Рабочая программа внеурочных занятий со школьниками 1-4 класса. Пластилиновая живопись
Рабочая программа внеурочных занятий со школьниками «Пластилиновая живопись» для 1-4 классов.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Направление программы:
Художественно-эстетическое воспитание реализуется через работу внеурочной деятельности «Пластилиновая живопись».
Цель программы – развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи через пластилинографию.
Основными задачами программы:
1.Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, воспитание духовно богатой личности:
- развитие художественно - творческих способностей, фантазии, воображения;
-.развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
2.Приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям:
- обучение способам рисования пластилином и формирование умений и навыков в технике пластилиновой живописи,
- общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук.
3.Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления):
- развитие воображения, пространственное мышления,;
- повышение сенсорной чувствительности, т.е. способствовать тонкому восприятию фактуры, цвета, пластики.
4.Воспитание интереса к изобразительной деятельности и художественного вкуса.
5.Формирование умения планировать работу по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета школьники познают на уроках по цветоведению.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку.
Огромное значение имеет приобщение детей к живописи и цвету, как одному из средств художественной выразительности. Общеизвестно положение о влиянии цвета на эмоциональную сферу человека, его настроение и здоровье. Цвет можно рассматривать как инструмент обогащения духовной сферы ребёнка. В разных видах изобразительной деятельности дети создают образы объектов, которые вызвали их интерес, радость, удивление, используя изобразительные навыки и умения. Передают в предметном изображении общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, фактуре поверхности, используя цвет, как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу. Если детей не обучать изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Цвет на рисунках детей явление особое. Опытный художник порой недоумевает, какой логикой руководствуется ребёнок: несколько ярких, открытых цветов он решительно и точно соединяет на рисунке. В результате – чудо: гармоничное и выразительное сочетание. Но ребёнок не создаст удачной, творческой работы, ему не под силу будет работать красками осознанно, если он не освоит начальных приёмов, не приобретёт навыка работы красками.
Невозможно почувствовать и передать образное звучание цвета, не владея цветовой палитрой и техникой живописи.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Пластилиновая живопись в школе – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах образования. В связи с этим отсутствуют развёрнутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно- пространственного восприятия окружающего мира детьми разного возраста. Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.
Занятия пластилиновой живописью – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также способ развивать мелкую моторику пальцев рук и подготовить руку к письму.
В процессе знакомства с пластилиновой живописью дети овладевают: развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное); совершенствуется память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная), мышление, воображение, фантазия.
Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
Образовательная программа внеурочных занятий «Пластилиновая живопись» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Программа предполагает развитее у школьников цветовосприятия в процессе освоения техники пластилиногр…..
Данная учебная программа разработана с учётом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеразвивающим программам в области декоративно-прикладного искусства и предполагает реализацию в 1-4 классах.
Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Программа позволяет школьнику более глубоко познать и освоить основы цветоведения на примере техники пластилинографии. Новизна программы состоит в том, что в программу вошли наиболее эффективные способы изучения техники пластилинографии, способствующие развитию цветовосприятия, фантазии, творческих способностей, индивидуальных способностей школьников.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе внеурочной работы.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе освоения школьниками знаний, умений и навыков в избранной области деятельности, также происходит и развитие их творческих способностей. Для их развития предполагаются те формы организации занятий и педагогические технологии и методы, которые соответствуют актуальным задачам отечественного образования.
Обучащийся, в процессе освоения данной программы не только учится создавать изделия в данной технике, но у него развивается более широкий диапазон цветовосприятия, он получает базу, на которой могут развиваться его личностные характеристики, УУД и т.д.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что развитие способностей цветовоспиятия у школьников проходит через овладение ими нового вида изобразительной деятельности – пластилинографии.
Процесс развитие данного вида способностей проходит последовательно благодаря ряду специальных упражнений и заданий, направленных на развитие цветовоспиятия.
Цель программы – развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи через пластилинографию.
Основными задачами программы:
1.Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, воспитание духовно богатой личности:
- развитие художественно - творческих способностей, фантазии, воображения;
-.развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
2.Приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям:
- обучение способам рисования пластилином и формирование умений и навыков в технике пластилиновой живописи,
- общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук.
3.Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления):
- развитие воображения, пространственное мышления,;
- повышение сенсорной чувствительности, т.е. способствовать тонкому восприятию фактуры, цвета, пластики.
4.Воспитание интереса к изобразительной деятельности и художественного вкуса.
5.Формирование умения планировать работу по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Общая характеристика
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Пластилинография способствует всестороннему развитию и познавательного интереса ребенка, раскрывает творческий потенциал, самостоятельность. Занятия помогают детям знакомиться с выразительными возможностями цвета, развить ассоциативно-образное мышление, способность различать большее количество цветовых оттенков, а также очень хорошо развивает мелкую моторику, координирует движения рук. Самое важное и ценное, заключается в том, что занятия в технике пластилиновой живописи наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, создавать прекрасное. Пластилинография – это огромная возможность для детей думать, искать, пробовать, самовыражаться. Проведение выставок работ воспитанников, их участие в конкурсах является результатом работы и радует детей, т.к. работа каждого ребенка будет индивидуальна, неповторима.
Организация занятий
В процессе обучения школьников пластилиновой живописи используются следующие методы и приемы:
-репродуктивный:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод проблемного изложения;
-частично-поисковый
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение нескольких вариантов композиционных решений;
- использование заранее подготовленного наброска;
- использование для набросков шаблонов и трафаретов;
- показ последовательности работы, приемов нанесения пластилина;
- дополнение работ природным, бросовым материалом, бисером, бусинками и. т. д;
- использование художественных, литературных и музыкальных произведений.
При ознакомлении учащихся с техникой рисования пластилином учитель использует следующие формы работы:
- беседы по ознакомлению с искусством;
- занятия по рисованию и лепке;
- интегрированные занятия;
- организация выставок;
- индивидуальная работа.
Способы организации занятий:
По способу организации детей и характеру их деятельности занятия в технике пластилиновой живописи могут быть:
индивидуальными, коллективными — в сотворчестве с взрослыми или сверстниками, комплексными (интегрированными), когда они сочетаются с другими видами художественной и познавательной деятельности.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35 мин в 1 классе и 45 мин во 2,3,4 классах. Количество часов – 135. 1 класс – 33 часа (33 учебных недели), по 34 часа во 2,3,4 классах (34 учебные недели).
Программа рассчитана на возраст детей 6,5 -11 лет.
Описание ценностных ориентиров содержания:
Ценностными ориентирами содержания программы «Пластилинография» по внеурочной деятельности являются:
1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Активное внедрение в учебный процесс общения ребенка с живым словом, музыкой, пластилином, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в искусстве.
6. Реализация интегрированного подхода. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает воспитаннику почувствовать художественное явление в разном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Курс должен обеспечивать освоение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, изучении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы «Пластилинография»:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии с учетом цветовосприятия;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса «Пластилинография»:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, изобразительным искусством. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
- делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД.
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- совместно договариваться о правилах общения.
Приемы, используемые в работе с пластилином:
Воспроизведение движений в воздухе. Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «бревнышки».
Совместные (или «пассивные») действия. Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, учитель берет его за руку и вместе с ним выполняет действие.
Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги(фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Пока они не освоят технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, фон располагается вертикально. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время занятия.
Стихи, загадки. Подбираются к теме занятия и помогают изображению характерных особенностей объекта.
Вопросы к детям. Должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.
Игровая мотивация. Ее создание- важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Игровые приемы. Помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Простое заучивание, механическое повторение нового материала неэффективно, это может только подавить усердие и радость от собственных достижений. Обучение должно стать для ребенка не только игрой, но и приятным переживанием. Известно, самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке. Таким образом, игровые приемы- это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.
Игровая задача в используемых приемах- своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий, например: «Поможем Мишке собрать шишки» или «Соберем для зайчика морковку». После постановки игровой задачи с учениками разыгрывается игровое действие (чтобы помочь Мишке, необходимо отправится в лес). В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация.
Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам, и их возможностям.
В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия надо еще раз, внимательно рассмотрев работы маленьких авторов, особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.
На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющий опыт и свое отношение к изображаемому (например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирают цвет пластилина, смешивают его).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях внеурочной деятельности происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы: «Пластилинография» проходят в виде смотров-выставок в каждом классе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с учителем обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Занятия внеурочной деятельностью «Какого цвета мир?» как раз направлены на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития, наформирование художественно-творческих способностей младших школьников посредством развития цветовосприятия.
Цвет выполняет в программе роль основного выразительного средства языка живописи, с овладением которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству, к культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребенку, чем язык формы, линии, объема, дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Основной упор, сделанный в программе на цвет, не является препятствием для диалога выразительных средств разных видов искусств.
Восприятие и использование детьми цвета не ограничивается задачами изображения. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения и отношения к изображаемому позволяет начать воспитание нравственности через развитие цветовосприятия, помочь ребенку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра.
Формирование «эстетического» цветовосприятия осуществляется главным образом на материале
- сказок;
- произведений искусства;
- личных наблюдений.
Формирование «эстетического» цветовосприятия проходит в 3 этапа:
1) Разрушение сложившихся и заимствованных стереотипов цветовосприятия (цвет неба, моря, снега, лица т.д.) с помощью определения причин изменчивости цвета – «значений», выявление роли цвета как носителя информации – «знака».
2) Открытие связи цвета с настроением, а также символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи; творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках.
3) Определение индивидуальных цветовых предпочтений и вырабатывание собственного выразительного цветового языка.
Иллюстрируя связь цвета с настроением, нетрудно показать, как выражается настроение в поэзии, музыке, танце, тем самым подчеркивая приоритет задач содержательных (смысл), над задачами техническими (форма, исполнение).
Игра является основным способом жизни и творчества детей на занятиях по предлагаемой программе. В этом возрасте игра еще не потеряла для детей своего значения, а учебная деятельность еще не стала ведущей. Тем более оснований на занятиях по изобразительному искусству опираться именно на игру, а не на учение. В игре возможны постановка и решение достаточно сложных задач – таких, которые в иной форме ребенком не принимаются. Помимо этого, игра служит важнейшим средством выявления и развития творческих способностей ребенка, его фантазии.
Сказка и придумывание историй преследует в программе сходную цель. Роль сказки не ограничивается применением ее как материала для иллюстрирования. Самостоятельное придумывание детьми историй-сказок – это процесс развития воображения и фантазии, необходимый для обогащения замыслов рисунков детей.
Предполагаемые результаты:
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.
7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.
Содержание
1 класс (33 часа)
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья».
Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы:
а) Мир птиц: «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине», «Совушка – сова», «Павлин».
б) Обитатели морей: «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот».
в) Мир животных: « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка косолапый».
Выставка детских работ.
2 класс (34 часа)
Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
«Воспоминание о лете»: «»Желтоглазые ромашки», «Подсолнух».
Расписной пластилин, полученный методом разрезания: «Бабочки».
Пластилиновые фигурки животных: « Пчела на цветке», «Трудолюбивые муравьи», «Паук плетёт паутину».
Смешивание цветов. Объёмные фигурки.«Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула», «Осьминог».
«Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте», «Снегири на заснеженной ветке», «Синичкина семья», «Дятел на сосне».
Коллективная работа «Рисунок на память».
Картинная галерея. Выставка работ.
3 класс (34 часа)
Панно «Полевые цветы». Нанесение фона. Смешивание цвета. Вырезание плоских деталей. Объемные формы: валик, жгут.
«Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета. Изображение растительности: трава (форма жгут), трава (форма плоская лента). Водоём. Объёмное изображение птицы.
«Медведь в берлоге». Нанесение фона. Снег. Эффект теней для следов на снегу. Объёмное изображение берлоги и животного.
«Ворона в сквере». Нанесение фона размазыванием пластилина. Объёмное изображение деревьев (форма цилиндр). Тропинка (форма пластина). Изображение скамейки, вороны.
«Лягушка на болоте». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Изображение растительности: камыши, осока, мох (форма валик, жгут, лента). Объёмное изображение лягушки.
«Аист на крыше». Нанесение фона. Изображение крыши (форма плоская лента), гнездо(форма жгут). Объёмное изображение аиста.
Панно «Синицы». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Ветки сосны. Объёмное изображение синиц.
Панно «Зимний лес». Нанесение фона размазыванием пластилина. Эффект теней. Смешивание цвета. Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр, метод соскабливания).
«Веселые попугайчики ». Нанесение фона. Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр). Объёмное изображение ежа (форма шар, конус).
«Расписная посуда». Нанесение фона. Украшение элементами растительности.
«Жираф». Нанесение фона. Изображение растительности (форма цилиндр, сплюснутый шар). Объёмное изображение жирафа.
Творческая работа по выбору учащихся.
Итоговое занятие. Выставка работ «Наша галерея».
4 класс (34 часа)
Нанесение фона. Смешивание цветов. Полуобъёмные детали деревьев. Панно «Осенний лес».
«Чудо Хохлома».Элементы хохломской росписи. Натюрморт из посуды.
«Удивительная Дымка». Барыня-водовозка.
Элементы городецкой росписи. Украшение разделочной доски.
«Матрешка». Оформление силуэта. Украшение одежды.
«Замок доброго волшебника». Оформление сказочного пейзажа. Объёмные детали для украшения. Разноцветный пластилин методом разрезания.
«Снегурочка». Оформление сказочного сюжета декоративными элементами.
Объёмные фигуры. Забавные человечки.
Комбинированная работа «Филин» - нанесение фона, смешивание цветов, объёмные фигурки.
«Птичья столовая». Оформление зимнего пейзажа.
Оформление интерьера помещения.
Панно «Маки». Объемные детали. Оформление композиции деталями в изученной технике лепки.
Творческая работа по выбору учащихся.
Выставка работ «Наша галерея».
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учащихся:
1. Досточки.
2. Стеки.
3. Тряпочка.
4. Пластилин.
5. Картон для основы.
6. Схемы-опоры.
7. Таблицы-памятки.
8. Технологические карты.
9. Образцы работ.
10. Трафареты, шаблоны.
Литература:
Для учителя:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2008г.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003», 2013г.
3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.
4. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса.Забавные человечки . –М. Просвещение,2011г
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова,2006г.
6. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара: Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.
7. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»,2003г.
8. Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель – АСТ-Ермак», 2004.
9. Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эксмо: Донецк:СКИФ, 2011г
11. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
12. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
13. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
14. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
15. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
16. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
17. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999.• – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).
Технические средства:
1.Интерактивная доска
2.Магнитная доска
Скачать Рабочая программа внеурочных занятий со школьниками «Пластилиновая живопись» для 1-4 классов
Рабочая программа внеурочных занятий со школьниками «Пластилиновая живопись» для 1-4 классов. Происходит развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи через пластилинографию. Прекрасные работы детей,заслуженные грамоты.Голос.
Замечательно разработанная программа. Указаны цель, задачи. новизна. технологии, формируемые ууд. ожидаемые результаты...
Программа апробирована. Результаты мы видим: фото детей с работами и грамота.
Единственное. задачи лучше формулировать глаголом. Вместо " Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру...". надо "передать и накопить...".
Большое спасибо за разработку!
Здравствуйте, Ирина Васильевна! Занятия пластилинографией увлекают детей, тем самым развивая и творческое воображение и мелкую моторику и многое другое. Спасибо большое за предоставленный материал, за то, что делитесь своим опытом. Мой голос Вам. Творческих успехов. С уважением, Татьяна.