Неделя дружбы в старшей группе
Участники: дети, родители, воспитатели.
Актуальность темы: В старшем дошкольном возрасте формируются первоначальные представления о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, зависят успешность социализации ребенка, его положение в коллективе. Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Многим сложно договориться с товарищем, отстоять свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, как следствие, они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Поэтому в современных программах дошкольного образования предусматривается нравственное становление личности и формирование этических представлений.
Столкнувшись с этой проблемой, ребятам была прочитана психотерапевтическая сказка «Праздник дружбы» под редакцией И.Вачкова. После чего, было обсуждение сказки. Детям был задан вопрос: «А умеете ли вы дружить?» «Давайте попробуем посмотреть, а как у нас это с вами получается?».
С целью изучения уровня сформированности представлений о дружбе у детей 5-6 лет использовалась беседа «Ты мой друг и я твой друг...».
В процессе беседы «Ты мой друг и я твой друг...»
старшим дошкольникам были предложены следующие вопросы:
1. Как ты думаешь, кто такой друг?
2. Зачем человеку нужны друзья?
3. Есть ли у тебя лучший друг?
4. А почему ты с ним дружишь?
5. Как вы проводите вместе время?
6. Чем любит заниматься твой лучший друг?
7. А знаешь ли ты рассказы, сказки, пословицы или стихи о дружбе?
8. Как ты думаешь, каким должен быть хороший друг?
9. А ты сам являешься хорошим другом?
На первый вопрос беседы 70% дошкольников сказали, что «Друг это человек с которым можно дружить». На вопрос «Зачем человеку нужны друзья?» Матвей, Полина и Юля. сказали: «Чтобы не было скучно», а 30% остальных детей ответили «чтобы играть». Отвечая на третий вопрос, 6 ребят ответили, что не имеют лучших друзей. Отвечая на четвертый вопрос, дошкольники перечислили следующие качества своих лучших друзей: красивый, хороший, добрый. На пятый вопрос «Как вы проводите время вместе?» Вероника С. рассказала, что они вместе «гуляют, помогают друг другу». Остальные детей ответили, что со своими друзьями они играют, лепят, веселятся. На вопрос «Чем любит заниматься твой друг?» почти все дошкольники ответили, что их друг любит «играть». Самым трудным вопросом беседы оказался вопрос №7. На него смог ответить один ребенок, вспомнив сказку о трех поросят. Исследование данного вопроса показало, что дошкольники практически не знают стихотворений, пословиц, рассказов о дружбе. На вопрос №9 все дошкольники ответили, что сами тоже являются хорошими друзьями.
Вот так начался наш проект «Неделя дружбы»
Проблема: дети не умеют дружить.
Реализация проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений детей в группе: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих сверстников, помогает усвоить нормы и правила поведения, формировать нравственные чувства ребёнка.
Задачи проекта «Неделя дружбы»:
- Воспитание культуры поведения и общения, доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
- Воспитание привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, умения сдерживать эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, состродания, сопереживания, умения понимать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своём поведении.
- Развивать уверенность в себе и своих возможностей, коммуникативные навыки.
Предполагаемые результаты:
1. Со стороны детей.
- дети научатся следовать правилам культуры;
- приобретут умение договариваться, оказывать друг другу поддержку,
понимать настроение других детей, выражать своё настроение в различных видах творчества;
- дети будут понимать, что такое «добро», «зло»;
- дети станут увереннее в себе, научатся оценивать свои возможности;
2. Со стороны родителей.
- повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
3. Со стороны педагога.
- В группе будут созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.
Схема реализации проекта:
1. Первый этап – подготовительный:
• Формирование проблемы;
• Определение задач;
• Изучение методической литературы по данной теме.
• Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы.
2. Второй этап – основной:
• Беседы с родителями.
• Работа с детьми.
• 3. Третий этап Презентационно-завершающий. Создание презентации для педагогов ДОУ.
На каждый день я составила план мероприятий.
Понедельник «Дарите людям доброту»
1. Коммуникативная и художественно-эстетическая деятельность. Беседа с элементами рисования«Что такое дружба?»
Задачи: формировать представления детей о понятии «настоящая дружба», способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки в группе.
2. Игровая деятельность. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Задачи: формировать представление о хороших и плохих поступках, умение анализировать и делать выводы.
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов».
Задачи: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
Игра «Угадай настроение».
Задачи: воспитывать желание поделиться своим настроением со сверстниками; формировать умение угадывать настроение по мимике.
3. Предложить детям дома вместе с родителями выучить стихи о дружбе и «мирилки».
Вторник «Вежливость»
1. Коммуникативная деятельность. Беседа «Давайте никогда не ссориться», просмотр мультфильма «Ссора».
Задачи: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих; стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников; воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
2. Игровая деятельность. Словесная игра «Назови ласково по имени своего друга».
Задачи: развивать речевую активность, доброжелательно относиться друг к другу; вызывать радость от общения друг с другом.
3. Чтение художественной литературы: Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
4. Предложить детям дома вместе с родителями тему: «Нарисуй пословицу о дружбе»
Среда «Добро не умрет, а зло пропадет»
1. Игровая деятельность. Ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку».
Задачи: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуациях столкновения интересов.
2. Просмотр мультфильма «Как стать другом». Обсуждение рисунков, выполненных совместно с родителями. Проговаривание пословиц хором.
Цель: выявить интерес к заданному заданию как со стороны детей, так и родителей.
3. Лепка «Пирог для друга».
Задачи: формировать умение лепить по замыслу, закреплять знакомые способы лепки, вызывать желание сделать приятный подарок другу.
4. Прослушивание песен о дружбе.
Задачи: создать радостное настроение, ситуацию комфорта и раскованности среди детей, побуждать их подпевать знакомые слова в песнях, выполнять танцевальные движения.
Четверг «В мире доброты»
1. Развитие речи Чтение и пересказ М. Пляцковского «Урок дружбы».
Задачи: развивать чувство понимания и потребности в общении со сверстниками, формировать умение оценивать поступки окружающих.
2. Рисование «Мой четвероногий друг»
Задачи: развивать умение самостоятельно рисовать животное; аккуратно закрашивать карандашами, правильно подбирать цвета.
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Задачи: учить детей обыгрывать реальные действия, использовать в игре свои практические умения, объединять различные сюжеты, считаться со интересами товарищей.
3. Прослушивание песен о дружбе.
Задачи: создать радостное настроение, ситуацию комфорта и раскованности среди детей, побуждать их подпевать знакомые слова в песнях, выполнять танцевальные движения.
4. Предложить детям вместе с родителями подготовить угощение для друзей (для чаепития).
Пятница «Праздник «В мире доброты»
1. Беседа «Дружбой нужно дорожить». Подведение итогов недели.
Задачи: закрепление знаний воспитанников с правилами дружбы; научить доброжелательности и снисходительности, стремление понимать друг друга.
2. Коллективная работа «Рисование дерева дружбы». Задачи: развивать навыки совместной деятельности, воспитывать дружеские отношения.
2. Чаепитие.
3. Игровая деятельность. Словесная игра «Назови ласково по имени своего друга».
Задачи: развивать речевую активность, доброжелательно относиться друг к другу; вызывать радость от общения друг с другом.
4. Прослушивание песен о дружбе.
Задачи: создать радостное настроение, ситуацию комфорта и раскованности среди детей, побуждать их подпевать знакомые слова в песнях, выполнять танцевальные движения.
Вот наше "дерево дружбы"
Рекомендуем посмотреть:
Праздник дружбы в детском саду. Сценарий для подготовительной группы
Праздник «День дружбы» в детском саду в летний период. Сценарий
Летнее развлечение "Праздник дружбы" в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Игровая программа про дружбу для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий