Нетрадиционные формы уроков ОБЖ

Нетрадиционные формы уроков по теме курса ОБЖ: Воинские уставы

Урок в форме журнала.

Такой урок проводится на этапе обобщения знаний и отработки умений и навыков школьников. Он призван воспитывать чувство патриотизма, расширяет познания учащихся по теме «Воинские уставы». Устный журнал как форма организации учебного процесса призван дать школьникам глубокую и всестороннюю информацию по данной теме. Страницы журнала конкретизируют поставленную тему и могут включать элементы дискуссии, рассказа, сообщения, выступления. Каждая страничка соответственно оформляется. Такая игра может быть ролевой: на страничках журнала возможны выступления ветеранов войны, работников комиссариатов.

К методам активного обучения по теме «Воинские уставы» можно отнести «рабочую тетрадь». Сегодня по многим предметам учебного плана учителя разрабатывают рабочие тетради - либо по всему предмету, либо по разделам. Каково их преимущество? Огромно.

Прежде всего, это средство активизации самостоятельной работы учащихся. В «тетради» дается дополнительная, краткая информация по теме, которой нет в учебнике, задания для самостоятельной работы. Такие «тетради» можно использовать и при закреплении сложных тем.

Не менее интересна и такая форма урока, как «Воинский поезд».

Пассажирами такого «поезда» являются все участники класса. Работа групповая, поэтому в классе поезде есть «купе». На доске нарисован маршрут «поезда» (воинские коллективы согласно уставам), обозначены станции: «Долг», «Честь», «Воинское товарищество», «Дисциплина», «Служебный этикет». На каждой станции ребят ожидает интересное задание (решить ситуацию, рассказать, обозначить и т. д.). Итоги подводятся на уроке, определяется уровень усвоения темы, новые знания, полученные на уроке; определяются «отличники боевой подготовки».

Такая форма организации урока позволяет выделить в теме существенное и главное - учит анализировать и обобщать, делать четкие формулировки выводов, создает эмоциональный настрой.

Урок - пресс-конференция.

Тема урока: «Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих».

Работа групповая. Организуется как ролевая игра: «командир», «солдат». Пресс-центр представлен корреспондентами журнала «Военные знания». Представители журнала выпускают газету по теме конференции, готовят проблемные вопросы для дискуссии. Такой урок учит школьников деловому общению, организованности, позволяет выражать и отстаивать свое мнение, активизирует учебный процесс.

Урок - групповой опрос.

Это одна из форм группового занятия, используется при повторении или закреплении материала после завершения изучения темы. Во время группового опроса «консультант» (из числа «сильных» учащихся) в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Ответы комментируются, дополняются и совместно оцениваются всей группой. Перечень вопросов составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия, но имеет различие в соотношении вводной, основной и заключительной части, составляя пропорцию - 1 : 8 : 2. В основной части лежит групповой опрос. Обсуждение в группах идет вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Такая форма организации урока позволяет в течение короткого времени выявить знания всех без исключения учащихся, способствует воспитанию чувства взаимной требовательности и ответственности.

«Общественный смотр знаний».

В системе различных форм групповой, познавательной деятельности «общественный смотр знаний» занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.

В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Вся подготовка ведется в группах. Учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, ситуаций, которые школьники должны отобрать в группах во внеурочное время. Управляет учитель группами через консультантов.

Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается торжественный и приподнятый характер. Учащиеся приходят в парадной форме. Делается выставка детских работ (рефераты, доклады, плакаты, диаграммы, схемы, фотографии по теме).

Расстановка столов необычная: первый ряд столов свободный - для самостоятельно работающих школьников. Они сидят по группам со своими консультантами.

После торжественного открытия и вступительного слова учителя к своим обязанностям приступает ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (устный, письменный, карточки, ситуации-задания, вопросы на смекалку, упражнения).

Одни выполняют задания у доски, другие - сидя за отдельными столами, третьи отвечают с места. После каждого ответа, если он недостаточно полный, учащиеся с места могут дополнять и уточнять.

Все поправки и дополнения учитываются жюри, которое, если сочтет нужным, может задавать вопросы отвечающим. Может быть предусмотрена и фронтальная работа, которая не должна занимать много времени.

Учебная встреча.

Занятие по теме «Воинские уставы» желательно провести на базе воинской части с приглашением военнослужащих, которые будут принимать участие в обсуждении вопросов по теме. Встречу ведет учитель. Урок проходит в форме вопросов и ответов, в выполнении спецзаданий. Это своеобразный контроль знаний.

Диспут.

Это занятие является разновидностью учебной встречи. Особенность его состоит в столкновении мнений. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Главное - учащиеся должны прийти к выводам в результате обсуждения.

Диспут не требует ни выставления оценок, ни принятия решения. Поэтому его цель - научить логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать учащимся истинность той или иной позиции.

Хорошая идея - ввести «песочные часы», подкупающий прием, который воспитывает умение работать организованно и четко, находить самое главное и излагать свою мысль точно и кратко. Но мы считаем, что такой прием требует большой осторожности. Если ученик неуверенный, то его охватывает страх, поэтому лучше начинать урок с «сильных» учащихся.

Регламентированность по времени ответов, умение выслушать, справедливость замечаний - все это формирует взаимоотношение учителя и ученика и обеспечивает активность на уроке. «Урок - это отрезок жизни ребенка. И из этого следует исходить», - говорил Воскобоев В. К., учитель-новатор.

Преподаватель при составлении плана урока ставит перед собой вопросы: как донести трудную тему до воспитанников, какую методику использовать, чтобы урок был эмоциональным, интересным и компактным, чтобы не допускать усталости школьников.

Групповая форма учебной работы позволяет организовать самоуправление в познавательной деятельности: в группах вся работа осуществляется под руководством «преподавателя» из числа лучших учащихся.

Уместно и использование дифференцированного подхода- использование карточек-консультаций для самостоятельной работы. Деятельность в группах сочетается с работой у доски, фронтальными формами работ (например, карточкой-тестом, проверка которой осуществляется «учителем-экспертом» с помощью сигнальных карточек). В методическую ткань урока включается и самостоятельная работа, и работа с алгоритмичными предписаниями, и викторина.

Наиболее интересные варианты групповых форм работы.

После объяснения нового материала на уроке класс подразделяется на несколько групп. Каждой группе дается определенное задание по закреплению учебного материала, где необходимо разобраться во всех деталях.

Задание может выполняться по частям, каждый ученик занят выполнением своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание выполняется другим учеником. При этом любое задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

Успех группы зависит от работы каждого учащегося, между собой группы не соревнуются. При завершении задания учитель организует общее обсуждение задания, если задание было одинаковым для всех групп (например, проблемная или конкретная ситуация, задача, серия задач), если же задания были разные, рассматриваются задания каждой группы.

Каждый ученик в группе несет определенную персональную ответственность, поскольку успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого. Это стимулирует всех членов группы вовремя приходить друг другу на помощь в усвоении и понимании учебного материала.

Когда учебный материал освоен всеми учащимися, учитель проверяет индивидуально учащихся: это может быть тест, контрольная работа и т. д. Учащиеся получают одну оценку, поощрение, похвалу, сертификат и т. д.

Разновидностью контроля знаний могут быть организованные учителем соревнования «турнирные столы». Представители от каждой команды поочередно за турнирным столом отвечают на вопросы, при этом учитывается уровень обученности: слабые со слабыми, сильные с сильными, задания даются дифференцированными по сложности. Победитель каждого тура приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от планки стола. Это означает, что слабые ученики имеют одинаковые шансы на успех для своей команды.

Примерное содержание «мини-урока»:

• информационная часть урока;

• психологический элемент урока;

• практический тренинг - закрепительный прием урока.

Между этапами урока - «переменки» с творческими заданиями, «мозговой атакой». В педагогической науке такой урок называется уроком поэлементного усвоения знаний и описан еще в семидесятые годы известным ученым-дидактом В. П. Стрекозиным (Организация процесса обучения в школе. - М.: Просвещение, 1972. - С. 21-29). Автор книги предлагает подобную структуру урока при изучении нового материала. Итог «микроурока» (в книге это «этап урока»), помимо введения в тему урока и обобщения, включает еще и формы контроля, то есть контрольно-оценочную деятельность.

Этапы урока можно и не разбавлять «»переменками, так как «разрядка» наступает в ходе контрольно-оценочной деятельности, а все этапы урока, как составные части учебного процесса, должны составить целостную и стройную структуру.

На таких занятиях учащимся дается новый материал небольшими порциями по составным звеньям темы. Например, выбранную нами тему для анализа можно разбить на «этапы», звенья одной цепочки выглядят так: долг - честь - воинское товарищество - дисциплина - служебный этикет.

Важным становятся не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательного и творческого потенциала школьников.

В процессе подготовки занятий с учащимися традиционными элементами остаются:

• постановка темы и вопросов;

• определение цели урока;

• сбор учебного и дидактического материала;

• определение учебных мест и материального обеспечения;

• разработка плана конспекта проведения занятия.

Логическая цепочка подготовки выстраивается следующим образом: «что? - для кого? - когда? - как?». Особой подготовки от учителя потребует последнее звено педагогической цепочки - как? Иными словами, методика проведения урока.

Для примера рассмотрим фрагменты, слагаемые урока на тему: «Уставы и взаимоотношения военнослужащих».

1. Введение в урок. Его дидактическая задача. Формулирование цели урока (совместно с учащимися).

• «Интеллектуальная зарядка» в форме беседы с классом призвана выяснить, какой раздел учебной темы будет повторяться на уроке. Для этого предлагается алгоритм, «паспорт» общей темы:

• Перед учащимися ставится вопрос, что позволит указать на изучаемую тему:

1. Какие уставы Вооруженных Сил Российской Федерации вы знаете?

2. Что определяют уставы?

Учитель обращается к классу: «Итак, какова же тема урока и его задачи?»

В разборе темы используется доска. На одной половине доски выведено все, что надо узнать (определения, понятия), а на другой стороне - все, что надо уметь, чему научиться.

Должен ли ученик знать структуру урока? Считаем, что ответ на этот вопрос должен быть однозначным: в современной школе определился особый объем знаний, необходимых ученику по курсу ОБЖ и для самоорганизации в учебном процессе. К этим занятиям относятся и сведения о структуре (построении) урока, о видах и формах работы на уроке. Наглядно эти сведения могут быть представлены на «карточках» (величиной с тетрадный лист) в форме схемы, рисунков, условно обозначающих вид деятельности на уроке в данный момент.

Рассмотрим примеры.

1. Работа у доски (рисунок и раздел, вопросы по теме).

2. Работа с учебником, книгой, справочником. Ответы на вопросы (рисунок, схема, алгоритм).

3. Работа с карточками (вид самостоятельной, дифференцированной деятельности).

4. Работа с наглядными пособиями.

Это только некоторые приемы обозначения хода работы на уроке. Такая организация занятия требует от учителя большой подготовки, зато вносит в урок четкость, разнообразие и оживление. Требуется психологическая перестройка и самих школьников. Наибольшие трудности учитель испытывает от отсутствия у детей навыков устного ответа, слабого уровня развития монологической речи, умения работать со справочным материалом.

Работа по карточкам - это своеобразный план, создающий условия для движения школьника по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. Существуют и свои требования к содержанию карточек:

Задания должны быть направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, на развитие учебного умения, предполагать их посильное умственное напряжение.

1. Последовательность заданий должна соответствовать звеньям процесса обучения, то есть обеспечивать восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, связывать с ранее изученным, закрепление, повторение и применение. Типовыми вопросами заданий являются: почему? зачем? для чего? как? в чем суть? Это могут быть задания: сравнить, систематизировать, объяснить, обосновать свое отношение, привести аргументы и контраргументы.

Задания должны быть снабжены указанием источников, откуда необходимо извлечь материал для выполнения задания. Это может быть учебник, журнал, справочное пособие, энциклопедия.

2. В каждом задании следует четко сообщить, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы и т. д.).

3. Задания должны быть сформулированы кратко и четко.

Задания группируются тематически и объединены в карточку.

Количество карточек по теме определяется логикой изучения предмета, временем, выделенным на изучение темы. Карточки помещаются на доску. Ученик в любое время может познакомиться с материалом карточек.

4. Подготовку ученик осуществляет как на уроке (занятия проводятся в рамках классно-урочной системы), так и в свободное от уроков время. Это связано прежде всего с тем, что задания делятся на классные и домашние.

5. За каждую группу заданий, объединенных тематически в карточку, на специальном оценочном листе выставляется отметка:

Ф. И.                                      ТЕМА

                                          Номер карточки

Балл                                      4  5  4

Оценочный лист вывешивается на отдельный стенд в классе. Отметки переносятся в журнал в конце изучения темы. Ученик имеет возможность отслеживать результат своей работы, исправить полученные отметки. Все это повышает ответственность учащихся.

Во всех случаях ответ школьника не оценивается «неудовлетворительно», так как при такой организации учебных занятий ученик имеет право на ошибку и возможность ее исправить.

Таким образом, для достижения основной цели современной школы «развитие каждого ученика в соответствии с его интересами, склонностями, возможностями» необходимо предоставить каждому школьнику право выбрать такое задание, с которым он может справиться. Лишь такое обучение может быть развивающим.

Творчество преподавателя организатора ОБЖ в учебном процессе проявляется в разных аспектах. Один из них - организация процесса обучения, применение различных методов, средств обучения. Сюда относятся поиск способов активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулирования у них интереса к предмету, а также организация учебной деятельности школьников с различными познавательными интересами. Но педагогическое творчество проявляется не только в организации процесса обучения. Оно, прежде всего, необходимо при конструировании содержания образования, предъявляемого учащимся.

Программа задает содержание образования списком вопросов в определенной последовательности с указанием времени на их изучение. Преподаватель - в зависимости от контингента учащихся, от конкретных условий, регионального компонента, от конкретных условий обучения - сам решает вопрос о распределении времени, о том, какие вопросы и в какой последовательности лучше изучать, что повторять и сколько времени оставить для этого.

Творческий преподаватель в конечном счете является не только «выразителем» программы и учебников, но гораздо больше: он должен компенсировать их упущения и пробелы, трудности, связанные со сложностью тех или иных вопросов, обеспечения усвоение всего материала.

Рекомендуем посмотреть:

Проектная технология на уроках ОБЖ

Активные формы познавательной деятельности на уроках ОБЖ

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Системный подход к обучению ОБЖ

Конспект интегрированного урока биологии и ОБЖ в 8 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!