Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие на математические острова»
Цель: создание условий для закрепления у детей математических знаний.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10;
- Закреплять умения работы с линейкой и умения ориентироваться на листе бумаги;
- Совершенствовать навыки решения задач на сложение и вычитание в пределах 10;
Развивающие:
- Развивать речь, наблюдательность мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям;
- Воспитывать усидчивость, целеустремленность;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.
Методические приёмы:
• Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
• Упражнения на логическое мышление творческого характера.
• Вопросы к детям.
• Использование дидактических пособий, наглядного материала.
• Физкультминутка.
Оборудование: Плакаты с изображениями корабля и пальм, матросские бескозырки и гюйсы, мольберт, геометрические фигуры на магнитах, звездочки, вазочки, корзинки, карандаши, линейки, листы с отрезками, сундук, пригласительные на каждого ребенка, аудиозапись «Звук моря», «Песня Капитана Врангеля».
Ход занятия:
Воспитатель 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель 1: Ребята, а знаете ли вы, есть на свете острова волшебные, называются математические, на которых дети проходят проверку готовности к школе. Вот вы скоро пойдете в школу. А хотите ли побывать на этих островах.
Дети: Да.
Воспитатель 1: А как люди добираются до островов, вы знаете?
Дети: на корабле.
Воспитатель 1: А чтобы нам поплыть на корабле, кто нужен?
Дети: Капитан.
Воспитатель 1: Правильно, посмотрите, у нас есть два корабля (показывает детям выставленные в ряд стульчики с атрибутами корабля), нам нужно разделиться на две команды и в каждой команде выбрать капитана. (Дети выбирают). Итак, первый капитан …, второй капитан … (Надевает матросские фуражки на них).
Воспитатель 1: Ребята, а давайте подумаем, как нужно вести себя на кораблях в плавании? За чем следит капитан?
Дети: отвечают.
Воспитатель 1: Усаживаемся на наши корабли. (Включается музыка «Капитана Врангеля». Капитаны рулят. Дети сидят на стульчиках корабля)
Воспитатель 1: Сейчас я предлагаю обеим командам высадиться на математические острова, на которых мы проведем игру-викторину и выясним, какая команда имеет больше математических знаний и умений. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель 1: На математических островах живут пираты, которые проверяют знания детей, их готовность к школе, и тем, кто проходит эти испытания – открывается волшебный пиратский сундук с кладом. Я думаю, и в этот раз пираты также приготовили для вас в сундуке клад. Но для того, чтобы открылся нам сундук, необходимо выполнить их математические задания. Готовы ли вы принять на себя их испытания?
Дети: Да.
(Дети проходят за столы, приготовленные для них).
Воспитатель 1: На первом острове у нас будет команда под названием «Знайки», на втором острове команда под названием «Умейки». За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание команда в свою корзинку получает 1 звезду. Работаем в своих командах, соблюдаем дисциплину, друг другу не подсказываем, не перебиваем, не шумим. Правила понятны? (Ответы детей: да). Итак, приступаем к проверке наших математических знаний.
Воспитатель 1: Раунд 1. Математические загадки. Каждая команда должна угадать загадку, которая ей будет прочитана по очередности.
Первую угадывает команда «Знайки». Слушайте:
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.(Цифры )
Воспитатель 2: вторая загадка
для команды «Умейки»
С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет ...(Единица )
Воспитатель 1: «Знайки»
Сколько в целом половинок,
В паре – новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра… (два)
Воспитатель 2: «Умейки».
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру ...(Тройка )
Воспитатель 1: «Знайки»
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою ...(Четыре )
Воспитатель 2: «Умейки»
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…(пять)
Воспитатель 1: «Знайки»
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру ...(Шесть )
Воспитатель 2: «Умейки»
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра …(Семь)
Воспитатель 1: «Знайки»
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра…
Воспитатель 2: «Умейки»
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!(Девять )
Молодцы! Первый раунд нашей игры закончился.
Предлагаю вам отдохнуть немного.
Физминутка
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат, (круговые движения поднятыми руками)
Полетим за ними дружно. (плавные махи руками)
Брызги пены, шум прибоя, (изображения руками волны)
А над морем - мы с тобою! (разводят руками.)
Мы теперь плывём по морю (делают плавательные движения руками.)
И резвимся на просторе. (качание корпусом)
Веселее загребай (движения руками)
И дельфинов догоняй. (прижимают руки к груди)
Молодцы, спасибо.
Воспитатель 2: Начинаем второй раунд, который состоит из двух заданий: первое - Игра «Измеряем линейкой», второе задание – «Математический диктант».
Воспитатель 2: Ребята, для выполнения первого задания игра «Измеряем линейкой» нам нужно сесть за столы. Посмотрите на листы бумаги, которые мы положили на ваш стол. Что на них нарисовано?
Дети: Отрезки.
Воспитатель 2: Правильно. Как вы думаете, что нужно сделать?
Дети: Измерить длину.
Воспитатель 2: правильно. Вы должны измерить линейкой длину, а рядом в клеточке написать длину каждого отрезка в сантиметрах. (Дети выполняют задание)
Воспитатель 2: Скажите, у кого какой длины получился отрезок?
Дети отвечают.
Воспитатель 2: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Получаете ещё одну звезду.
Воспитатель 1: А для выполнения второго задания «Математический диктант» нужно подойти к мольберту (воспитатель в центр зала выдвигает мольберт, с каждой стороны которого прилеплен чистый лист и геометрические фигуры на магнитиках: овал, прямоугольник, квадрат, круг, треугольник) я вам буду говорить, какие фигуры, где нужно расположить на листе бумаги, вы слушайте внимательно и располагайте их.
Начинаю диктант:
В правый верхний угол прикрепите овал.
В центре – прямоугольник.
В нижнем левом углу – квадрат.
В нижнем правом углу – круг.
В левом верхнем углу – треугольник.
Воспитатель 1: Давайте проверим, правильно ли вы сделали. (Проверяет) Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаете ещё одну звезду.
Воспитатель 1: Переходим к последнему третьему раунду «Математические задачи». Сейчас вам нужно внимательно выслушать задачку, посчитать и правильный сказать ответ. Первая задача команде «Знайки», слушайте.
День рожденья у меня,
Подарили мне коня,
Два мяча, одну вертушку.
Сколько у меня игрушек? (4)
Воспитатель 2: Правильно. Команда «Умейки»
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (5)
Воспитатель 1: Правильно. Команда «Знайки»
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез.
Два в раскрытое окно,
Сколько было их всего? (6)
Воспитатель 2: Правильно. Команда «Умейки»
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три с кислинкой.
Сколько их? (8)
Воспитатель 1: Правильно. Команда «Знайки»
На березе две синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще пять,
Сколько будет продавать? (7)
Воспитатель 2: Правильно. Команда «Умейки»
Все ли здесь цыплята, дети,
Надо сосчитать наседке.
Шесть на грядке, три во ржи.
Сколько их всего, скажи?(9)
Воспитатель 1: Правильно. Команда «Знайки»
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?(4)
Воспитатель 2: Правильно. Команда «Умейки»
Дядя Ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам, Остальные же — зайчатам.
Сколько груш получили зайчата? (7)
Воспитатель 2: Молодцы, ребята. Вот и закончился наш третий раунд. Пора подвести итоги нашей игры, капитаны команд считают звездочки. (Дети считают, называют количество. Воспитатель объявляет команду-победителя, либо ничью «Победила Дружба»)
Воспитатель 2: Ребята, вы справились достойно со всеми заданиями. Думаю, пиратский сундук нам пора открывать. (Воспитатель достает сундук, открывает). Как интересно, что же в нем приготовили вам пираты. (Дети смотрят).
Воспитатель достает пригласительные билеты в школу и раздает детям.
Воспитатель 2: Ребята, вам понравилось сегодня наше занятие? А что, понравилось больше? (Ответы детей)
А теперь нам нужно возвращаться с математического острова в свой детский сад. Усаживаемся на свои корабли. Поплывем. (Дети усаживаются на стульчики, включается музыка «Капитана Врангеля»)
Сегодня вы прошли проверку готовности к школе, старательно выполнили все задания. Вы молодцы! Спасибо. (Дети прощаются, уходят)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Путешествие на неизведанную планету
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе детского сада
ОД по математике в подготовительной группе с использованием ИКТ