Народные традиции и обычаи в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста
Народные традиции и фольклор как наиболее эффективное средство воспитания толерантности к представителям других национальностей у старших дошкольников.
«Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе».
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, развитие речи, нравственное воспитание, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В работе А.Б. Измайлова представлены «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников, в исследовании М.Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Он рассматривается как «специально организованное взаимодействие (в виде содействия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина».
В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев; помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольного образовательного учреждения, является народная традиция. «Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития дошкольников»
«
Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев» . Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.
«Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности»
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Традиции организуют связь поколений. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. «Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества». Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. «Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений».
Задачи воспитателя, который стремится к использованию в своей деятельности народных традиций– раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры, довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Методика воспитания толерантного воспитания с использованием народных традиций предполагает: создание и обогащение развивающей среды в группе и дошкольном учреждении:
• предметно-информационная обогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);
• образцы творческой деятельности русского народа (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);
• эмоционально-ценностная культурная значимость (игрушки разных народов, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);
• знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей разных народов, фотографии , герб, флаг РФ, родного города)
• создание мини-музеев «игрушки разных народов», «Русская изба», «Из истории вещей», «Народная кукла», «музыкальные инструменты разных народов»,
• создание галерей народного творчества «Народные праздники», «Гончарное искусство», «Декоративная роспись».
В результате этого развивающая среда группы, дошкольного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие дошкольников.
Знакомство с народными традициями в воспитании дошкольников можно разделить на несколько приоритетных направлений:
• Создание атмосферы национального быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, способствуют нравственному, умственному, эстетическому развитию ребенка.
• Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии.
• Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор – это сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки, былины и так далее. Знакомясь с фольклором, ребенок приобщается к нравственным ценностям.
• Русское народное искусство. «Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально» [3, с. 54]. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.
• Народные игры, игрушки. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.
Известно, что
игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря играм дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, т. е. приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни, вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Толерантные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. «Народные игры способствуют формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, способствуют умственному, нравственному развитию».
Традиционные народные праздники и обряды воздействуют на эмоциональную сферу детей и оставляют в их памяти глубокий след. Все праздники на Руси были приурочены к событиям в народном календаре, что помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события: Осенины, Рождество, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха, Иван-Купала и другие. В целом можно выделить следующие функции народных праздников: информационно-просветительную, культурно-творческую, нравственно развивающую, оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается «педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, умений, получение необходимой информации».
Обязательным составляющим праздников были хороводы, пляски, песни, игры. Готовясь к празднику, все доставали свои самые лучшие наряды, которые изготовлялись своими руками.
Например,
праздник «Рождество». Дети наряжаются в костюмы, которые готовятся в детском саду вместе с родителями. Это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы любимы детьми, ведь они сами, вместе с мамами или бабушками принимали участие в их создании, и создают настоящее праздничное настроение. Воспитатели с детьми старших групп изготавливают рождественские звезды, и начинается интересное действо – игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для нравственного воспитания. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник.
На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике.
Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника. После праздника – чаепитие. Потому что дети знают, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, что усвоили дети – это правила гостеприимства, которыми славен русский народ.
Есть праздники не только традиционные народные, но и социальные, которые тоже стали традиционными: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.
Например,
День защитника Отечества – эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи, то есть реализует задачи нравственного воспитания.
Знакомя детей с праздниками, мы расширяем их кругозор, даем знания об окружающем мире, т. е.
русские народные праздники и обряды помогают умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей.
Огромное значение для толерантного воспитания дошкольников играет народный фольклор. «Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивают его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу.
Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. Весело и интересно проходит знакомство с пословицами и поговорками в игре, используя метод «динамических картинок». Игра дает возможность ребенку стать не только наблюдателем, но и живым участником событий прошлых лет, прикоснуться к старине: ухватом достать из печки горшок, поднять ведро воды из колодца, покачать колыбельку. Переодевая кукол в сарафаны, рубахи, душегреи, передники дети знакомятся с особенностями одежды тех времён. В процессе игры, дошкольники лучше понимают смысл фольклорных произведений.
Этапы работы с динамическими картинками:
• беседа по «картине» (диалог детей и воспитателя);
• самостоятельный рассказ (монолог ребенка);
• динамика развития сюжета: переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно-ролевую игру.
Знакомя ребенка с народным фольклором, педагог развивает не только речевую активность, но и познавательную сферу, нравственные качества, эстетическое восприятие.
В процессе воспитания и обучения дошкольников народная педагогика
всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая свое мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность.
Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей, так как оно не только прививает любовь к прекрасному, развивает чувство цвета, творчество, но в целом способствует эстетическому, толерантному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Знания и представления о прикладном искусстве – это народная память сохранения духовного наследия, связывающая настоящее, прошлое и будущее.
Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. «Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества».
Кроме того,
народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения.
Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
«Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа.
К русским народным играм можно отнести: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова» и др. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, помогающие «честно» определить водящего в игре.
Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки» – для младшего возраста. Для дошкольного старшего возраста – «Барыня», «Краски», «Фанты» и многие другие. В таких играх заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находит выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, в них заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, развивает память, гибкость мышления, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Исследователи народной педагогики отмечали необходимость использования в системе воспитания детей дошкольного возраста традиционных игр и игрушек.
Через народную игрушку ребенок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребенка пониманию красоты и истории русского народа.
В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства
обрядовая кукла занимает особое место. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи, в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания, в них воспитывались такие качества как усидчивость, бережливость, любовь к ближним. Кукла не рождается сама: ее создает человек. «Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающегоее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы».
О народной игрушке, ее влиянии на развитие познавательного интереса детей, на ознакомление с традициями русского народа говорила Е.А. Флерина. Она утверждала, что игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции. Эти традиции определяются национальным своеобразием культуры, быта, педагогики. «Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она как сказка для ребенка».
Игрушки изготовлялись из дерева, соломы, глины. Расписные игрушки делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости – уважение, младости – заботу и ласку.
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности или в совместной деятельности с детьми старшего возраста можно изготовить игрушки самим: вылепить из глины, сделать из соломы, связать из ниток или сделать куклу-скрутку из тряпочек, а затем подарить их детям младшего возраста.
Русские народные традиции и традиции разных народов открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.
Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.
Выводы
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Формирование толерантности - процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.
И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Итак, выделенные нами задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру понятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу.
Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве.
Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, цель исследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста ФГОС
Сценарий «Сказка карельская» для детей 5-8 лет с презентацией
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении