Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ

Активные формы познавательной деятельности, используемые на уроках ОБЖ

Высокое качество учебно-воспитательного процесса невозможно без ориентации на личность каждого отдельного ученика с учетом его индивидуальных склонностей и возможностей, его интересов. Следовательно, одной из целей современного обучения, в частности по предмету ОБЖ, должно стать создание благоприятных условий для развития личности как индивидуальности.

Таким образом, перед школой стоит задача: перейти в новое, более качественное состояние, учитывающее тенденции развития современного общества, с творческим разумом, и, как результат, сделать свою жизнь содержательной и безопасной.

По мнению В. И. Загвязинского, «личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира, основного и главного критерия успешности обучения не только знания, умения и навыки, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств: общественной активности, творческих способностей и умений, воли и чувства ответственности за свои поступки».

Подготовка подрастающего поколения в условиях современного, быстро меняющегося окружающего мира должна происходить на базе современной педагогики. Но такой подход к образованию возможен только на основе технологической подготовки, которая должна пронизывать весь учебный процесс.

Современная педагогика предполагает в обучающем процессе соавторство учителя и ученика, чтобы ученик принял цели обучения, научился планировать свою работу, оценивать, корректировать, самостоятельно овладевать знаниями.

Педагог - основной источник разнообразных воздействий и влияний на школьников, важнейший гарант их интеллектуального и личностного роста и развития.

В арсенале педагога целый арсенал активных форм познавательной деятельности, используемый на занятиях при изучении предмета ОБЖ. Это:

• семинар;

• диспут;

• обсуждение сообщений, докладов, рефератов;

• конференция;

• защита проектов и рефератов;

• викторина с вариантами ответов;

• аукцион знаний и умений;

• мозговая атака;

• смотр знаний и умений;

• философский стол.

Методика ролевого поведения в дискуссии хорошо прослеживается при проведении занятия в форме «философского стола».

Быть философом - значит отдать себе отчет в собственной жизни. Так говорят некоторые философы, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников - это коллективная, интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений в жизни.

Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующие обстоятельства. Планирование данного группового занятия и заключается в развитии у школьников умений обнаруживать объективные закономерности в частном и случайном.

Философские размышления - необходимый элемент в становлении личности школьника как субъекта собственной судьбы и жизни. Во время «философского стола» более чем когда- либо школьник реализует в полной степени основную функцию человека - мыслить.

К общим вопросам обсуждения относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Безопасность и опасность», «Свобода и долг», «Цена и ценность» и т. д. Но предметом разговора может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе, классе. Например, «Конфликт в классе», «Нужна ли самодисциплина человеку», «Безобидна ли шалость с огнем». Обсуждаться философски «за столом» могут и отдельное понятие (например «доброта») или один вопрос (например «духовность - это сопричастность жизни»). Разумеется, составляется некоторая программа разговора в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связанны и тем самым определяют движение коллективной мысли в ведомом разговоре. Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола».

Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса, рекомендует посмотреть книги, словари, справочники, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы. В течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, учителями, продумать свои жизненные события и ситуации и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах.

«Философский стол» сопровождается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора «по кругу», где все они равные участники беседы. Только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана.

Участие педагога обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления. Полезно пригласить на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой занятий и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии.

Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна - выдвигает суждения, ей оппонирует другая. При этом нужны фигура судьи (рефери, арбитр или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговоров.

Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение вопроса к вопросу станет постижением истины, движением к сущности явления, ситуации от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обрести способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций, примеров анализируемого явления.

Рекомендуем посмотреть:

Проблемное обучение на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Проектная технология на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Системный подход к обучению ОБЖ

Нет комментариев. Ваш будет первым!