Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекционно-развивающая программа по аппликации для детей

Коррекционно-развивающая программа «Страна творчества»
Выполнила: Самсонова С.А
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1 Особенность программы
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Возрастные особенности
1.4 Принципы и методы программы
1.5 Нормативно – правовые документы программы
2. Прогнозируемые результаты освоения программы
3. Тематический план
4. Содержание программы
5. Литература

Пояснительная записка.
Творчество – это создание чего – то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Я считаю, что творчество – это выражение своих эмоций, чувств. В творчестве ребенок может показать свое отношение к природе, свои мысли. Оно отвлекает детей от плохих мыслей, помогает им обрести себя, познать мир.
В эстетическом развитии детей главным является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага и природный материал. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно. А работа с природным материалом - это доступная, экологически чистая, развивающая форма работы. Способствующая формированию эстетического вкуса, бережного отношения к природе.
В отделение приема и перевозки поступают дети разной возрастной категории от 3-18 лет. У каждого ребенка своя проблема: трудные жизненные ситуации, бытовые условия в связи с этим дети имеют низкий уровень личностных качеств, таких как самостоятельность, настойчивость, самооценка, а также психических особенностей: воображение, память, фантазия и др. Поэтому с этим возникла необходимость внедрения детей в работу ручным трудом, что вызывает у ребенка желание практически действовать с предметами, воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, соотношение частей и целого, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей, воспитывая аккуратность, терпеливость, настойчивость.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для адаптации к новым условиям и приобщения детей к художественной деятельности и творчеству.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью раскрытия у детей творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора,созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе при создании аппликаций.

Особенность программы:
- включает в себя не только обучение техники «аппликация», но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
- является то, что ребенок выполняет творческую работу на каждом занятии, используя различные приемы на одном шаблоне, что позволяет и воспитаннику и воспитателю увидеть результаты творческого труда, а также данный прием является диагностическим материалом.

Цель программы: создание условий для адаптации и творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок в технике «аппликация».
Для достижения поставленной цели решаются задачи, распределенные по возрастной категории детей.

Задачи программы:
№ п\п Возраст детей Воспитывающие Развивающие Ознакомительные
1. От 3-7 лет 1.Воспитывать у детей усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели. 1. Развить у детей внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук. 1. Дать детям первичные навыки изготовления аппликации
2. От 7-18 лет 2.Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
2.Способствовать развитию у детей творческих способностей по изготовлению аппликации.
3. Развить у детей способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. 1.Дать детям сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов.
2. Научить детей различным техникам аппликации, экономному расходу материала

По типу коррекционно-развивающей программа «Страна творчества» являться модифицированной, так как использованы педагогические идеи и труды следующих педагогов:
- образовательная программа «Веселая мозаика» Санкт-Петербург, 2010 год педагог дополнительного образования Басова Лариса Викторовна
- программа «Умелые руки» - Лебедевой И.Ю.
Программа художественно-эстетической направленности.
Целевая группа программы: 3-18 лет
Возрастные особенности целевой группы: От 3 - 7 лет
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы центра. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
От 7 - 18 лет
Располагают уже достаточно большим запасом знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение воспитанника. Он уже может самостоятельно разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающихлюдей и своих собственных. Интенсивно формируются и различные интересы — познавательные, общественно-политические, эстетические и этические, причем они становятся более устойчивыми и действенными. Воспитанники уже не просто теоретически интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике — почитать о нем, что-то поделать самостоятельно в лаборатории и т. п. Особое значение приобретают эстетические и этические интересы, возникающие в процессе общения с природой, искусством, людьми. Воспитанники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Мышление воспитанника приобретает личностный, эмоциональный характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением подростка и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем возрасте.

Место реализации программы: ГБУ НСО СРЦН г. Татарск

Принципы:
Систематичность - проведение занятий в соответствии с планом.
Доступность - учет уровня развития детей, личный опыт, знания, умения, навыки, которыми владеет несовершеннолетний.
Наглядность - использование максимального количества наглядных средств, для организации занятий.
Последовательность - изложение материала от простого к сложному, в соответствии с возрастом ребенка.

Методы:
- метод показа – взрослый показывает, несовершеннолетний смотрит, затем выполняет самостоятельно;
- метод «пассивных» действий – взрослый выполняет с несовершеннолетним действие рука в руку;
- наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал;
-метод объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений;
- поисковый метод - самостоятельный поиск и открытие детьми тех или иных истин.

Нормативно – правовые документы программы:
-Конституция РФ.
-Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года
- Федеральный закон №124 «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
- Федеральный закон № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
- Устав ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
- Положение ГБУ НСО СРЦН г. Татарск.
- Положение отделения приема и перевозки несовершеннолетних.

Структура занятия:
В ходе занятий по творческой деятельности у детей развивается мелкая моторика, способствует стимуляции познавательной активности, поднятия самооценки.
На занятиях используются доступные материалы: бумага разных видов, природные материалы, пластилин, ткань, так называемые «бросовые материалы». Ненужные вещи превратятся в красивые поделки, при изготовлении которых формируются навыки работы с ножницами, клеем, бумагой.
Этапы занятия:
1. Орг. момент
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Основной этап
- теоретический материал
- техника безопасности
- инструктаж по изготовлению работ
- минутка отдыха
4. Практическая часть
5.Рефлексия
6.Итог занятия

Прогнозируемые результаты освоения программы:
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы в программе. Опираясь на него, регламентируется нагрузка, устанавливаются обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. В работе над аппликацией дети осваивают работу в зависимости от возраста и развития. С каждым возрастным периодом применяются определенные методы и задачи. Знания и умения воспитанников возрастают от простых действий к более сложным. Материал дается порционно и дифференцировано.
Время пребывания воспитанника в отделение приема и перевозки несовершеннолетних ограничено. Во время реабилитационного периода задача воспитателя дать основные аспекты об аппликации.
№ п\п Возраст детей Воспитанники должны знать: Воспитанники должны уметь:
1. От 3-7 лет -понятие «аппликация»
-элементарные приемы изготовления аппликации
-основные виды аппликации
-создавать изображения предметов из готовых фигур;
-украшать заготовки из бумаги разной формы;
-подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
-аккуратно использовать материалы.
- соблюдать правила безопасного труда.
2. От 7 -18 - технологию изготовления аппликации;
- основные приемы и техники;
- технологический процесс изготовления аппликаций; -соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
самостоятельного изготовления шаблонов.
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
приобретут навыки:
- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
- изготовления поделки по собственному эскизу;
Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки, участие в конкурсах, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.

Тематический план
№ п\п Блоки Темы Форма проведения Оснащение
1. Цветная
бумага 1. Основные аспекты работы с бумагой.
2. Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.
3. Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.
4.Обрывная аппликация.
5. Аппликация из гофрированной бумаги.
6. Коллаж.
7.Аппликация по технике «Мозаика».
8.Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. творческая работа,
выставка цветная бумага, клей, ножницы, картон, гофрированная бумага,
2. Природный материал 1.Основные аспекты работы с природным материалом.
2. Аппликация из манной крупы
3. Аппликация из засушенных листьев
4. Аппликация из ткани
5. Аппликация из пластилина (Пластилинография)
6.Аппликация из яичной скорлупы
7.Аппликация из опилок
8.Итоговое занятие творческая работа, выставка картон, засушенные листья, клей, крупа, мелкие картон, ткань, опилки, яичная скорлупа, ножницы камешки.Шаблоны, пластилин, маркер

Содержание программы
Блок № 1 Аппликация из цветной бумаги (8 часов)
Тема №1 Основные аспекты работы с бумагой.
Определение понятия «аппликация». История возникновения бумаги. Значение бумаги для человека. Инструменты необходимые для работы с бумагой. Правила безопасного использования инструментов. Правила поведения на занятиях при изготовлении аппликации. Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, круг, треугольник.
Тема: №2 Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.
Организация рабочего места. Определение понятие «шаблон». Работа с шаблонами. История возникновение техники «аппликация». Роль аппликации для человека. Изготовление аппликации из бумаги с помощью шаблонов на свободную тему.
Тема №3 Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами. Определение понятия «объем», «оригами». История возникновения техники «оригами». Значение техники «оригами» для человека. Простейшие элементы оригами. Приемы выполнения объемной аппликации. Изготовление композиционного элемента в технике «объемная аппликация».
Тема№4 Обрывная аппликация.
Совершенствовать знания в области аппликации через игровую деятельность. Разновидности аппликации. Определение понятия «обрывания». Последовательность изготовления аппликации в технике «обрывная аппликация». Самостоятельное изготовление творческой работы в технике «обрывная аппликация».
Тема№ 5Аппликация из гофрированной бумаги
Определение понятия «торцевание», «гофра». История возникновения гофрированной бумаги. История развития техники «торцевания». Применение человеком гофрированной бумаги в быту. Последовательность изготовление аппликации в технике «торцевание». Коллективное изготовление панно из гофрированной бумаги.
Тема №6 Коллаж
Определение понятия «коллажа»? История возникновения коллажа. Последовательность изготовления коллажа. Материал для изготовления коллажа. Инструменты необходимые для выполнения коллажа. Правила безопасного использования инструментов. Самостоятельное изготовление коллажа.
Тема№7 Аппликация по технике «Мозаика».
Определение понятия « мозаика». История возникновения техники
«мозаика». Приемы выполнения мозаики. Возможности использования мозаики человеком. Изготовление коллективной композиции.
Тема№8: Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.
Определение понятия «комбинированная». Материалы для изготовления комбинированной аппликации. Совмещение различных техник в одну аппликацию. Инструменты для выполнения комбинированной аппликации. Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации
Блок № 2 « Аппликация из природного материала» (8 часов)
Тема№ 1 Основные аспекты работы с природным материалом.
Что такое аппликация из природного материала? История возникновения аппликации из природного материала. Инструменты необходимые для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях при изготовлении аппликации. Изготовление композиционного элемента из природного материала.
Тема № 2 Аппликация из манной крупы
Виды круп. История возникновения аппликации из крупы. Последовательность изготовления аппликации из крупы. Инструменты необходимые для выполнения аппликации из крупы. Применение человеком крупы в быту. Изготовление аппликации с использованием манной крупы.
Тема№3 Аппликация из засушенных листьев
Определение понятия «орнамент». Каких форм бывают орнаменты? Из чего состоит орнамент? Материал для выполнения аппликации из листьев. Инструменты для изготовления аппликации. Приемы выполнения аппликации. Изготовление аппликации из засушенных листьев и цветов
Тема№4 Аппликация из ткани
Виды тканей. История возникновения аппликации из ткани. Последовательность изготовления аппликации из ткани. Материал для выполнения аппликации из ткани. Инструменты для изготовления аппликации из ткани. Правила безопасного использования инструментов. Изготовление аппликации из ткани.
Тема№5 Аппликация из пластилина
Определение понятия «пластилинография». История возникновения аппликации из пластилина. Последовательность изготовления аппликации из пластилина. Приемы выполнения аппликации из пластилина. Материал для изготовления аппликации. Самостоятельное изготовление обратной аппликации из пластилина
Тема№ 6 Аппликация из яичной скорлупы.
Совершенствовать знания в области аппликации через игровую деятельность. История возникновения аппликации из яичной скорлупы. Приемы выполнения аппликации. Материал необходимый для изготовления аппликации. Применение человеком яичной скорлупы в быту. Изготовление панно из яичной скорлупы.
Тема№ 7 Аппликация из опилок.
Организация рабочего места. Подготовка материала. Правила использования опилок на занятии. Приемы выполнения аппликации из опилок. Применение человеком опилок в быту. Нанесение фона или нанесение материала по определенной форме. Коллективное изготовление панно из опилок.
Тема№ 8 Итоговое занятие (комбинированное)
Организация рабочего места. Материалы для изготовления комбинированной аппликации. Инструменты необходимые для работы и правила их, безопасного использования.
Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М: Просвещение, 1964
2. Боготеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.: Просвещение, 1986
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Просвещение, 1967
4. Гусакова М.А. Аппликация - М: Просвещение, 1989
5.Индов А. Мозаика из бумаги: Альбом - Таллин,1984
6. Малышева А.Н. Занятие по аппликации. -М. Просвещение, 2009

Рекомендуем посмотреть:

Весенние поделки своими руками. Солнышко Пошаговый мастер класс в технике аппликации Аппликация Стрекозы для детского сада своими руками Консультация для родителей детского сада. Ребёнок и аппликация

Похожие статьи:

Объёмная аппликация из бумаги для детей. Одуванчик

Объёмная аппликация для детей. Зима

Аппликация из бумаги для детей. Натюрморт

Аппликация для детей из картона. Дельфины

Объёмная аппликация для детей. Паровозик

Внеурочное занятие по профориентации в 6 классе. Конспект с презентацией
Опубликовано: 1883 дня назад (28 февраля 2019)
Просмотров: 2249
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 28 февраля 2019 в 21:34 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.
Об этом записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта