Автор: Лунин Алексей Александрович, учитель ОБЖ и технологии МБОУ «Панфиловская СОШ»
Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе, направленный на расширение и углубление знаний о здоровом образе жизни, урок предусматривает применение различных форм работы и использование активных методов обучения.
Тема: Здоровый образ жизни и его составляющие
Цели:
Расширение и углубление знаний учащихся о ЗОЖ как необходимом факторе здоровья человека.
Формирование представлений о необходимости комплексного подхода в изучении школьных предметов, умений выявлять межпредметные связи. Продолжение формирования умений работы в группах и в парах.
Задачи:
Образовательная. Расширение, углубление и коррекция знаний учащихся по теме ЗОЖ и его знаний для здоровья и жизни человека. Практическое применение имеющихся знаний, умений и навыков работы.
Воспитательная. Формирование у учащихся: целенаправленного подхода в изучении предметов естественного цикла как взаимодополняющих друг друга; бережного отношения к собственному здоровью; коллективной, познавательной деятельности.
Развивающая. Развитие познавательного интереса к учебным предметам, расширения знаний о ЗОЖ и факторах влияющих на здоровье человека.
Методы и приемы: вербальные, эмпирические, анализа и синтеза, статистический, работа с таблицами и схемами, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Актуализация темы. Организационный момент.
· Здравствуйте! Когда мы произносим это слово, мы желаем друг другу здоровья. Почему же в приветствии людей заложено пожелание здоровья?
· Наверное потому, что здоровье для человека – самая главная ценность! Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!
· Что же такое Здоровье?
(ответы детей)
· В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – «это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
· Каждый человек хочет быть здоровым и счастливым, но не часто задумывается о том, как сделать, чтобы жить в ладу с собой, окружающим миром с людьми. Секрет этой гармонии прост – Здоровый образ жизни (тема урока на доске)
2. Подумайте и сформулируйте цели и задачи, которые мы будем решать на сегодняшнем уроке:
· Расширить знания о ЗОЖ, обобщить их
· Узнать какова роль ЗОЖ в жизни и деятельности людей
· Задуматься о необходимости быть здоровым человеком
· Научиться применять полученные знания для себя лично
3. По оценкам различных экспертов, факторов влияющих на здоровье человека несколько: это ЗОЖ, экология, генетический фактор, здравоохранение.
(выдаются карточки учащимся)
· Сколько процентов, по вашему мнению, можно присвоить каждому из этих факторов? Напишите на карточках (спросить из каждой группы о результатах, может кто то не согласен, давайте послушаем ваше мнение.) А теперь данные Всемирной Организации Здравоохранения.
(схема с данными ВОЗ на доске)
Как по данным ВОЗ, так и по вашим ответам видно, что ЗОЖ оказывает большое внимание на здоровье человека.
· Что же такое здоровый образ жизни?
(ответы детей)
ЗОЖ – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и долголетия.
· Как вы считаете, каковы составляющие ЗОЖ?
(режим дня, личная гигиена, здоровое питание, физическая активность, закаливание, отсутствие вредных привычек)
Особое внимание человек уделяет питанию.
4. Что вы знаете о здоровом питании?
(ответы ребят)
Я хотела бы вам напомнить о «золотом правиле питания», которого стараются придерживаться все люди следящие за своим здоровьем.
Практическая работа
«Составление пищевого рациона для подростков 14-15 лет».
Используя таблицы и «золотое правило питания» составьте пищевой рацион для подростка 14-15 лет.
1 группа – завтрак
2 группа – обед
3 группа – ужин
Работу оформите в виде таблицы.
Название блюда
|
Используемые
продукты
|
Проценты
|
белки
|
жиры
|
углеводы
|
|
|
|
|
|
Выводы: Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов, их особенности в рационе, и использовать продукты различного происхождения.
5. Как мы уже говорили составляющими ЗОЖ являются закаливание и физическая активность:
· С помощью теста выясним значение физической активности в Здоровом Образе Жизни.
· Теперь поменяйтесь листками с соседом и проверьте (озвучьте ответы). Выставьте оценку товарищу (листочки собрать).
Следующие составляющие Здорового Образа Жизни вредные привычки: курение, употребление алкоголя,
Наркотическая зависимость. Особенно опасно, что им более подвержено молодое поколение.
· Продолжаем работу в группах
(выдать текст)
Используя текст составьте схему влияния вредных привычек на организм человека и поясните её. (выводы)
6. Наш урок подходит к завершению. Как вы считаете, выполнены ли поставленные в начале урока цели и задачи?
Какие выводы вы для себя сделали?
· На здоровье человека влияют разные факторы
· Здоровье человека во многом зависит от человека, от его образа жизни
· ЗОЖ влияет на продолжительность жизни человека и на здоровье будущего поколения
Закончить урок хочу стихотворением Д. Тухманова
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так – здоровье сохранить!
7. Оценки за урок
Домашние задание – задачи
ТЕСТ
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы:
1. Зарядка – источник бодрости и здоровья да
2. Правда ли, что ребенку достаточно спать 8 часов ночью нет
3. Закаливание нужно начинать постепенно да
4. Правда ли, что недостаток солнца вызывает дипрессию да
5. Спать следует в легкой гибкой постели нет
6. Нужно заниматься спортивными играми да
7. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой да
8. Гиподинамия полезна людям нет
9. Закаливание помогает противодействовать развитию болезней да
10. После работы на компьютере нужно еще посмотреть телевизор нет.
Рекомендуем посмотреть:
Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Проектная технология на уроках ОБЖ
Проблемное обучение на уроках ОБЖ
Системный подход к обучению ОБЖ