства спиртов. Характеризовать свойства и физиологическое действие метанола и этанола. Осознание необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

· ПК

· Мультимедийный проектор

· Листы формата А3, цветные карандаши, фломастеры, цветной мел.

Используемая технология — обучение в содружестве.

Структура урока:

1. Введение

2. Водородная связь

3. Физические свойства

4. Химические свойства

5.Физиологическое действие метанола и этанола.

Использование собственной презентации к теме «Спирты»

Используемая литература при подготовке к уроку и создании презентации:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2009

2. Гара Н.Н.  Химия. Уроки в 10 классе. М.: Просвещение, 2009.

3. Воловик В.Г.,Крутецкая Е.Д. Органическая химия. Упражнения и задачи. Спб, Кардакова, 2004

4. Карцова А.А., Левкин А.Н Химия 10 М.: «Вентана-Граф», 2012.

5. Левкин А.Н.,Карцова А.А Школьная химия. Самое необходимое. Спб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2004.

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Ход урока:

1.Организационный момент: класс разбивается на группы 4-5 человек.

Каждая группа получает карточку с понятием

1. классификация спиртов

2. номенклатура (дать название по формуле)

3. номенклатура (составить формулу по названию)

4. изомерия.

5. Строение.

изученном на прошлом уроке и готовит к нему презентацию на доске или листе формата А3. После повторения темы прошлого урока переходим к изучению нового материала.

2. Изучение нового материала. (сопровождается презентацией )  Из строения молекул вытекают физические свойства спиртов с которыми мы с вами сейчас познакомимся по слайдам данной презентации.

В молекулах спирта углеводородный радикал и атом Н находятся с атомом О не на одной прямой, а под углом108,50 .

 У атома О есть свободная электронная пара и поэтому атом О может взаимодействовать с атомом Н другой молекулы, имеющим частичный «+»заряд в результате смещения электронов к атому О. Так между атомами возникает водородная связь, которая обозначается в формулах точками. За счет водородных связей молекулы спирта оказываются ассоциированными, как бы прилипшими друг к другу. Межмолекулярная водородная связь — невалентное взаимодействие между поляризованным атомом водорода одной молекулы и атомом ЭОЭ другой.

Водородная связь приблизительно в 10 раз слабее ковалентной.

Рисунок 1

 

 

 

Изучив физические свойства углеводородов, можно сделать заключение, что соединения с близкими молярными массами должны обладать и близкими температурами кипения.

Однако это соответствие далеко не всегда выполняется.

Например, t0  кип. Пропана (М(С3Н8)=44г/моль равна -420  ,а этанола (М(С2Н5ОН)=46г/моль) +780 С.

Такое различие в значениях температуры кипения углеводорода и спирта, имеющих близкие молярные массы, объясняется тем, что молекулы способны соединяться друг с другом с участием межмолекулярных водородных связей, что приводит к более высоким температурам кипения и хорошей растворимости.

Рисунок 2

Все спирты легче воды. Низшие спирты (до С11) —бесцветные жидкости со специфическим запахом,

Высшие ( с С12)— твердые вещества. Наличие гидроксильных групп в молекулах спиртов способствует их растворимости в воде. С ростом молекулярной массы растворимость спиртов в воде падает.

Метанол и этанол смешиваются с водой в любых соотношениях .

 Просмотр видеоролика с единой коллекции ЦОР- физические свойства спиртов-растворимость.

 Высшие спирты практически нерастворимы в воде.

Спирты разветвленного строения имеют более низкие температуры кипения, чем изомерные им неразветвленные.

Бутанол-1                  tкип.=117,7 ° С

2-метилпропанол     tкип.=108,4 ° С

Рисунок 3

 

 

 

 

 

 

 

Основными представителями одноатомных спиртов являются метанол и этанол.

Метанол или метиловый спирт (древесный спирт) – жидкость (tкип=64,5; tпл=-98; ρ = 0,793г/см3), с запахом алкоголя,  хорошо растворяется в воде. Токсичен, ядовит – вызывает слепоту,

смерть наступает от паралича верхних дыхательных путей.

Этанол или этиловый спирт (винный спирт, алкоголь) – б/цв жидкость,

с запахом спирта, хорошо смешивается с водой в любых отношениях, поскольку группы -ОН этанола могут образовывать водородные связи с молекулами воды. Этанол содержится в винах, пиве и других спиртных напитках; так, в столовых винах примерно каждая двадцатая молекула является молекулой этанола.

Рисунок 4

Изучение химических свойств я предлагаю вам самостоятельно провести в группах.

Каждая группа должна подготовить презентацию своего ответа на примере метанола или этанола:

1.Кислотные свойства

2.Основные свойства спиртов.

3.Окисление спиртов

4.Дегидратация спиртов

5.Этерификация

 

Подведение итогов выступлений представителей от группы и просмотр видеоопытов из единой коллекции ЦОР химических свойств.

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

Метанол ранее называли «древесный спирт»-т.к.раньше его получали перегонкой твердых пород древесины. В следовых количествах метанол содержится в молодом вине, в букет которого он вносит свой вклад. Но никогда не надо забывать, что метанол является ядом. Его токсичность связана с тем, что в организме человека под действием ферментов метанол превращается в муравьиную кислоту и формальдегид. Эти соединения повреждают сетчатку глаза, вызывают дегенерацию зрительного нерва и могут привести к постоянной слепоте. Если человек выпьет 50 мл метанола и более, то обычно наступает смерть.

Рисунок 5

Этиловый спирт хорошее антисептическое средство. Что Вы о нем знаете ? ( подача материала в форме беседы )

Во первых, оказывает токсический эффект на ряд органов. Во вторых, страдает сердечно-сосудистая система, мозг и нервная система, желудок и поджелудочная железа, печень. Алкогольный цирроз печени — одно из наиболее тяжёлых и безнадёжных в смысле лечения заболевание человека. Цирроз печени как последствие потребления алкоголя, по данным всемирной организации здравоохранения, опубликованным в 1982 году, стал одной из основных причин смертности населения. Алкоголь играет большую роль в увеличении частоты заболеваемости онкологическими заболеваниями, диабетом.

Все мы знаем, что при длительном приёме спиртных напитков развивается хронический алкоголизм. Характерная для всех пьющих особенность — они стремятся найти повод для выпивки, а если повода нет — пьют без оного.

Экспериментами и наблюдениями над пьющими людьми установлено, что ядовитость алкоголя тем сильнее, чем выше его концентрация. Этим объясняется более заметное влияние крепких алкогольных напитков на развитие алкоголизма. Однако инициируется приобщение к потреблению алкоголя чаще всего пивом и слабоалкогольными изделиями.

Как всякий яд, алкоголь, принятый в определённой дозе, приводит к смертельному исходу. Путём многочисленных экспериментов установлено наименьшее количество яда из расчёта на килограмм массы тела, необходимое для отравления и гибели животного. Это так называемый токсический эквивалент. Из наблюдений над отравлением людей этиловым алкоголем выведен токсический эквивалент и для человека. Он равен 7-8 г. То есть для человека весом 64 кг смертельная доза будет равна 500 г чистого алкоголя.

Если сделать подсчёт для водки (40°), то окажется, что смертельная доза равняется 1200 г.  Быстрота введения оказывает существенное влияние на ход отравления. Медленное введение несколько уменьшает опасность. При поступлении в организм смертельной дозы температура тела снижается на 3-4 градуса. Смерть наступает через 12-40 часов.

Рисунок 6

В заключение урока каждой группе предлагается составить тест по пройденному материалу из 5-7 вопросов.

Домашнее задание: §21 (без получения и применения), упр.9 и 11, задачи 2, 4*, с. 88. (учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2010 ).

Страницы: 1 2

Наталья Васильевна Алексеева # 6 сентября 2014 в 17:03 +1
Анжела Петровна! Мне очень понравился Ваш урок, используемая технология - обучение в содружестве, но я думаю, что здесь есть и урок мини-проект, критическое мышление, Вы ведь задаёте им проблему. Урок на высшем техническом уровне и ,в то же время, карандаши и фломастеры, творческая работа. Уверена, что ученики справились на отлично, что я Вам и ставлю! Спасибо, мой голос +1.
Елена Павловна Козел # 15 ноября 2014 в 22:51 +1
Анжела Петровна, спасибо Вам за разработку урока. Очень интересна.
Татьяна Васильевна Кащенко # 20 декабря 2014 в 18:52 +1
Анжела Петровна, спасибо Вам за разработку урока. Познакомилась с интересом с материалом. Урок получился насыщенным. Технология в сотрудничестве или кооперации стала все чаще использоваться на уроках, но мне например, очень тяжело бывает оценить работу каждого учащегося в группе, оценить вклад в выполнение общего задания. В вашей разработке у нашла ответы на свои затруднения на уроке. Большое спасибо!
Валентина Николаевна Лизина # 10 января 2015 в 07:48 0
Анжела Петровна, спасибо Вам за разработку урок, доступно все. просто. Жаль, что нет возможности презентации загружать . но это не от нас зависит. Спасибо, буду использовать в работе.
Игорь Васильевич Негодаев # 31 января 2015 в 17:44 0
Хорошая разработка, особенно понравилось, что сделан акцент на вред алкоголя. Считаю это очень важным в преподавании темы "Спирты".
Татьяна Викторовна Рыжкова # 3 ноября 2015 в 16:29 0
материал представлен интересно и неординарно, ставится проблема в начале занятия, указана роль вреда спирта на организм! спасибо очень понравилась воспользуюсь вашими разработками.
Раиля Бадртдиновна Батырова # 6 ноября 2015 в 08:07 0
Самостоятельная форма работы - одна из эффективныхформ работы учащихся.
Ирина Николаевна Райляну # 10 января 2016 в 18:56 0
Анжела Петровна, спасибо Вам за разработку урока. Урок получился насыщенным. Технология в сотрудничестве стала все чаще использоваться на уроках, но мне например, очень тяжело бывает оценить работу каждого учащегося в группе, оценить вклад в выполнение общего задания. В вашей разработке у нашла ответы на свои затруднения на уроке. А один из главных моментов, в разработке прослеживается направление на здоровый образ жизни. Большое спасибо!
Людмила Викторовна Сердюкова # 4 марта 2017 в 23:27 0
Людмила Викторовна Сердюкова
Урок интересный и насыщенный. На уроке использована технология в сотрудничестве или кооперации, сделан акцент на вред алкоголя,прослеживается направление на здоровый образ жизни.Спасибо Вам за разработку урока.
Наталья Давыдова # 14 сентября 2017 в 22:23 0
Спасибо за разработку. Используемая Вами технология в сотрудничестве очень актуальна, т.к. позволяет развивать коммуникативные УУД.
Анжела Никитина # 4 июня 2018 в 11:21 0

Большое спасибо всем за отзывы !!! 

Анжела Петровна Никитина # 4 июня 2018 в 14:35 0
Большое спасибо всем за отзывы !!! Презентация к данному уроку есть на моем сайте