Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Бал литературных героев для старших классов

Внеклассное мероприятие по литературе. Бал литературных героев для школьников старших классов
Цели: познакомить с некоторыми традициями бала ;привлечь учащихся и гостей бала к чтению произведений классической литературы ; повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом , так и в интеллектуальном плане.
Оформление: зажжённые свечи, костюмы, драпировка окон, доски.
Звучит вальс.
Распорядитель бала (РБ): Добрый день, уважаемые леди и джентльмены! Чтобы воскресить в памяти несколько страниц уже такой далёкой от нас эпохи, отдохнуть душой от «железного» 20 века в «золотом» 19,почувствовать его атмосферу , мы пригласили вас сегодня на свой бал. И я, распорядитель бала, к вашим услугам. У вас будет великолепная возможность повстречаться со своими любимыми героями, потому что у нас сегодня не обычный бал, а бал литературных героев.
Впервые традицию собирать всех знатных людей для разговоров, галантных танцев и музыки ввёл Пётр Первый. Называлось всё это сначала ассамблея, а потом бал.
На балу было принято много танцевать. Открывали бал менуэтом. Этот старинный танец отличался изяществом и плавностью движений, в нём было много реверансов. Менуэт отражает эпоху, когда взаимоотношения людей были подчёркнуто изысканными. На балах было принято говорить комплименты. Умение сказать комплимент - это целое искусство. Похвалить можно внешний вид, черту характера или поступок (делает кому-нибудь комплимент). И вот наш первый конкурс - конкурс на лучший комплимент. Предлагаем кавалерам произнести комплимент дамам. Но участвовать в конкурсе могут и наши гости. По итогам конкурса выберем три самых оригинальных и изысканных комплимента.
Итоги конкурса.
РБ: Если кавалер хотел сделать комплимент той, которая находится от него далеко, на балу всегда был почтальон, и у него были письменные принадлежности. Он доставлял записку желаемому адресату. Если вы, уважаемые участники и гости бала, захотите послать кому-нибудь письменный комплимент, наш почтальон к вашим услугам. (Представляет почтальона.) Ведь недаром писал А.С. Пушкин:
Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма.
Каждая барышня 19 века имела свой альбом. Помещали в них пожелания, любовные признания, эпиграммы на гостей, забавные рисунки. На последней странице такого альбома обычно писали:
Кто любит более тебя, Пусть пишет далее меня.
И наш следующий конкурс называется «Пожелание в альбом».
Участвуют все желающие. Послание можно адресовать любому присутствующему на балу. Оцениваются оригинальность и чувство юмора. Мы так же выберем три самых красивых и запоминающихся пожелания. Пока участники придумывают свои пожелания, мы послушаем французский вальс ( звучит французский вальс, все присутствующие угощаются напитками).
Итоги конкурса.
РБ: Особое значение для дамы на балу имел веер. В умелых руках веер умеет разговаривать. Дама без веера чувствовала себя так, как кавалер без шпаги.
И сейчас предлагаем вам поучаствовать в следующем конкурсе «Язык веера». Участницы бала продемонстрируют нам движения веера, каждое из которых что-то обозначает. А остальные попытаются отгадать значение знаков, которые дама подаёт кавалеру.
1. «Вы мне безразличны» - закрыть веер.
2. «Я Вас люблю» - указать закрытым веером на сердце (веер в правой руке).
3. «Я хочу с Вами танцевать» - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
4. «Будьте осторожны, за нами следят» - открытым веером дотронуться до левого уха.
5. «Делай, как я хочу» - закрытый веер держать посередине.
6. «Я жду ответа» - ударить веером по ладони.
7. «Отойдите» - сложенным веером указать прямо на кавалера.
8. «Прости меня» - сложить руки под открытым веером.

Итоги конкурса.
РБ: Один из обязательных бальных танцев называется полонез. Он родился в Польше. На Руси его называли «польский танец» или « ходячий разговор». Почему ходячий разговор? Потому что во время танца принято было беседовать. Продолжался этот танец более получаса. Много чего мог кавалер сказать своей даме за это время. Наши гости тоже перешептываются. Давайте послушаем, о чём беседует эта пара, и попытаемся узнать своих любимых героев.
«Мери и Печорин», М. Ю. Лермонтов,«Герой нашего времени».
Печорин: Я слышал, княжна, что, будучи Вам незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость, что Вы нашли меня дерзким. Неужели это правда?
Мери: И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
Печорин: Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались.
Мери: Вам это будет довольно трудно.
Печорин: Отчего же?
Мери: Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.
Печорин: Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать еще преступнее.
Мери: Вы странный человек!
Печорин: Я не хотел с Вами знакомиться, потому что Вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть.
Мери: Вы напрасно боялись! Они все прескучные.
Печорин: Неужели все?
Мери: Все!
РБ: Несомненно, вы узнали этих героев. Кто нам первым назовёт правильно имена героев, название произведения и имя автора, тот и получает приз. Отвечает тот, кто первым поднял руку.
РБ: Наши следующие герои чем-то смущены. Мне кажется, они говорят о любви.
Наташа Ростова и Андрей Болконский, Л.Н. Толстой, «Война и мир».
Болконский: Я полюбил Вас с той минуты, как увидал Вас. Могу ли я надеяться? Любите ли Вы меня?
Наташа: Да, да! Я так счастлива!
Болконский: Сказала ли Вам маман, что это не может быть раньше года?
Наташа: Нет.
Болконский: Простите меня, но Вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Как ни тяжел мне будет этот год, откладывающий моё счастие, в этот срок Вы проверите себя. Я прошу Вас через год сделать моё счастие. Но Вы свободны, и если Вы убедитесь, что не любите меня…
Наташа: Зачем Вы это говорите? Вы знаете , что с того самого дня , как Вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила Вас.
Болконский: В год Вы узнаете себя.
Наташа: Целый год! Да отчего ж год? И нельзя иначе? Я умру, дожидаясь года. Нет, нет, я всё сделаю, я так счастлива! (Болконский уходит.) Неужели это я, та девочка-ребёнок (все так говорили обо мне), неужели я теперь жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое моё дело и слово?
РБ: Кто же эти герои? Из какого романа они к нам пришли?
РБ : Какие страсти происходят на нашем балу! Давайте немного отвлечёмся, поиграем в одну замечательную игру. Эту игру знали и любили ещё в 19 веке. И дошла она до нас почти в неизменённом виде. А самое главное – в неё любили играть на балах. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода – эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Это ручеёк. Приглашаем всех желающих.
Игра в ручеёк.
РБ: На балу танцевали много , но королём бальных танцев являлся всегда вальс.И мало кто знает, что по происхождению это отнюдь не аристократический танец, а простонародный. Не сразу вальс получил всеобщее признание. Какое – то время он даже был под запретом в Германии и России. Но запреты не помогли. Вальс жил. И потихоньку из деревень перебрался в богатые дома и дворцы.
Пусть проходят года,
Всё равно никогда
Не состарится вальс!
Танец «Вальс».
РБ: Под звуки вальса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием русской литературы 19 века. Давайте понаблюдаем за следующими героями.
Татьяна Ларина и Онегин, А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Онегин: Чего хочу? С какою целью
Открою душу вам свою?
Случайно Вас когда-то встретя,
В Вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу,
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!
Но так и быть : я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Татьяна:
И я любила Вас, и что же?
Что в сердце Вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость.
А нынче! – что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с Вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
А счастье было так возможно,
Так близко! Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я Вас прошу, меня оставить,
Я знаю: в Вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я Вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
РБ: Итак, в этих героях вы узнали ……кого?
РБ: В литературных произведениях герои часто проверяются автором различными чувствами, чаще всего любовью. Для кого-то любовь – это счастье, для кого-то - испытание, а для некоторых героев она становится настоящим потрясением, и они раскрываются с неожиданной стороны. Один из наших следующих героев тоже столкнулся с этим чувством, которое оказалось сильнее его и которое он так пытается спрятать. И за напускной грубостью этого человека скрывается доброе, умеющее любить сердце.
Аркадий, Базаров и Одинцова, И.С. Тургенев, «Отцы и дети».
Базаров: Это что за фигура? На остальных баб не похожа.
Аркадий: Это та, о которой я тебе говорил.
Одинцова: С кем вы это стояли?
Аркадий: Вы заметили? Не правда ли, у него славное лицо? Это мой приятель.
Одинцова: Вы обещали посетить меня, привезите же с собой и вашего приятеля. Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить.
Базаров: Ну что? Мне сейчас один барин сказывал, что эта госпожа - ой-ой-ой. Это точно? Аркадий: Я этого определения не понимаю. Она очень мила – бесспорно, но она так холодно и строго себя держит.
Базаров: Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?
Аркадий: Может быть, я об этом судить не могу. Она желает с тобой познакомиться и просила меня, чтоб я привёз тебя к ней.
Базаров: Воображаю, как ты меня расписывал! Впрочем, вези меня. Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа. Вишь, как себя заморозила. Герцогиня. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове. Первый сорт.
РБ: Этих героев невозможно не узнать. Конечно же, это были….
РБ: Любовь творит чудеса, дарит радость, меняет жизнь. Главное – встретить её и не перепутать ни с чем иным.
Вера Шеина, А.И. Куприн, «Гранатовый браслет».
Горничная: Это просили Вам передать.
Вера (рассматривает браслет, читает письмо): «Я не виноват, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах. Уходя, я в восторге говорю : «Да святится имя твоё!» Я не знаю, как мне закончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую ваши руки».
Я знаю, этот человек убьёт себя. Но что же это было: любовь или сумасшествие? А может, дедушка был прав: мимо меня прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет.
РБ: Уважаемые гости, вспомните, какая же героиня не сумела распознать любовь и упустила своё счастье?РБ: Наша следующая участница - одна из тех героинь, которые проходили испытание разлукой.
Маргарита, М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Маргарита: Нужно забыть его или самой умереть. Ведь нельзя же влачить такую жизнь! Но он не забывается, вот горе в чём. Зачем я тогда ушла от него? Зачем? Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно. Я верю, что что-то произойдёт. Мой сон вещий. Если он жив, тогда сон может означать только одно, что он напоминает мне о себе! Он хочет сказать, что мы ещё увидимся. Да, мы увидимся. Очень скоро! РБ: Кого вы узнали в этой героине? Вы видели, она бросила жёлтые цветы. Узнали?
РБ: Какой у нас замечательный бал, все любимые герои собрались вместе. Ах да, к сожалению, не все приглашенные герои смогли приехать. Давайте сейчас сами заглянем к ним и узнаем, какие же важные дела помешали им быть на балу.
Илья Обломов, А.И. Гончаров, «Обломов».
Обломов (лежит на диване, в халате ) : Что же я сегодня должен был сделать? Ах да, приглашение на бал! Боже мой! Идти на бал! Мне! Столько лиц, голосов, разговоров! Подумать страшно! Нет, я не поеду. Надо написать вежливый отказ. Но для этого надо встать. (Начинает спускать одну ногу, но снова подбирает её.) Я успею сделать это и после чаю, а чай можно пить и в постели (пьёт). Ну, полно лежать, надо встать. А впрочем, дай-ка я прочту еще раз приглашение, а потом уже встану. (Читает.) Эх, трогает жизнь, везде достаёт.(Засыпает.) РБ: Конечно, это был всем известный и, несмотря ни на что, всеми любимый …..
РБ: Ещё один приглашённый герой отсутствует. Интересно, почему?
Митрофанушка, Д. Фонвизин, «Недоросль».
Митрофанушка: Отпусти, Еремеевна, стара хрычовка. Уж я те отделаю, я опять нажалуюсь матушке, так она даст тебе. И учителя надоели эти , пострел их побери вместе с Еремеевной. Час моей воли пришёл, не хочу учиться, хочу жениться. И на бал ваш этот не поеду. Там всякие заумные разговоры надо вести. Я до умниц не охотник. Свой брат завсегда лучше!
РБ: Как вы думаете, кто же испугался заумных разговоров и не приехал на бал?
РБ: Очень жаль, что эти герои так и не добрались до бала, уверена, им было бы интересно здесь. Но зато к нам приехала гостья из Франции, героиня романа, который, наверняка, многие из вас прочитали и полюбили. Встречаем и угадываем, кто же это?
Эсмеральда, В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери».
Эсмеральда: Я всегда мечтала об офицере, который спас бы мне жизнь. И он пришёл. Мой герой. У него такой же красивый мундир, такой же благородный вид, как и у героя из моей мечты. И у него чудное имя – Феб. И пусть я жалкая уличная девчонка, а он дворянин, и мы не сможем венчаться. Ведь не может же венчаться плясунья с офицером? Пусть я буду только игрушкой, забавой, зато буду любима! Я буду самой счастливой из всех женщин!
РБ: Эта очаровательная цыганка к нам пришла из романа ………
РБ: Уважаемые гости! На этом наш бал подошёл к концу. Мы прощаемся с вами, но не прощаются литературные герои, которые всегда ждут вас на ваших любимых страницах! Спасибо, до новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Бал, посвященный 200-летию со дня рожденья Лермонтова Сценарий осеннего бала для учащихся начальных классов
Сценарий открытия недели русского языка и литературы в школе
Опубликовано: 1827 дней назад (23 апреля 2019)
Просмотров: 2634
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!