Серия конспектов ООД по ФЭМП на тему «Круг, шар, сфера» в подготовительной к школе группе
Автор - Лисневская Виктория Францевна
В дошкольном возрасте дети часто путают математические понятия «круг», «шар», «сфера».
В данном сборнике представлены конспекты ООД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы по закреплению отличительных особенностей этих геометрических фигур при изучении темы «Плоские и объемные геометрические фигуры». Сборник будет интересен для педагогов, работающих по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой, Е.В.Соловьевой, Е.А.Екжановой. Буду рада, если мой опыт окажется полезным для воспитателей.
Цель: закрепление математических понятий "круг", "шар", "сфера" у детей подготовительной к школе группы
Задачи:
1. закрепить отличительные особенности круга, шара, сферы
2. развивать познавательно-исследовательскую деятельность у детей
Занятие №1. Тема «Круг и шар»
Цель: закрепление математических понятий «круг, шар».
Задачи:
1.Закрепить отличительные особенности круга, шара;
2.Развивать пространственные представления;
3.Развивать тактильные ощущения, познавательные процессы, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
• Магнитная доска;
• Презентация «Колобок»;
• Муляжи колобка и круглый воздушный шарик;
• «Волшебный мешочек»;
• Раздаточный материал;
• Карточки с фотографиями;
• Ноутбук, мультимедийная доска
Ход занятия
1. Мотивация к деятельности
- Сегодня к нам пришло электронное письмо, давайте его почитаем.
2. Чтение сказки «Колобок и блин»
На презентации изображена сюжетная картинка, воспитатель читает сказку.
- Испекла бабка блинов горку, да колобка румяного и на стол поставила. Заскучали они и взялись спорить, кто из них круглее.
- Я круглый, - сказал один блинчик.
- В народе говорят: «Круглый, как блин».
- Нет, это я круглый, - сказал Колобок, - даже в песенке поётся: «Колобок – круглый бок».
Так они спорили бы ещё долго. Да в открытое окно вместе с ветром влетел воздушный шар.
- Да не спорьте вы! – сказал шарик.
- Круг-то плоский. Вот, ты блинчик, на круг и похож. А ты, Колобок, на шар, на меня. Вот так!
Педагог просит детей сравнить муляж Колобка и шарика.
3. Игра «Волшебный мешочек»
- В мешочке лежат большие и маленькие круги и шары. Вам нужно будет доставать те фигуры, которые я буду называть.
(Дети наощупь трогают фигуры обеими руками большие, маленькие круги, шары и достают их из мешочка).
4. Задание по карточкам
Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 группы, 1 группа находит карточки, на которых изображён круг, 2 группа - карточки, на которых изображён шар.
5. Физминутка «Круглая зарядка»
На ветвях шары висят, (Дети поднимают руки и делают фонарики)
Спелых яблок полон сад, (Поворачиваются вправо и влево, руки разводят в стороны)
Варит бабушка варенье (Выполняют круговые движения, как бы помешивая варенье)
Будет просто объедение. (гладят живот)
Мы с сестрёнкой ложки взяли (Приседают, встают)
И к бабуле прибежали. (Бег на месте)
Будем есть варенье (Ритмично хлопают в ладоши)
С чаем и печеньем.
6. Графический диктант.
На подносе каждого ребёнка лист белой бумаги, два красных круга (большой, маленький), два зелёных круга (большой, маленький), один жёлтый круг (большой, маленький)
- Возьмите лист белой бумаги. Положите его перед собой. В правый верхний угол положите большой зелёный круг, в нижний левый угол – маленький красный круг, в верхний левый – жёлтый круг, посередине листа положите маленький зелёный круг.
- Какой круг остался на подносе?
- Куда мы его положим?
(Дети выполняют задание).
7. Игра «Фотоателье».
Воспитатель рассказывает, что фотографии рассыпались и надо среди них найти фотографию Колобка.
Дети вместе с воспитателем идут собирать фотографии Колобка. На полу врассыпную разложены карточки с изображёнными на них плоскими фигурами – квадратами, треугольниками, кругами и т.д.
Детям должны выбрать ту карточку, на которой нарисован круг.
10. Итог
- Кто сегодня спорил между собой? Почему?
- Какое главное отличие круга и шара?
Занятие №2. Тема «Круг и сфера»
Цель: закрепление математических понятий «шар, сфера».
Задачи:
1.Закрепить отличительные особенности шара, сферы;
2. Развивать пространственные представления;
3. Развивать тактильные ощущения, познавательные процессы, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
• Магнитная доска;
• Презентация «Колобок»;
• Муляжи колобка и круглый воздушный шарик;
• Раздаточный материал;
• Карточки с фотографиями;
• Ноутбук, мультимедийная доска
1. Мотивация к деятельности
- Давайте мы с вами послушаем продолжение вчерашней сказки.
2. Чтение сказки «Колобок и Пузырь»
На презентации изображена сюжетная картинка, воспитатель читает сказку.
-Испекла бабка колобок-румяный бок и положила на окошко остывать, лежал колобок на окошке и стало ему скучно, спрыгнул он с окна и покатился. Катится колобок по лесу, на встречу ему идёт пузырь. Стали они спорить: кто из них круглее и легче?
- Я тяжелее- сказал колобок.
- Нет, я тяжелее- сказал пузырь.
Так они спорили бы ещё долго. Но прилетел к ним воздушный шар.
-Не спорьте друзья!- сказал шар.
-Вы оба круглые, так? Ты колобок похож на шар и ты пузырь похож на шар. Но пузырь легче тебя колобок, так как он внутри пустой, ещё можно сказать, что пузырь это сфера, как и я - сказал воздушный шар и улетел.
3.Задание по карточкам
Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды, 1 команда будет складывать карточки с изображением шара, 2 команда собирает карточки с изображением сферы.
Звучит музыка, дети выполняют задание.
4. Игра «Пузырь»[/b]
Дети становятся в круг, берутся за руки и говорят такие слова: Раздувайся пузырь.
5. Порисуем
Воспитатель предлагает детям разделиться на две колонны: одни рисуют Колобка, другие Пузырь. (Играет музыка, дети выполняют задание)
6. Игра «Фотоотелье»
На полу врассыпную лежат части от фотографий Колобка и Пузыря. Воспитатель рассказывает детям, что фотографии рассыпались и их надо собрать, выбирает 4 человека, дети собирают фотографии (они в виде пазлов).
Занятие №3. Тема «В круглой лаборатории»
Цель: закрепление математических понятий «круг, шар, сфера».
Задачи:
1.Закрепить отличительные особенности круга, шара, сферы в практической деятельности;
2. Закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов.
3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, мелкую моторику рук, артикуляцию.
Оборудование и материалы:
• Мыльные пузыри
• Шампунь
• Мыло
• Стиральный порошок
• Перчатки
1. Мотивация к деятельности
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами попадем детскую лабораторию. Сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие учёные.
Подарю я вам игрушку
Не машинку, не хлопушку.
Просто тюбик, а внутри
Притаились пузыри.
Мы лопаточку с «окошком»
Окунём в раствор немножко.
Дуем раз, и два, и три,
Разлетелись пузыри.
(Показ пузырей)
2. Дыхательное упражнение «Надуй пузырь»
Воспитатель: Вы любите пускать мыльные пузыри? Мне тоже нравится любоваться ими. Давайте подуем пузыри?
Дети: Давайте.
3. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, посмотрите моя бутылочка с мыльными пузырями опрокинулась и всё содержимое вылилось, что же нам теперь делать?
Дети: Надо сделать мыльные пузыри.
Воспитатель: Можно ли это сделать в наших условиях?
Дети: Да, можно.
Воспитатель: Выясним, из чего же можно приготовить раствор для мыльных пузырей в домашних условиях?
Дети: шампунь, мыло, порошок, жидкость для посуды.
Воспитатель: Главное правило лаборатории - жидкости нельзя пробовать на вкус. Давайте разделимся на 3 команды, каждая попробует сделать свой раствор.
4. Команда №1- раствор для мыльных пузырей из шампуня.
Взяли баночку с водой, добавили немного шампуня, всё перемешали и попробовали выдуть пузырь, пузырь не хотел выдуваться, добавили ещё немного шампуня, перемешали и повторили попытку выдуть пузырь.
Дети: Получилось!
5. Команда №2 - раствор для мыльных пузырей из хозяйственного мыла.
Берём хозяйственное мыло и баночку с водой. Крошим в баночку с водой мыло, всё перемешиваем и попробуем выдуть пузырь, мыльный пузырь получился сразу.
Дети: Получилось.
6. Команда №3 - раствор для мыльных пузырей из жидкости для посуды
Взяли баночку с водой, добавили немного жидкости для посуды, всё перемешали и попробовали выдуть пузырь.
Дети: Получилось.
7. Воспитатель - раствор для мыльных пузырей из стирального порош
ка.[/b]
Мы берём немного стирального порошка добавляем в ёмкость с водой, тщательно перемешиваем раствор и пробуем выдуть пузырь.
Дети: Ура, получилось!
8. Каждая команда рассказывает о проделанном опыте.
9. Игра «Пузырь».
Воспитатель: Молодцы ребята. Возвращайтесь пожалуйста на свои места. (ребята усаживаются на места)
10. итоги исследования.
Воспитатель: получилось у нас сделать раствор для мыльных пузырей самостоятельно?
Дети: Да, получилось.
Воспитатель: Что нам понадобилось для приготовления раствора?
Дети: шампунь, хозяйственное мыло, жидкость для посуды, стиральный порошок, вода.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось сегодня
Дети: проводить опыты и быть учёными.
Воспитатель: Спасибо вам за ваше внимание и старние!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Путешествие на неизведанную планету
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе детского сада
ОД по математике в подготовительной группе с использованием ИКТ