Методические рекомендации для воспитателей. Оформление участка детского сада зимой.
Как строить горку. Дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма).
Скат горки не должен выходить на территорию массового движения.
Высота горки для младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной 3м, для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 5-6м. Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу.
Наверху горки делают площадку, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами.
Справа у горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок.
Ступеньки и верхнюю площадку посыпают песком.
Технология устройства ледяной горки проста и доступна:
- во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка);
- снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом; - в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, создает ледяную корку;
- после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см);
- поливать горку теплой водой не следует
- могут появиться проталины; - в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.
В центре зимнего участка делается ровная утрамбованная площадка для организации подвижных игр и игровых упражнений: в младшей и средней группах 60 -70кв.м., в старших группах 80 - 100кв.м. Постройки из снега некрупные.
Постройки. Сказочный вид участку детского сада придают малые архитектурные формы, постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п.), соответствующие возрастным особенностям детей (высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может служить горизонтальной целью и т.п. Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную площадку - место для удовлетворения двигательной активности детей. Снежные постройки можно украшать различными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания одежды); можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка. Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид постройкам.
Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала. Украшением групповой площадки должна быть веранда. Её оформление (композиционное или единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок) играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников.
Снежные постройки:
• фигуры для закрепления навыков равновесия.
• фигуры для перешагивания.
• фигуры для упражнений в метании.
• фигуры для подлезания.
• горки для скатывания и др.
Большое значение для создания эмоционально положительного настроения детей имеет оформление входа на территорию детского сада. Детям нравится, когда их приветливо встречают и провожают сказочные персонажи. Хорошо, если снежные валы, окаймляющие дорожки вокруг территории и ведущие на групповые площадки, будут аккуратно сформированы или утрамбованы. Для развития разных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной и др.) необходимо обеспечить наличие достаточного количества выносного материала.
Выносной материал
- лопатки для снега, ведёрки, формочки; - ледянки, печатки, султанчики, вертушки, «карандаши», флажки; - клюшки; - мешочки, мячи для метания; - материал для игр со снегом; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль, материал для игры «Магазин» и др.; - атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки и др.; - материал для разметки (ленты, верёвочки, фишки и др.); - набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа, снегомер ; - ящики для перевозки снега; - большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок; -игрушки из бросового материала; - палочки для рисования на снегу; - вожжи; - кегли, маски для сюжетно-ролевых игр; - лыжи, санки, ледянки и др.
Безопасность. При оборудовании и оформлении территории дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо учитывать требования безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников. Для этого, при необходимости, нужно спилить нижние ветки на деревьях, обвязать лентами ветки кустов, обеспечить безопасность металлических конструкций (можно обмотать тканью, либо облепить снегом и заледенить), дорожки на территории детского сада должны быть своевременно и максимально расчищены, посыпаны песком, кровля здания детского сада, навесы должны быть очищены от снега, льда и сосулек.
Особое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
1. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.- М.:Перспектива,2011;
2. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//
3. Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.; 4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.;
5. А.В.Кенеман , Д.В.Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», М., Просвещение 1972;
6.Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения», М., Просвещение, 1988; 3. М.А.РуноваДвигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000
Рекомендуем посмотреть:
Зимняя сказка на участке детского сада
Зимние постройки из снега в детском саду своими руками с фото
Ледяные постройки из снега во дворе детского сада
Зимнее оформление участка детского сада по сюжетам сказки зимой с фото