Конкурсы

Проблемное обучение на уроках ОБЖ

Уроки ОБЖ. Проблемное обучение

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения по Г. Селевко) принимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Целевые ориентации:

• Приобретение (усвоение) знаний учащихся.

• Повышение прочности знаний.

• Усвоение способов самостоятельной деятельности.

• Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи):

• Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Особенности содержания.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала урока, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, другим методическим особенностям.

По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ различают два вида проблемного обучения:

• решение научных проблем - теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учащимися новых правил или действий; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;

• решение практических проблем, поиск практического решения, то есть способа применения полученного знания в новой ситуации; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических ситуативных проблем.

Особенности методики

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.

Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, важность необходимость.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объявлении, закреплении, контроле.

Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) показана на рисунке.

Первый этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса.

Второй этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса- начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречий, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т. д.

Третий этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные варианты, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

Четвертый этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка и анализ его, образование нового знания в сознании учащихся.

Пятый этап - реализация найденного решения через упражнения, практические задания.

Шестой этап - отслеживание (контроль) отдельных результатов обучения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

• учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

• сталкивает противоречия практической деятельности;

• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

• предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций (хулиган - жертва, пострадавший - спасатель и т. д.);

• побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты (побуждающие к диалогу);

• ставит конкретные вопросы (на обобщение, конкретизацию, логику рассуждений и поступков);

• формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, выводами).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

• построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, видеозаписи, мультимедиасредств);

• отбор самых актуальных, сущностных, часто встречающихся в жизни детей экстремальных ситуаций и проблем;

• наконец в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся на уроке.

УРОК. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер, а спиралеобразный вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока направлен на ее разрешение, то учитель и ученики периодически будут возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.

Уровни проблемного обучения:

• уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие объяснений педагога, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера;

• уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием вместе с учителем поиска способа решения поставленной задачи;

• уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных заданий, упражнений, работ с текстом ученика, конструирует ситуативные решения среднего уровня сложности, помощь педагога при этом минимальна;

• уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих воображения, логического анализа, открытия нового варианта или способа решения ситуации, самостоятельного доказательства.

Рекомендуем посмотреть:

Проектная технология на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Системный подход к обучению ОБЖ

Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!