Методическая игра-практикум «Школа волшебных наук»
Автор-составитель: Калошина Евгения Геннадиевна, заместитель директора ГУ «Гимназия №5».
Материал предназначен для молодых учителей, руководителей ШМО, педагогов, испытывающих затруднения при создании модели своей работы.
Разработка практикума по созданию модели системы работы учителя
Пояснительная записка
Из многообразия методических проблем я выбрала одну из актуальных - проблему моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, так как практика свидетельствует, что использование моделирования профессиональной деятельности напрямую ведет педагога к постановке оптимальных целей и задач, к структурированию и систематизации собственной деятельности, активному и объективному анализу и рефлексии.
Моделирование – метод научного исследования, который широко применяется в педагогике. Ему отводится важное место наряду с такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. В педагогике моделируют и содержание образования, и учебную деятельность.
Существенными признаками моделирования педагогической деятельности являются: четкая и детальная постановка целей; отбор и систематизация содержания; мониторинг достижения запланированных результатов; наличие обратной связи; мобильность.
При подготовке данной разработки мною было проведено экспресс-анкетирование педагогов гимназии с целью определения актуальности выбранной темы непосредственно в наших условиях и определения уровня владения технологией моделирования.
Результаты анкетирования показали: 47% респондентов знакомы с технологией хорошо, но в то же время оставшиеся 35% знакомы с ней лишь поверхностно, а почти 18% не знакомы вовсе.
При этом только 27% отвечавших отметили, что получили эти знания в процессе образования (16% - обучаясь в институте/университете, а 11% - на курсах повышения квалификации). А 68% педагогов констатировали, что необходимые знания почерпнули только в процессе практической деятельности самостоятельно из методической литературы и материалов сети Интернет.
Только 24% респондентов отметили, что смогут сформулировать модель системы своей работы легко и без посторонней помощи, а почти половина отвечавших (47%) будут вынуждены обратиться к помощи коллег и администрации. Треть же опрошенных (33%) выбрали возможность «поискать что-нибудь подходящее в Интернете».
Прямым следствием такого достаточно невысоко уровня владения технологией моделирования являются затруднения педагогов при обобщении опыта работы, подготовке конкурсных материалов и выступлений для научно-практических конференций, а также методологические затруднения в системе повседневной педагогической деятельности.
В завершении опроса 88% респондентов выразили уверенность, что занятие по моделированию системы работы учителя было бы интересно им самим и их коллегам.
Результатом проведенной подготовительной работы и стала разработка
игры-практикума «Школа волшебных наук». Форма проведения мероприятия и его тема были мною выбраны намеренно, чтобы обострить восприятие проблемы, вызвать яркий эмоциональный отклик и активизировать наглядно-образное мышление участников.
Цель практикума: овладение технологией моделирования системы работы учителя
Задачи:
- содействовать профессиональному росту и непрерывному образованию педагогов;
- актуализировать знания об элементах модели системы работы и научить формулировать основные ее элементы;
- создать условия для обмена практическим опытом педагогов по моделированию систем работы.
Условия проведения:
Все педагоги, пожелавшие стать участниками практикума, являются активными участниками, которые делятся на три группы в зависимости от уровня владения технологией моделирования.
В ходе практикума используется работа в группах. Проведение сопровождается электронной презентацией[/i]
Ход семинара-практикума:
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодняшняя наша встреча посвящена изучению одной из самых распространенных и востребованных педагогических технологий – технологии моделирования. С созданием модели системы работы рано или поздно сталкивается каждый учитель, это необходимо каждому из нас на определенном этапе работы. А значит, нужно использовать возможность подготовиться к такой работе.
По результатам анкетирования, в котором почти все вы приняли участие, я смогла сделать вывод о том, что по уровню владения технологией моделирования системы работы, педагогов нашей гимназии можно разделить на три группы. Именно на этой идее и будет построена наша сегодняшняя работа: одна группа учителей, которые в силу своего возраста и небольшого стажа работы еще не встречались с данной технологией и не владеют ею; вторая группа – учителя, которые уже сталкивались с процессом моделирования, но испытывают затруднения и нуждаются в помощи; и третья группа – учителя, которые имеют опыт самостоятельного моделирования и могут им поделиться.
Итак, уважаемые коллеги, предлагаю рабочим группам занять свои места за столами. Первая группа занимает стол «Фантазеров», вторая – стол «Реалистов» и третья группа – стол «Экспертов».
(участники занимают места согласно результатам анкетирования)
Объясняю участникам условия игры.
Первая группа – «Фантазеры» - должна мысленно перенестись в королевство Умляндия, где открылась Школа волшебных наук. Для этой школы вам предстоит разработать систему подготовки юных волшебников, которые впоследствии станут мастерами-врачевателями. Жизнь в королевстве устроена так, что там не бывает неправильных идей или неверных ответов. Там можно придумать и реализовать всё, что родится в вашей голове, в Умляндии нет ничего невозможного. Таким образом, дорогие участники, все сегодняшние задания вы будете выполнять по правилам Умляндии – не бояться ошибиться и дать неправильный ответ, придумывать и предлагать новое, каким бы странным или невозможным оно ни казалось.
Вторая группа – «Реалисты» - будет работать в реальности нашей жизни. По ходу игры вы будете разрабатывать проект системы работы с одаренными учащимися. Вам также разрешается придумывать новое, предлагать нестандартные решения проблем, но необходимо будет учитывать ограничения реальной жизни.
Третья группа – «Эксперты» - будет выполнять задания на перекрестке двух миров. С высоты своего опыта вам нужно будет анализировать и резюмировать идеи двух первых групп. Однако, помните, что сегодня все идеи принимаются, и не могут быть отвергнуты, а только лишь подкорректированы, дополнены и расширены.
Моя же миссия как ведущего – направлять вашу совместную деятельность в единое русло согласно теме игры, для всех еще раз разъяснить и уточнить непонятные моменты и, главное, дать вам возможность поделиться знаниями и опытом по этой проблеме.
Чтобы подвести итог сделанному вступлению и, что называется, войти в игру, я предлагаю группам обратиться к глоссарию и рассмотреть понятие «модель». Через минуту сформулируйте, пожалуйста, Ваше понимание этого термина.
(группы отвечают)
Спасибо. А теперь давайте узнаем мнение Толкового словаря. Внимание на экран:
Модель - 1. Образец нового изделия, образцовый экземпляр чего-л. //Тип, марка, образец конструкции.
2. Уменьшенное или в натуральную величину воспроизведение какого-л. предмета.
3. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале.
4. То, что служит образцом для изображения, воспроизведения; натура. // перен. разг. То, что служит примером.
5. Схема какого-л. явления или физического объекта.
Нам с вами для дальнейшей работы, безусловно, пригодятся 4-е и 5-е толкования понятия. То есть в процессе моделирования нам следует помнить, что это СХЕМА системы работы, и что она является образцом, эталоном, то есть должна отображать не только имеющиеся элементы, но и недостающие, обозначая перспективы для дальнейшего развития. На этом нюансе я хотела бы заострить ваше внимание особенно.
1 этап: Приступая непосредственно к процессу моделирования, следует оценить имеющиеся активы и возможности. Пожалуйста, группы, через 2 минуты предоставьте экспресс-анализ состояния своего образовательного учреждения.
А экспертов я прошу прокомментировать выступление групп.
(обсуждение экспресс-анализа стартовой ситуации)
2 этап: Итак, оценив свои имеющиеся возможности, мы можем перейти к постановке целей. Через минуту дайте, пожалуйста, ваше определение этого понятия «цель».
(группы отвечают)
Теперь предлагаю вам сравнить ваши высказывания с мнением «Педагогического словаря». Обратите внимание на слайд:
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
Цель образования — образовательный идеал, задаваемый социальным.заказом и реализуемый через различные подходы.
Теперь, когда мы уточнили понятие, прошу вас сформулировать цель вашей модели, вложив в нее ожидаемый вами результат работы. Три минуты.
(группы отвечают)
Отлично, цель работы поставлена. Значит, вы смогли определиться со стратегией. Следующим этапом необходимо выделить те тактические задачи, которые вы считаете необходимым решить для достижения поставленной цели.
С точки зрения Педагогического словаря, -
Задача педагогическая — осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
В случае затруднений вы можете обратиться непосредственно к формулировке вашей цели – именно качественные характеристики ожидаемого результата и подскажут вам, над чем именно следует потрудиться. На выполнение этого задания у вас есть три минуты.
(группы отвечают)
Уже пройденные нами сегодня этапы весьма существенны и важны для дальнейшего процесса моделирования, поэтому давайте внимательно проанализируем те цели и задачи, которые сформулировали группы.
(группа «Экспертов» с участием ведущего анализируют и при необходимости корректируют цель и задачи, сформулированные рабочими группами)
3 этап: Что ж, процесс целеполагания можно признать завершенным, и мы можем обратить внимание на такой элемент модели системы работы, как формулирование миссии педагога в реализации данной модели.
Пожалуйста, объясните ваше понимание термина «миссия». Используем для этого метод мозгового штурма, то есть принимаем все мнения и предложения, без времени на обдумывание и анализ.
(группы отвечают)
Спасибо. А теперь давайте сверимся с толковым словарём. Разные источники дают варианты, дополняющие друг друга:
Миссия - 1. Ответственная роль, задание, поручение.
2. Дипломатическая делегация специального назначения.
3. Дипломатическое представительство, возглавляемое посланником или поверенным в делах. // Здание, занимаемое таким представительством.
Миссия - 2. только ед.ч Жизненная, историческая роль какого-н. деятеля или общественной группы (книжн.).
После того, как мы уточнили смысл понятия, думаю, вам не составит труда сформулировать свою миссию. Пожалуйста, даю на выполнение две минуты.
(группы отвечают)
Очень хорошо, спасибо. И я предлагаю вам поработать еще с одним понятием. Давайте поговорим о принципах. Внимание на слайд. Мнение Толкового словаря, из которых нам, безусловно, необходимо второе:
Принцип - 1. Основное исходное положение какой-л. научной системы, теории, политического устройства и т.п. // Основной закон какой-л. точной науки.
2. Внутренняя убежденность в чем-л., норма или правило поведения.
3. Основная особенность устройства какого-л. механизма, прибора.
И педагогического словаря:
Принципы педагогической деятельности — основные положения педагогической технологии, определяющие успешность осуществления педагогического взаимодействия.
Таким образом, обобщив два этих определения, мы принимаем понятие принципа как педагогическое правило, которое мы будем неукоснительно соблюдать в ходе работы по реализации данной модели. Из установленного педагогической теорией перечня технологичных, социокультурных принципов и принципов государственной политики в области образования вы всегда можете выбрать те, которые наилучшим образом подойдут именно к вашей работе и будут реализованы.
Что ж, уважаемые коллеги, мы с вами значительно продвинулись по пути моделирования наших систем, и значит, заслужили небольшой отдых. Я предлагаю прерваться на разминку.
Упражнения для разминки:
1. Физминутка на пяти языках
2. Психологическая игра «Размотало-замотало»
Отлично. Дорогие друзья, мы с вами немного отвлеклись и отдохнули и можем продолжать работу.
4 этап: Мы переходим к той части работы над моделью, которая всем кажется хорошо знакомой и понятной, но при проработке зачастую вызывает не меньше затруднений, чем первая, теоретическая часть. Это структурирование и моделирование содержания работы.
И на этом этапе мне снова хотелось бы заострить ваше внимание еще на одном нюансе. Обратите внимание на слайд.
Когда мы ведем речь о моделировании системы работы всего учебного заведения, например, о создании модели воспитательной системы школы, или когда мы моделируем систему работы учителя в целом, то в этом случае будет необходимо отразить всю практическую деятельность как в разрезе направлений работы, так и в разрезе временных этапов.
Но мы с вами сегодня уже работаем с моделями работы по одному, отдельно взятому направлению: работа с учащимися определенной категории, то есть охватываем одно направление педагогической деятельности. Это значит, что содержание своей работы вы должны будете представить в логической последовательности временных этапов.
Я предлагаю вам попробовать это сделать. Для начала за три минуты вам необходимо продумать сами этапы работы.
(группы представляют результаты обсуждения)
Очень хорошо. И во второй части этого этапа вам нужно будет придумать уже непосредственно сами мероприятия, которые вы считаете необходимым реализовать для достижения поставленной цели. На выполнение этого задания я даю вам больше всего времени – 5 минут.
(группы представляют результаты обсуждения)
Спасибо, вы хорошо поработали. И, казалось бы, на этом наша работа и закончена, но… на самом деле у нас впереди один из самых важных этапов – этап моделирования системы мониторинга и контроля.
5 этап: И, конечно, прежде чем работать с очередным понятием, давайте его конкретизируем. С терминами «мониторинг» и «контроль» мы сегодня сталкиваемся чуть ли не ежедневно. Они нам знакомы. А раз так, скажите – что в них общего и чем они различаются? Две минуты на обсуждение.
(группы отвечают)
Да, вы правы. Давайте приведем результаты вашего обсуждения к единому знаменателю, обратившись к педагогическому словарю:
Контроль (фр. controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их при¬чин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответ¬ствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
И после словарной работы мы можем переходить к следующему заданию. Продумайте, пожалуйста, те мероприятия, которые помогут вам оценить, насколько удачной была ваша работа по достижению поставленной цели.
(группы отвечают)
Хорошо, спасибо. Я прошу наших экспертов прокомментировать и, если необходимо, дополнить ответы фантазеров и реалистов.
И настало время для того, чтобы мы все вместе оценили, что получилось у групп в результате слаженной работы. Я прошу приготовиться спикеров от групп и презентовать нам вашу модель системы работы уже полностью, от начала до конца. У группы Экспертов самая непростая задача – резюмировать целостное выступление каждой группы.
(группы Фантазеров и Реалистов защищают свои модели работы, Эксперты подводят итоги работы каждой группы).
Итак, дорогие друзья, мы с вами исчерпали все задания на сегодня, а значит, можем переходить к заключительному этапу сегодняшней встречи – к подведению итогов.
6 этап: Прежде всего, как координатор сегодняшней работы, я должна сказать вам, что все запланированные на этот практикум задания мы выполнили. В ходе работы кто-то из вас впервые познакомился с технологией моделирования системы работы, а кто-то актуализировал имевшиеся знания. Во время работы в группах вы на практике пробовали формулировать элементы системы работы, а главное – взаимодействовали и обменивались знаниями и опытом. И я уверена, через одну минуту вы с легкостью ответите на вопрос - для чего, по-вашему, нужно создание модели системы работы? Какие плюсы мы можем найти в этом виде деятельности?
(группы «Фантазеры» и «Реалисты» отвечают на вопрос, «Эксперты» анализируют, дополняют).
Большое спасибо за ваше мнение. Все вы правы – технология моделирования имеет большое количество достоинств и преимуществ и ее использование, безусловно, очень полезно каждому педагогу. А сейчас я предлагаю вам методом «живого анкетирования» ответить на несколько вопросов в качестве рефлексии. Вы видите, в разных частях аудитории размещены листки с утверждениями. Ваша задача: после того, как я задам вопрос, подойти к тому утверждению, которое наилучшим образом отражает ваше мнение по этому вопросу. Итак,
1 Оправдались ли ваши ожидания от практикума?
Варианты ответов: «Было лучше, чем я ожидала», «Да, вполне оправдались», «Не совсем, осталось чувство неудовлетворенности», «Вообще не оправдались»
2 Поработав сегодня, стали ли вы лучше разбираться в технологии моделирования?
Варианты ответов: «Конечно. Мы понятны все элементы технологии», «Думаю, да. Я поняла весь материал сегодняшнего практикума», «Не уверена. У меня остались вопросы», «Все было непонятно, с технологией не разобралась вообще»
3Готовы ли вы применить на практике данную технологию и создать модель своей работы?
Варианты ответов: «Конечно. Я уже создавала модель системы работы и смогу ее усовершенствовать», «Думаю, да. Считаю, что у меня получится создать модель своей работы», «Не уверена. Я постараюсь моделировать, но буду обращаться за помощью», «Нет, я не смогу самостоятельно применить эту технологию»
Спасибо за ваши ответы.
Прежде, чем попрощаться, я хочу поблагодарить всех вас за активную работу на нашем практикуме. Я надеюсь, что время встречи пролетело незаметно быстро и с пользой. Раз вы смогли получить ответы на все свои вопросы и на деле постараться разработать проект модели системы работы, значит, наша работа будет иметь результат: в королевстве Умляндия будет достойно функционировать Школа волшебных наук, в реальной школе будет системно и целенаправленно вестись работа с одаренными детьми.
Сегодня вы овладели одной из непростых, но очень важных педагогических технологий – технологией моделирования, то есть получили в право пользования еще один дополнительный инструмент совершенствования своей деятельности, а это значит, что все вы сегодня стали немножечко волшебниками.
На память о нашей работе я хочу вручить вам памятки по всему пройденному сегодня материалу. Пусть они вам помогут, если какие-то детали забудутся. Еще раз благодарю вас за работу, надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
До свидания. До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся
Урок литературного чтения, 1 класс
Семинар-практикум для педагогов. Как решать конфликты
Психологический семинар - практикум с замещающими родителями
Похожие статьи:
Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения