Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия ОО Познание в подготовительной группе. Лекарственные растения

Конспект занятия ОО Познание для детей подготовительной группы «Чудесные, полезные, станут нам известные».
Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного Воронежского края.
Словарь: душица, шалфей, зверобой, чабрец, земляника лесная; лекарство, лекарь, лечение, лекарственный чай; народные целители, траволечение, травник, знахарь.
Оборудование: высушенные лекарственные растения. Чашки для заваривания травяного чая, иллюстрации лекарственных растений, презентация № 1 «Лекарственные травы», презентация №2 «Народная медицина в древней Руси», презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав», презентация №4 «Лекарственные растения (травы, кустарники, деревья)».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня появилась необычная азбука: «Азбука лечебных трав». В ней названия лечебных трав расставлены в алфавитном порядке.
Дети называют букву, а воспитатель показывает и рассказывает о растении.
Воспитатель: Ребята, лечебные травы – это какие, по вашему мнению?
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: слова: лекарство, лекарь, лечение – это однокоренные и очень близкие по значению. Они относятся к древнеславянским и используются восточными и западными славянами, чехами, поляками. Лекарство – это вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы. Какой?
Дети: Таблетки, капсулы, растворы, мази, кремы, настойки.
Воспитатель: Их используют для профилактики, лечения заболевания. Лекарь – официальное название врача в Российской империи. Лечение –греческое слово «терапия» - оздоровление. Чтобы оздоровиться люди с давних времен используют лечебные травы. Ребята, если их заварить кипятком, как чай, что получится?
Дети: Лекарственный чай.
Воспитатель: Сейчас мы это сделаем. В коробочках насыпаны лекарственные травы: шалфей, зверобой, чабрец, душица, лесная земляника. Рассмотрите их внимательно, понюхайте. Я заливаю их кипятком, накрываю и оставлю на некоторое время. Пусть получится чай из трав. Таким травяным чаям наши прабабушки и прадедушки уделяли большое внимание, так как они помогали при различных болезнях или просто радовали удивительным вкусом и ароматом. Давайте посмотрим презентацию о лекарственных травах, которые сейчас завариваются: название, где растет, что лечит.
Презентация №1 «Лекарственные травы». Воспитатель: Хорошее здоровье – основа долгой и счастливой жизни. Медики всего мира уделяют внимание народной медицине. Значит, она какая? Дети: Та, которую давно придумал народ.
Воспитатель: Народные целители и знахари использовали природные средства, то есть что подарила природа. Народная медицина всегда была тесно связана с историей и духовными традициями народа. На Руси траволечение широко практиковалось (еще до принятия христианства). В деревнях в те времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Люди верили в сверхъестественные силы Природы и Бога. Трудно сказать, что помогало – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего. Ни одно дело в народе не обходилось без молитвы, в которой призывали облегчить страдания больного. До наших дней дошло много старинных травников с указанием лекарственных трав и способов их применения.
Презентация №2 «Народная медицина в древней Руси».
Воспитатель: При Петре Первом стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали лекарственные травы. Очень важно бережно относиться к окружающей нас природе. Нельзя рвать и сушить всевозможные целебные травы впрок, та как природные запасы быстро скудеют. (Если срезать только верхушку зверобоя, а не выдергивать с корнем, тогда на это место можно приходить за ним в течение многих лет). А многие виды растений уже исчезли. Куда о них записано?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Можно лекарственные растения разводить в саду или в огороде. Стихотворение «Целебные травы» нам может рассказать Лиза.
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя,
Их в пучки душистые собрав.
Из лесов несу цветы с собою.
Все целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна.
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны.

Презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав».
Воспитатель: Человек давно заметил, что звери тоже лечатся растениями, разыскивают для себя нужные. Если в лесу быть внимательным и наблюдательным, можно узнать много нового. Послушайте, какое стихотворение расскажет Денис.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое, золотое.
Травы лечебные – травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Воспитатель: Вот и мы отправляемся в лесное царство.
Физкультминутка «Путешествие в лес» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем –
Перед нами – водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко.
Воспитатель: Посмотрите, мы - на лесной поляне. Вот - куст шиповника с ароматными розовыми цветами, рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком, приветливо шелестят листья березы. Отдыхая в тени, давайте рассмотрим растущие здесь лекарственные травы и попробуем по внешнему виду определить их названия. Я загадаю вам загадки, а правильные ответы впишу в клеточки кроссворда. Ребята, давайте расшифруем кроссворд?
№1 Кроссворд «Здоровье».
1.Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)

2. Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная … (Душица).

3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках,
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)

4. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка – ч…отгадай? (Чабрец)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас исцелит? (Подорожник)

6. Мелкий желтенький цветок,
Он не ярок, не высок.
Вылечит недуг любой.
Что же это? (Зверобой)

7. Сверху листик гладкий.
Но с байковой подкладкой. (Мать –и –мачеха)

8. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся…(Шалфей)
Воспитатель (после отгаданной мать-и-мачехи): Вы обратили внимание, какое необычное название травы? Кто знает, почему?
Ответы детей. Воспитатель: У этого растения есть еще одна довольно редкая особенность – его цветки появляются раньше листьев.
О ее происхождении сложено много грустных легенд. У одной женщины умерла родная дочка. Все дни проводила она на кладбище, гладила ладонями, ласкала землю, в которой покоилось любимое дитя. Из материнской любви появился цветок, который войлочной теплой стороной листа укрывал могилу девочки. Но была у этой женщины еще и падчерица, которую она не любила. И поэтому другая сторона листа была более жесткой и холодной.
Воспитатель (после загадки про шалфей): Ребята, все клеточки заполнены – мы разгадали кроссворд, в выделенных цветом клеточках спряталось важное слово. Кто его прочитает?
Дети читают.
Ч Ш
И Ч П М А
С А О А Л
Т Б Д З Т Ф
З Д О Р О В Ь Е
Е У Т Е Р Е - Й
М Ш Е Ц О Р И
Л И Л Ж О -
Я Ц Н Б М
Н А И О А
И К Й Ч
К Е
А Х
А
Воспитатель: Здоровье мы укрепляем и бережем, не хотим болеть. Помогут нам в этом полезные ароматные травы. Они приятно пахнут, например, мята. На языке цветов мята является символом доброты, гостеприимства. По народным поверьям мята изгоняет злых духов, поэтому ставят на окно горшочек с растущей мятой, а если положить в кошелек мятный листик, то это принесет удачу в денежных делах. Одна легенда так объясняет появление мяты. Полюбила девушка Мента красивого парня из бедного рода. Её родители запретили им встречаться. Но влюбленные нарушили запрет и тайно встретились. От замечательного запаха, что шел от девушки, юноша уснул. И в это время злые люди их разлучили. Красавицу Менту забрали в лесное царство, а парня бросили в глубокую быструю реку. Узнала об этом Мента, заплакала, и, чтобы быть вместе с любимым, бросилась в ту же реку. А там, куда падали ее слезы, выросли растения с бледно-фиолетовыми цветочками, прекрасным запахом. А назвали их мята.
Если вам понравилось отгадывать загадки, можем заполнить второй кроссворд с названиями заваренных сегодня трав.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – запах (мяты).

2. Он излечит, исцелит.
И от множества болезней
Непременно защитит.
А его зеленый лист идет
На благородный чай.
Что за травка, отгадай? (Чабрец)
3. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся…(Шалфей).
4.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой…(Зверобой). 5. Травка та растет на склонах,
Эта травушка с цветами.
Она «горная отрада»,
Мы всегда ей очень рады.
Над ней пчелка, словно жрица…
Как зовут её? (Душица)
Воспитатель: В выделенных цветом клеточках появилось главное слово. Прочитаем вместе: трава.
Д
У
Ч Ш
М А И
Я Б Ш З Ц
Т Р А В А
А Е Л Е
Ц Ф Р
Е О
Й Б
О
Й

Воспитатель: Два главных слова из кроссвордов: «здоровье» и «трава» показывают, что для укрепления здоровья нам понадобятся лекарственные травы. А запах мяты поможет успокоиться, расслабиться и даже крепко уснуть. Воспитатель:
Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть опять ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята.
Выпей чай из листьев (мяты).
С давних времен мяту зашивали в подушки для здорового сна. Приглашаю вас сесть за столы и изготовить своими руками волшебные мешочки, внутри которых – высушенная трава мяты.
Дети после показа воспитателя с минимальной помощью взрослого изготавливают мешочки из мяты.
Воспитатель: Волшебный запах мяты наполнил весь наш зал. Эти мешочки вы отнесете домой, подарите мамам. А гостям мы предлагаем чай из лекарственных трав, который уже заварился. Давайте на него полюбуемся, понюхаем. Видите, какой цвет и аромат получился? Каждая травинка, листик, цветочек изменились – они разбухли, раскрылись - как будто демонстрируют нам себя. Какие они прекрасные и такой чай необходимо поскорей выпить. Мы прощаемся с гостями и желаем всем приятного чаепития.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Конспект ОО Познание в 1 младшей группе. Петушок и дружная семейка
Опубликовано: 2370 дней назад (23 октября 2017)
Просмотров: 1922
+2
Голосов: 2
Елена Сергеевна Трушкина # 24 октября 2017 в 18:46 +1
Увлекательное занятие!На занятии воспитатель знакомит детей с лекарственными травами, рассказывает о истории и пользе использования трав. Использована предварительная индивидуальная работа с детьми, которая представлена на занятии в виде чтения стихотворений Лизой "Целебные травы" и Денисом про лес. В образовательной деятельности использовались компьютерные технологии в виде презентаций, отгадывание кроссворда и загадок про целебные травы. Представлена интересная физкультминутка "Путешествие в лес". В конце занятия ребята творчески увлекаются изготовлением мешочков из мяты. В ходе занятия выполняются все установленные программные задачи.