Квест – игра по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Зиновий – Синичник»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать активизации и расширению словаря по теме «Зимующие птицы». Закрепить знания детей о том, чем питаются птицы зимой.
- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в единственном числе
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Закреплять умение детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах по опорным картинкам.
Развивающие:
- Продолжать развивать выразительность речи и связную речь
- Продолжать упражнять в составлении предложений с опорой на предметные картинки
- Продолжать упражнять в согласовании существительного со словом «много»
- Способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания;
- Способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать;
- Развивать моторику и координацию движений;
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. Воспитание навыков сотрудничества, активности
Оборудование: мультимедийная установка, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч, кормушка, мешочек/коробочка для складывания зернышек, цветные зернышки для проведения рефлексии
Предварительная работа: чтение «Синичкин календарь» В.Бианки, беседы о зимующих птицах: «Чем любят лакомиться зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой», рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдение за птицами во время прогулки. Разучивание подвижной игры «Шустрая синичка», пальчиковой игры «Кормушка».
Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Синица, синица, что тебе снится?» Е. Евсеевой с (Ф.И. ребенка)
Методы: Словесные, игровые, наглядные, практические
Формы реализации методов обучения:
- беседа;
- вопросы к детям;
- задания детям;
- практические действия.
Ход игры
Организационный момент
На экране мультимедиа появляется
синичка и
сообщает детям:
- 12 ноября отмечается праздник – Синичкин день или «Зиновий-Синичник», т.е. день встречи зимующих птиц. Конечно, главный герой праздника – я - синица. Старинное народное название синицы «синка», «синюшка» имя этой птицы связывают с синим оттенком ее оперения. Меня зовут Зинька по моей песенке, в которой слышаться звуки «зинь-синь». Дорогие ребята! Нам очень холодно и голодно. Помогите вашим пернатым друзьям!»
Воспитатель: Ребята, синичка Зинька хочет, чтоб мы пришли к ней и ее пернатым друзьям на помощь и для этого нам надо отправится в лес. – на экране появляется картинка лес
Воспитатель: Нам нужно пройти несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание мы получим зернышко, ведь с Синичкиного Дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
1 задание «Отгадай птицу»
Воспитатель загадывает детям
загадки. По мере называния птиц на экране появляется соответствующую картинка птицы.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом.
(Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она?
(Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот.
(Сова.)
Воспитатель: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Почему их так называют? Ответы детей
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
2 задание «Кто как поет» - игра на звукоподражание
- Давайте вспомним, как птицы поют:
Голуби – гру-гру-гру
Вороны - кар, кар, кар
Совы - ух, ух, ух
Воробьи - чик- чирик
Дятел – тррр – тррр
Синица - тинь, тинь
Ребенок рассказывает заранее выученное стихотворение:
Синица, синица, что тебе снится?
Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
Синица, синица, ещё что-то снится?
Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки.
(Е. Евсеева)
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
3 задание
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель : Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Упражнение «Накорми птиц»
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей –
ритмично сжимают и разжимают кулачки
прилетело? Мы расскажем –
машут перекрестно сложенными ладонями
две синицы, воробей, -
на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших
шесть щеглов и голубей.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек! –
трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
4 задание. Упражнение «Кормушка»
Педагог читает стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
Динамическая пауза «Шустрая синичка»
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень,
(прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири
(прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
5 задание. Игра с мячом « Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении взрослый помогает детям. Кто поймал мяч – называет слова
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
6 задание. Упражнение «Составь новое слово»
Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
7 задание. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ и назвать о какой птице говорится: Это зимующая птица. Тело ее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая птица. Зимой она любит полакомиться салом.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.
Воспитатель достает заранее приготовленную кормушку и предлагает детям высыпать в нее зернышки и при выходе на прогулку повесить на веранду.
Синичка Зинька радуется (на экране)
- Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно! Спасибо)[/i]
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вам понравилось наша игра?
(ответы детей)
Какие задания для вас были сложными, а какие простыми?
(ответы детей)
Если вам было интересно и понравилось выполнять задания, положите в кормушку красную ягодку;
Если понравилось, но не все было интересно – положите желтую ягодку;
Не понравилось – черную
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для дошкольников 5-7 лет. Зимующие птицы
Рекомендации родителям по лексической теме "Зимующие птицы"
Беседа о зимующих и перелётных птицах. Старшая группа
Синичкин день в детском саду в средней группе. Конспект