Дидактические игрушки из природного и бросового материалов. Мастер-класс с пошаговым фото для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Описание методической разработки
Вашему вниманию представлена методическая разработка, включающая в себя информацию о дидактических игрушках из природного и бросового материалов мастер-класс изготовления игрушки их них. В практической части публикации вы найдете пошаговую инструкцию по изготовлению дидактической игрушки из пластмассовой емкости из-под «витаминов» и природных материалов (гороха, пшена, фасоли, гальки, песка). Каждый шаг процесса сопровождается фотоматериалами.
Назначение методической разработки
Методическая разработка может быть полезна детям старшего дошкольного возраста, педагогам ДОО, родителям дошкольников и младших школьников, творческим людям для совместного творчества в изготовлении дидактических игрушек из природного и бросового материалов.
Каждый взрослый человек вспоминает свое детство и хочет туда вернуться, а дети мечтают побыстрее стать взрослыми и вырасти. Воспоминания и мечты тех и других связаны с любимыми играми и игрушками, которые сопровождают человека и являются не только забавой, но и предметом, через который ребенок познает мир.
Высказывания исследователей подтверждают это.
В.А. Сухомлинский говорит об игре, как о чем-то огромном, светлом, нежном, о той деятельности, через которую,
«в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра может оказывать на ребенка разное воздействие, как отрицательное, так и положительное. Роль игры велика для воспитания и обучения. Педагог-гуманист
Ян Амос Коменский в Золотом правиле дидактики отмечает:
«Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».
Именно дидактическая игрушка является тем предметом, который может помочь воспринимать, слышать, осязать одновременно охватывать сразу несколько чувств. Это особая группа игрушек, которые «поучают, обучают»
(дидактика- поучающий, относящийся к обучению). Уже в их конструкции, содержании заложены развивающие (обучающие) задачи.
Дидактические игрушки являются первым материалом, через который ребенок обучается, поэтому и занимают важное место в развитии детей. Как в глубокой древности, так и в жизни современного ребенка, первой дидактической игрушкой является игрушка погремушка.
Еще с давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные, яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушками. Малыши хватали игрушки руками, ощупывали их, но и кроме того прислушивались к звукам, исходящих от игрушки. Подрастая, ребята сами могли исследовать предметы окружающего мира, изменять их, создавая новые игрушки. Дети делали
сопелки из стручков акации, дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева.
В наше время среди большого многообразия дидактических игрушек, можно встретить рукотворные из природного и бросового материала. Природный материал можно широко использовать для развития детского творчества. Сам материал подсказывает идеи для создания новых интересных поделок. Игрушки, сделанные из
каштанов, шишек, желудей, веточек, семян - интересны, красивы и приносят много пользы для развивающегося ребенка.
Бросовый материал всегда найдется под рукой. Разнообразие форм и материалов упаковки создают условия для развития фантазии и творчества детей и взрослых. А совместное творчество объединит взрослого и ребенка.
Мастер-класс с пошаговым фото для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Цель: изготовление дидактической игрушки и з природного и бросового материалов.
Задачи:
- учить детей и взрослых изготавливать дидактическую игрушку в совместной деятельности;
- формировать познавательный интерес;
- развивать фантазию, творческие способности, творческое мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и приспособления:
Карандаш или деревянная палочка, пластмассовая емкость (например, из-под витаминов», цветная самоклеящаяся бумага, шнурок (или цветная атласная лента не обязательно), природный материал (горох, пшено, фасоль, галька или мелкие камешки, песок), шило, ножницы, простой карандаш, клей ПВА
Последовательность изготовления:
1. Подготовить необходимые материалы и приспособления.
2. С помощью шила в крышке емкости сделать отверстие диаметром равным диаметру карандаша (деревянной палочки). Наполнить емкость природным материалом.
Примечание: Каждый природный материал имеет свой звук, поэтому важно понять, какой звук нужно получить: шаркающий, звенящий, гремящий и так далее. Можно сделать несколько игрушек с разным звучанием.
3. В отверстие крышки вставить ручку-карандаш. С внутренней стороны закрепить ручку берестой, обмотав палочку природным материалом; конец бересты подклеить ПВА.
4. Приклеить крышку с ручкой к пластмассовой емкости, используя ПВА.
5. Вырезать из самоклеящееся бумаги детали для обклеивания и обклеить пластмассовую емкость со всех сторон.
(Для нашей емкости подойдут такие детали).
6. Используя цветную самоклеющуюся бумагу, украсить игрушку узором. Можно вырезать разные геометрические фигуры или другие детали узора и создать свою композицию или узор.
7. Закрепить ручку кусочком фетра и обмотать ручку игрушки шнурком или атласной лентой. Концы шнурка приклеить к ручке клеем ПВА. Можно оставить ручку не обмотанной, как и сделано в нашем варианте. Украсить ручку погремушки бантом.
8. Погремушка готова.
9. Осталось смастерить другие игрушки, используя различные природные материалы и создать набор дидактических игрушек с разными звуками: шаркающими, звенящими, гремящими и другими. Ручку можно обмотать атласной лентой или шнурком.
10. Желаем творческих успехов.
Список литературы
1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Изд.: Киев: Радянськая школа, 1974 г. – 288 с.
Похожие записи:
Штампы для детского творчества своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Осенние поделки в подготовительной группе из природного материала своими руками. Корзина винограда
Осенние поделки в детский сад
Аппликация из природного материала для детей 4-5 лет "Гроздья винограда". Мастер-класс с пошаговым ф