Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия. Тряпичная кукла "Подорожница" своими руками

Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы "Подорожницы"
Цель: научить изготавливать текстильную куклу-подорожницу.
Задачи:
- познакомить воспитанников с различными видами русской самодельной игрушкой ;
- обучить технологии выполнения куклы «подорожница»;
- развить стремление к углублению знаний;
- самостоятельно работать, анализировать и оценивать результат;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность;
- воспитывать уважение к народным традициям и интереса к прикладному творчеству.
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Оборудование:
1. Квадрат белой ткани на голову размером 12*12 см
2. Небольшой шар хлопковой ваты
3. Полоска цветной ткани на нижний платок – повойник
4. Треугольник нарядной ткани на верхний платок
5. Полоска плотной ткани на юбку размером примерно 5*10 см
6. Полоску ткани на руки размером примерно 4*12 см
7. Ткань на узелок с крупой размером 7*7 см
8. Крупа
9. Льняные или хлопковые нити красного цвета
10. Презентация
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Во все времена ценились вещи, сделанные своими руками. На предыдущих занятиях мы начали знакомство с удивительным видом русского народного творчества – самодельной тряпичной куклой.

2. Вводная беседа
Воспитатель: Посмотрите на слайды и сформулируйте тему нашего занятия. Мы видим дорогу и девочку с куклой. Какой оберег давали путнику в дорогу?
Воспитатель: Правильно, куклу оберег «Подорожница»
Мне хочется начать наше занятие со слов Вадима Шафнера
Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Дети: Отвечают на вопрос.

Воспитатель: Кукла- первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, изготовляли из дерева, глины, камня. А уже позднее превратилась в детскую тряпичную куклу. Силы плодородия земли олицетворяла кукла в русском народе. В крестьянских семьях широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы, их насчитывали до сотни. Кукол передавали по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и болезней.

Народные куклы делались без выкроек и чертежей.

По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг.

Куклу делали с большим старанием, так по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Изготовление кукол было сугубо женским.

Куклы-обереги изготавливались без ножниц, иголок и ниток.

В любом наряде должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, здоровья, радости и тепла.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они защищали человека от невзгод и злых сил, принимали на себя болезни, способствовали хорошему урожаю, давали силу маленьким.

По своему назначению куклы разделяются на три группы: игровые, обереговые и обрядовые.
Кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание. Такую куклу не купишь в магазине, поэтому мы сами смастерим традиционную русскую игрушку. С пяти лет дети начинали вертеть таких кукол.

Ещё до рождения ребёнка делали куколку пеленашку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним, чтобы малыш крепко и спокойно спал, мама делала куклу «Сонница- бессонница». Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Кубышка-травница наполнялась душистой травой и помогала больному скорей выздороветь. Кукла Зернушка была символом сытости и богатства. Кукла-колокольчик – символом радости и добрых вестей. Куклу-берегиню мама дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на счастливое замужество. Этими куклами дорожили и берегли. Считалось, чем больше кукол, тем больше в семье счастья. И насчитывалось их до 100.

3. Актуализация знаний.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, и научимся изготавливать куклу-оберег «Подорожница».
Определяют основные вопросы занятия:
-Какое общее значение кукол-оберегов?
-Какие названия тряпичных кукол вы знаете?
- Какие основные способы изготовления кукол?
Ответы детей.
Воспитатель: Такой оберег мама давала сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу, чтобы скоро и благополучно вернуться домой.
В руках куклы «Подорожница» находится узелок, в котором спрятаны зернышки и нитки. Зерно является символом сытости, дабы путник всегда был в дороге сыт. Нитки клали с целью, чтобы путник сумел найти дорогу домой. А куколку такую сделать очень быстро и легко. Куколку обматывали нитками, одевали повойник (налобная повязка), платок, юбку поневу (понева - не сшитая по краям юбка).
Просмотр слайдов технологии изготовления куклы «Подорожница».
Воспитатель: Но прежде чем приступить к изготовлению куклы ,давайте вспомним правила по технике безопасности с ножницами.
Дети:
1.Хранить ножницы нужно в определённом месте.
2.Класть их сомкнутыми острыми концами от себя.
3.Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

4. Практическая часть
Воспитатель: Помните, изготавливая обережные куклы, будьте в хорошем настроении и добром расположении духа.

Технология выполнения:
1. Формируем голову и лицо. Помещаем наполнитель на середину ткани, сворачиваем и обматываем нитками.
2. Обхватываем голову повойником и обматываем нитками.
3. Присбориваем лоскут для сарафана вокруг шеи, располагая разрез сзади. Закрепляем обмоткой. Выворачиваем сарафан на лицевую сторону.
4.Лоскут для мешочка наполняем зерном, обматываем нитками, завязываем узелок и оставляем нитки.
5. Лоскуток для ручек сворачиваем вдоль. Привязываем к середине мешочек.
6. Закрепляем ручки обмоткой на уровне шеи. Обрываем нитку.
7. Надеваем платочек.
Во время работы проводится игра «Умники и умницы», где задаются вопросы пройденного материала, для лучшего их усвоения. За каждый правильный ответ получают смайлики.

Вопросы:
1. Когда возникли первые игрушки?
2. Из чего их делали?
3. Для какой цели древний человек изготавливал свистульки, погремушки?
4. Какая игрушка была самой распространенной в русских деревнях?
5. Почему на самодельных куклах не рисовали лицо?
6. С какого возраста дети начинали вертеть кукол?
7. Для чего служили куклы обереги?
8. Для чего изготовляли куклу Подорожницу?
(Дети отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают смайлики. Выявляются победители.)

Физкультминутка.
Руки подняли и покачали это деревья в лесу
Руки согнули, брызги стряхнули – ветер сбивает росу
В стороны руки – дружно помашем, это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
Пожалуйста, сели.

5. Анализ готовых работ.
Воспитатель: - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением В.Шафнера?
- На какие вопросы урока вы нашли сегодня ответы?
Для чего служили куклы обереги?
Для чего изготовляли куклу «Подорожница»?
Что такое повойник и понева?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Вам было интересно?
Все ли у вас получилось?
Скажите, кому можно подарить такой подарок?
Были ли на уроке положительные эмоции?
Воспитатель: Вот и готова ваша кукла подружка –подорожница. Теперь вы можете с ней поделится самым сокровенным. Рассказать все свои обиты, пожаловаться ей, ведь теперь она самая лучшая подруга.
Какую мы с вами делали куклу?
Дети: Куклу подружку-подорожницу.

6. Выставка работ.
Воспитатель: Давайте поставим свои работы на полочку. Скажите, чья работа вам больше всего понравилась. Объясните.

7. Уборка рабочих мест.
Воспитатель: А последним этапом нашей с вами работы является уборка рабочих мест.
Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали новое, а самое главное создали куклу своими руками, которая обязательно украсит интерьер вашей комнаты. Надеюсь, сегодняшнее занятие вам понравился.

Рекомендуем посмотреть:

Народная кукла «Отдарок на подарок» своими руками Тряпичная кукла оберег своими руками Кукла веснянка своими руками. Мастер класс Мастер-класс. Кукла - травница

Похожие статьи:

Кукла оберег. Мастер-класс

Тряпичная кукла своими руками. Мастер-класс

Как изготовить тряпичную куклу своими руками

Кукла крупеничка. Мастер-класс

Опубликовано: 1161 день назад (19 марта 2019)
Просмотров: 1100
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Викторовна # 22 марта 2019 в 22:37 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть ссылки на слайды, поэтому Вам необходимо выслать презентацию по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы сами вставим презентацию в Ваш материал
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Наталья Николаевна Полякова # 23 марта 2019 в 11:47 0
Ирина Сергеевна, приобщение детей к истокам национальной культуры и развитие у них творческих начал - важная составляющая воспитания. Люблю такие занятия. Мастер-класс на отлично.