Опыт работы педагога ДШИ. Методическая разработка «Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ»
П.И. Чайковский Детский альбом «Болезнь куклы».
Автор: Прохорова Екатерина Владиславовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1 г. Димитровграда Ульяновской области. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам методическую разработку «Развитие чувства формы и восприятия в классе фортепиано ДШИ».
Данный материал будет интересен музыкальным руководителям ДОУ, педагогам СШ, ДШИ и учащимся Музыкального колледжа.
План.
1. Пути и методы работы над музыкальным образом для понимания и воплощения содержания и формы произведения.
2. «Архитектоника» пьесы: выразительная фразировка, кульминация, гармония, темп, педализация и тембр звука.
3. Формирование умения слышать развитие музыкального образа и умения взглянуть на форму произведения "с высоты орлиного полета" (Г.Г.Нейгауз), что поможет избежать излишней детализации в исполнении.
4. Воспитание самостоятельности, собранности и ответственности ученика перед выступлением.
Почему заинтересовала эта пьеса? На первый взгляд, «Болезнь куклы» кажется не очень сложным произведением для учащегося 2 класса ДШИ, но в нём достаточно много задач: звукоизвлечение, слуховой контроль, форма, фактура, педаль, многоголосие, метроритм. Сразу это сделать сложно. Поэтому нужно в 1 классе начинать «опережающее обучение». Подготовить педаль, ритмические упражнения с дирижированием на 2, 3 доли со стремлением в 1 долю (имена: Са-ша, Ма-ша, Са-шень-ка, Ма-шень-ка) на cresc. к кульминации и затем - dim.
Необходимо ввести ученика в мир образов и музыки П.И. Чайковского (посмотреть портрет композитора, отрывки из балетов « Лебединое озеро», « Спящая красавица», «Щелкунчик»); познакомить с некоторыми пьесами «Детского альбома».
В процессе изучения текста делаем всесторонний анализ пьесы «Болезнь куклы» вместе с учеником, причём, стараемся, чтобы ребёнок «самостоятельно» нашёл ответ на вопрос, и удивляемся его находкам, хвалим за интересные образные сравнения:
1). О чём произведение, что представляет ученик в каждой фразе. В конце пьесы лучше подвести маленького пианиста к мысли, что Кукла засыпает. Если возникнет разговор о «Похоронах куклы», то это, возможно, привиделось девочке во сне. Ребёнок замечает, что тональность пьесы (соль минор) не меняется от начала до конца.
2). Размер пьесы 2\4, первая доля сильная, 2-я - слабая. Дирижируем на 2 доли с пропеванием басового голоса и стремлением в 1 долю, помогаем движением руки и корпуса.
(Учеников иногда интересует, почему нельзя делать опору на 2-ю долю? Тенуто на 2 четверти.)
Музыкальная речь - ритм- развивается в метре (с сильными и слабыми долями) и похожа на стихотворный размер. Можно привести в пример детское стихотворение «НА-ша ТА-ня грОм-ко плА-чет…, где при переносе ударения с первого слога на второй получается неестественное произношение слов.
То же самое и в музыкальной речи. Знак Тенуто – точно дослушать звук, а не выделить его. На 2 долю нельзя опираться ни в коем случае.
3). ( Интересно послушать пьесу и посмотреть в исполнении камерного оркестра)
4). Смотрим в ноты, слушаем и выясняем, какие инструменты играют разные голоса? Бас - виолончели (густой звук), верхний голос - скрипки ( лёгкий печальный звук, как падающая слеза). Средние голоса – альты (голос про себя, сосредоточенный, задумчивый).
5). Сколько частей в произведении? (2 предложения =1 период , 2-е предложение расширенное с дополнением). Где главная большая кульминация?
6). Поём с дирижированием басовый голос. Стремление к маленькой кульминации слышать на крещендо.
7). Для выбора нужного темпа хорошо пропеть с подтекстовкой басового голоса:
кук-ле Боль-но или ба-ю, БА-ю
11 11 11 11 Каждый слог на 2 доли, главный слог - БОЛЬ – или БА второе. В медленном темпе мотив будет распадаться на длинные слоги.
8). Запаздывающую педаль лучше подготовить заранее, так как пьеса требует свободного владения ею.Произведение играем целиком, смотрим картины и читаем выразительно стихи в оформлении «Детского альбома». Надо «наполнить головку» своим пониманием и чувством.
ЧТО - самое главное. А вот
КАК – идёт рядышком. Корректируем слова стихотворения в соответствии с придуманным сюжетом, где кукла в конце засыпает.
«Кукла Маша заболела.
– Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко,
- Как помочь ей? Вот бедняжка!»
9). Соединяем Бас + Сопрано. Сначала можно поучить вокально в ансамбле с педагогом (встроить в бас). Поём, дирижируем вдвоём, потом играем. Всё время помним о темпе, о стремлении 2 доли в первую. Меняемся партиями. а) ученик сам исполняет басовый голос и сопрано.
10). Бас + альтовые голоса (« начинка пирожка») с педагогом, потом самостоятельно (встроить в бас).
11). Соединяем все 3 пласта сначала в ансамбле с педагогом, потом сольно.
12). Слушаем гармонию, и «замечаем» с учеником, что в 1 предложении «качаются» аккорды I и V ступени, а во 2 предложении – I –VII# аккорды). Связываем это и гармоническое развитие, кульминацию с переживаниями девочки, а в конце - с «засыпанием героини». В 4 фразе отмечаем наложение конца и начало новой волны. Так бывает, когда мысли от волнения и печали « перескакивают с одного видения на другое».
13). Хорошо нарисовать развитие образа графически с указанием динамики и главной Кульминации.
14). Необходимо воспитывать самостоятельность, собранность и ответственность ученика перед выступлением.
Требуется неоднократное цельное проигрывание (учить перед исполнением выбирать темп, услышать внутренним слухом сильные-слабые доли, кульминацию); хорошо послушать исполнение ученика в записи с дальнейшим обсуждением. Постараться избежать подчёркивания и опоры на каждую сильную долю, что приведет к излишней детализации.
Можно привести пример предложения с одним главным словом. Например: «
Я люблю осень», «я
ЛЮБЛЮ осень», « я люблю
ОСЕНЬ». При смене главного слова меняется смысл предложения, а выделять каждое слово нельзя т.к. исполнение становится статичным, теряется развитие, разрушается форма и не воспринимается содержание.
В заключение хочется отметить, что выбранный путь работы непростой, но невероятно интересный и полезный. Мы готовим ученика к более сложным пьесам во всех направлениях. Насколько возможно во 2 классе, развиваем чувство формы и целостного восприятия произведения.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств
Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией