Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки

Представление собственного инновационного педагогического опыта. 2022-2023 учебный год
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыки Шмелёвой Валентины Анатольевны МБОУ «Озёрная СОШ» п.Озёрный Зубово-Полянского района Республики Мордовия 2022 год

«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.» В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
В условиях социально-культурного развития общества актуальной для школы становится задача воспитания растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию и самореализации. Я работаю по проблеме «Создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроках музыки»
1. Актуальность и перспективность опыта.
Процесс образования в школе направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе. Важно, чтобы выпускники школы вышли в большую жизнь самостоятельными, социально адаптированными, успешными, разносторонне развитыми гражданами с активной жизненной позицией, способными сделать ответственный выбор в своей жизни.
Работая учителем в системе образования 36 лет, я убедилась, что уроки для детей - это в большой степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами», в том числе и на уроках музыки. Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки - введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширение их духовной сферы, воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности, её нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни – условие нравственного роста.
Я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Это не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Главная задача моего предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, её способность к самовыражению.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.
Я стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Наши уроки и занятия – это постоянное общение. Общение между музыкой, учителем, детьми; композитором, исполнителем, слушателем; актёром, зрителем, художником.
Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни.
2. Формирование ведущей идеи опыта.
Свою воспитательную роль искусство может выполнить только в том случае, если учащийся получает радость от общения с ним. Для нас, учителей музыки, мало дать сумму знаний, надо создать атмосферу увлечённости, заинтересованности, завоевать детские сердца и души. Как же достичь этого, как сделать так, чтобы урок взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщённости и в то же время конкретности, которые давали бы пищу для развития творческого начала, образного мышления у каждого ребенка, учитывая его художественный и жизненный опыт, склонности и способности?
Я уверенна, что, развивая творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Поэтому для себя я так определила цель и задачи своей педагогической деятельности:
-способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться, делать вклад в построение нового общества.
-выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся;
-создать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания.
-приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. Применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
С другой стороны внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердиться в собственных глазах и мнении товарищей.
3. Теоретическая база опыта.
Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека.
Мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1 по 8 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы, получить «букет творческих проявлений». Возможно ли это? Возможно. Главное, не быть равнодушной к происходящему. В нашей профессии много трудностей, но и радостей много. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. Вот как я использую ситуацию успеха на своих уроках. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. Для этого необходимы:
- проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;
- активные усилия в ходе поисковых ситуаций;
- увлечённость и рост музыкальных способностей;
- острота слуховой наблюдательности;
- интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;
- осознанное отношение к качеству музыки и её исполнителю;
- интерес к другим видам искусства.
Сочетание традиционных и новых приёмов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик, из пассивного слушателя, становится активным участником процесса обучения, из объекта воздействия, превращается в субъект. Начиная с первого класса, стараюсь вести уроки музыки, как уроки любви человека ко всему живому и высокому. Хочу увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы они были похожи на меня, хочу «достучаться» до сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты. Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы и др.
Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы обучения.
Для пения различных песен или сочинения я использую такие программы как VocalJam или KarMaker. Эти программы построены по одному принципу - проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни, всё это способствует огромному интересу у учащихся.
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Меффодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп- музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел «Викторина», где можно проверить знания по различным музыкальным темам.
Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.
Для младших школьников я использую программу «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься музыкой. Учащиеся могут самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки, играть в различные музыкальные игры.
Таким образом, я, как учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня - работа, а для моих учеников - обучение становятся радостнее и увлекательнее.
5. Анализ результативности
Работая над проблемой «Создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроках музыки», урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой. Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению музыки, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности. Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.
Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает детей и приносит им пользу. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряжённая работа, результатом которой является рождение искусства.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: "День матери", "Новый год", "8 марта", "Последний звонок", "Выпускной вечер".
В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки мне удалось:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- привлечь детей к внеурочной деятельности;
- научить учащихся быть смелыми, артистичными, уверенными в себе;
- научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях;
- стабильность качества знаний учащихся;
- использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической жизнедеятельности.

Показатели качества знаний учащихся подтверждают результативность используемых технологий, методов и приёмов обучения. Во всех классах 100% качество знаний.
Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни.
Передо мной, как учителем, никогда не стояла задача - сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное - оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремлённую.
Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу лёгкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “рэп”, “диско” и другие, сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время, как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определённую смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьёзным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.
Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.
Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки: ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения. Вопросами музыкально-эстетического стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не всё, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.
Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узкотехническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке. Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования музыкальной культуры школьников и, недостаточной разработанностью практики музыкально - просветительской деятельности.
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Чего же я, как педагог, достигла в своей работе?
- Устойчивый интерес к предмету;
- работа без неуспевающих;
- стабильность качества знаний;
- авторитет среди учеников, их родителей, коллег по работе.
И пусть мои ученики будут лучше меня!

В перспективе я продолжу работать над проблемой «Создание условий для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроках музыки», буду использовать различные технологии в моей работе. Это приносит удовлетворение и радость творчества. Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными.

Рекомендуем посмотреть:

Портфолио учителя технологии

Похожие статьи:

Положение о Портфолио учителя

Папка портфолио преподавателя своими руками

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке, 1-4 класс. ФГОС
Опубликовано: 566 дней назад (14 октября 2022)
Просмотров: 994
Рубрика: Аттестация
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!