Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ

Опыт работы педагога ДШИ. Методическая разработка «Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ»
П.И. Чайковский Детский альбом «Болезнь куклы».

Автор: Прохорова Екатерина Владиславовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1 г. Димитровграда Ульяновской области. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам методическую разработку «Развитие чувства формы и восприятия в классе фортепиано ДШИ».
Данный материал будет интересен музыкальным руководителям ДОУ, педагогам СШ, ДШИ и учащимся Музыкального колледжа.
План.
1. Пути и методы работы над музыкальным образом для понимания и воплощения содержания и формы произведения.
2. «Архитектоника» пьесы: выразительная фразировка, кульминация, гармония, темп, педализация и тембр звука.
3. Формирование умения слышать развитие музыкального образа и умения взглянуть на форму произведения "с высоты орлиного полета" (Г.Г.Нейгауз), что поможет избежать излишней детализации в исполнении.
4. Воспитание самостоятельности, собранности и ответственности ученика перед выступлением.
Почему заинтересовала эта пьеса? На первый взгляд, «Болезнь куклы» кажется не очень сложным произведением для учащегося 2 класса ДШИ, но в нём достаточно много задач: звукоизвлечение, слуховой контроль, форма, фактура, педаль, многоголосие, метроритм. Сразу это сделать сложно. Поэтому нужно в 1 классе начинать «опережающее обучение». Подготовить педаль, ритмические упражнения с дирижированием на 2, 3 доли со стремлением в 1 долю (имена: Са-ша, Ма-ша, Са-шень-ка, Ма-шень-ка) на cresc. к кульминации и затем - dim.
Необходимо ввести ученика в мир образов и музыки П.И. Чайковского (посмотреть портрет композитора, отрывки из балетов « Лебединое озеро», « Спящая красавица», «Щелкунчик»); познакомить с некоторыми пьесами «Детского альбома».

В процессе изучения текста делаем всесторонний анализ пьесы «Болезнь куклы» вместе с учеником, причём, стараемся, чтобы ребёнок «самостоятельно» нашёл ответ на вопрос, и удивляемся его находкам, хвалим за интересные образные сравнения:


1). О чём произведение, что представляет ученик в каждой фразе. В конце пьесы лучше подвести маленького пианиста к мысли, что Кукла засыпает. Если возникнет разговор о «Похоронах куклы», то это, возможно, привиделось девочке во сне. Ребёнок замечает, что тональность пьесы (соль минор) не меняется от начала до конца.
2). Размер пьесы 2\4, первая доля сильная, 2-я - слабая. Дирижируем на 2 доли с пропеванием басового голоса и стремлением в 1 долю, помогаем движением руки и корпуса.
(Учеников иногда интересует, почему нельзя делать опору на 2-ю долю? Тенуто на 2 четверти.)
Музыкальная речь - ритм- развивается в метре (с сильными и слабыми долями) и похожа на стихотворный размер. Можно привести в пример детское стихотворение «НА-ша ТА-ня грОм-ко плА-чет…, где при переносе ударения с первого слога на второй получается неестественное произношение слов.
То же самое и в музыкальной речи. Знак Тенуто – точно дослушать звук, а не выделить его. На 2 долю нельзя опираться ни в коем случае.
3). ( Интересно послушать пьесу и посмотреть в исполнении камерного оркестра)
4). Смотрим в ноты, слушаем и выясняем, какие инструменты играют разные голоса? Бас - виолончели (густой звук), верхний голос - скрипки ( лёгкий печальный звук, как падающая слеза). Средние голоса – альты (голос про себя, сосредоточенный, задумчивый).
5). Сколько частей в произведении? (2 предложения =1 период , 2-е предложение расширенное с дополнением). Где главная большая кульминация?
6). Поём с дирижированием басовый голос. Стремление к маленькой кульминации слышать на крещендо.
7). Для выбора нужного темпа хорошо пропеть с подтекстовкой басового голоса:
кук-ле Боль-но или ба-ю, БА-ю
11 11 11 11 Каждый слог на 2 доли, главный слог - БОЛЬ – или БА второе. В медленном темпе мотив будет распадаться на длинные слоги.
8). Запаздывающую педаль лучше подготовить заранее, так как пьеса требует свободного владения ею.Произведение играем целиком, смотрим картины и читаем выразительно стихи в оформлении «Детского альбома». Надо «наполнить головку» своим пониманием и чувством. ЧТО - самое главное. А вот КАК – идёт рядышком. Корректируем слова стихотворения в соответствии с придуманным сюжетом, где кукла в конце засыпает.
«Кукла Маша заболела.
– Врач сказал, что плохо дело.
- Маше больно, Маше тяжко,
- Как помочь ей? Вот бедняжка!»

9). Соединяем Бас + Сопрано. Сначала можно поучить вокально в ансамбле с педагогом (встроить в бас). Поём, дирижируем вдвоём, потом играем. Всё время помним о темпе, о стремлении 2 доли в первую. Меняемся партиями. а) ученик сам исполняет басовый голос и сопрано.
10). Бас + альтовые голоса (« начинка пирожка») с педагогом, потом самостоятельно (встроить в бас).
11). Соединяем все 3 пласта сначала в ансамбле с педагогом, потом сольно.
12). Слушаем гармонию, и «замечаем» с учеником, что в 1 предложении «качаются» аккорды I и V ступени, а во 2 предложении – I –VII# аккорды). Связываем это и гармоническое развитие, кульминацию с переживаниями девочки, а в конце - с «засыпанием героини». В 4 фразе отмечаем наложение конца и начало новой волны. Так бывает, когда мысли от волнения и печали « перескакивают с одного видения на другое».
13). Хорошо нарисовать развитие образа графически с указанием динамики и главной Кульминации.

14). Необходимо воспитывать самостоятельность, собранность и ответственность ученика перед выступлением.
Требуется неоднократное цельное проигрывание (учить перед исполнением выбирать темп, услышать внутренним слухом сильные-слабые доли, кульминацию); хорошо послушать исполнение ученика в записи с дальнейшим обсуждением. Постараться избежать подчёркивания и опоры на каждую сильную долю, что приведет к излишней детализации.
Можно привести пример предложения с одним главным словом. Например: « Я люблю осень», «я ЛЮБЛЮ осень», « я люблю ОСЕНЬ». При смене главного слова меняется смысл предложения, а выделять каждое слово нельзя т.к. исполнение становится статичным, теряется развитие, разрушается форма и не воспринимается содержание.
В заключение хочется отметить, что выбранный путь работы непростой, но невероятно интересный и полезный. Мы готовим ученика к более сложным пьесам во всех направлениях. Насколько возможно во 2 классе, развиваем чувство формы и целостного восприятия произведения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Опубликовано: 1695 дней назад (6 сентября 2019)
Просмотров: 1746
+10
Голосов: 10
Сирануш Агоповна Притула # 6 сентября 2019 в 23:52 +3
Екатерина Владимировна, замечательная работа! Столько образности и наглядности в работе над раскрытием сути произведения, его технической и эмоциональной особенностью. Не каждому педагогу это удаётся, открыла для себя много нового и интересного. Рада нашему общению. Мой голос+
Екатерина Владиславовна Прохорова # 7 сентября 2019 в 06:10 +2
Сирануш Агоповна! Спасибо за внимание и отзыв. С уважением Екатерина Владиславовна.
Надежда Попова # 7 сентября 2019 в 12:35 +3
Екатерина Владиславовна, с интересом прочла вашу разработку "Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ". Вы показали много приёмов при разучивании и исполнении музыкального произведения детьми. Это, несомненно, поможет ученикам овладеть исполнительским искусством. Голос!
Екатерина Владиславовна Прохорова # 7 сентября 2019 в 13:10 +2
Надежда Александровна! Спасибо Вам за внимание и добрые слова.С уважением Екатерина Владиславовна.
Валерий Григорьевич Вершинин # 7 сентября 2019 в 20:28 +3
Екатерина Владиславовна! Поздравляю вас с певой публикацией. Вами проделана большая и серьёзная работа. Тема формы музыкального произведения в ДШИ ещё недостаточно изучена, осознана и показана, но без неё, иногда, трудно охватить пьесу и в медленном, и в подвижном темпе, если нарушено , как говорят математики, единство з-х составляющих: "скорость- время-расстояние". Так пьесу "Болезнь куклы" я слышал в интернете, на академических коцертах в очень медленном темпе и с опорой, кстати, на 2-ю слабую долю. Мелодия, конечно, красивая, печальная, но это не то, что написал П. Чайковский. А вот камерный оркестр "ведёт"нас по фразам, а не "по буквам". Поэтому и надо послушать пьесу в оркестровом исполнении, продирижировать, что, правильно вы говорите, помогает найти нужный темп. Так что Вы затронули очень важную тему Голосую +
Екатерина Владиславовна Прохорова # 7 сентября 2019 в 21:08 +1
Уважаемый Валерий Григорьевич! Большое спасибо за подробный анализ моей работы, добрые слова и пожелания.С уважением Екатерина Владиславовна
Софья Владимировна Юхнина # 8 сентября 2019 в 12:45 +3
Елена Владиславовна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с методической разработкой «Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ».
На ярком примере программных произведений для дошкольников, для меня это важно, П.И. Чайковского, Вы показываете, как можно создать условия для развития чувства формы и целостного восприятия произведения. Хочется отметить оформление публикации, ещё бы цель и задачи, вообще было бы замечательно! Поздравляю Вас с ДЕБЮТОМ на сайте!
Мой голос +4, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Екатерина Владиславовна Прохорова # 8 сентября 2019 в 13:47 +3
Здравствуйте, Софья Владимировна! Спасибо за внимание и отзыв. Я подумала, что здесь цели и задачи отражены в плане, т.к. это не одно занятие, но, может, я ошиблась. Я учту на будущее.
Елена Дмитриевна Шадрина # 8 сентября 2019 в 15:32 +3
Добрый день, Екатерина Владиславовна! Прочитала Вашу методическую разработку на тему" Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ. П.И. Чайковский детский альбом "Болезнь куклы". Вами подробно все описано. Представлены яркие картинки, где всё наглядно видно. Только требование этого портала обязательно прописывать Цель и Задачи.
В наше время образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Продуманно подобранный учебный материал способствует воспитанию характера учеников. Воспитание воли учеников связано с задачами музыкального обучения - воспитание любви к работе за инструментом, интереса к самому процессу упражнения к "ремеслу" исполнителя.
Работа Вами проделана огромная. Желаю Вам творческих успехов.
Примите голос!
Екатерина Владиславовна Прохорова # 8 сентября 2019 в 15:51 +1
Уважаемая Елена Дмитриевна! Спасибо большое за добрые слова и пожелания.
Татьяна Николаевна Бунтури # 10 сентября 2019 в 09:18 +3
Екатерина Владиславовна, добрый день! Поддерживаю Вашу идею о большой значимости восприятия музыки и развития чувства формы у начинающих музыкантов. Вами выбрано для примера прекрасное произведение, которое позволяет наглядно продемонстрировать Ваши творческие идеи и разработки. Вы очень подробно сделали описание методов и приёмов работы, конечно отдаю Вам голос!
Екатерина Владиславовна Прохорова # 10 сентября 2019 в 18:06 +2
Уважаемая Татьяна Николаевна! Спасибо Вам за добрые слова и комментарий.
Анна Васильевна Молдареева # 10 сентября 2019 в 17:21 +3
Екатерина Владиславовна! Очень интересная публикация. Вы молодец. Мой голос Вам!
Екатерина Владиславовна Прохорова # 10 сентября 2019 в 18:07 +1
Анна Васильевна! Благодарю за внимание и отзыв.
Анна Владимировна Молокова # 12 сентября 2019 в 05:31 +3
Здравствуйте, Екатерина Владиславовна! Мне очень понравилась Ваша методическая разработка, в которой Вы детально показываете, как подготовить юного пианиста к исполнению пьесы Чайковского "Болезнь куклы". Вы скрупулёзно рассматриваете с учеником музыкальный образ, выразительные средства, динамические оттенки, владение педалью, элементы полифонии, звукоизвлечение, метроритм, графическое рисование. Кроме этого, применяете художественное слово и развиваете в ученике самостоятельное мышление. Спасибо за приглашение. Беру в закладки. Голос!
Екатерина Владиславовна Прохорова # 12 сентября 2019 в 19:22 +1
Анна Владимировна! Спасибо за добрые слова и отзыв.
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 20 сентября 2019 в 18:34 +2
Екатерина Владиславовна,здравствуйте.
С интересом познакомилась с Вашей разработкой "Развитие чувства формы в классе фортепиано ДШИ". Вы показали много приёмов при разучивании и исполнении музыкального произведения детьми. Голос!